Развитие логического мышления у детей посредством логико-математических игр.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Белых Наталия Вячеславовна

Ребёнок – дошкольник по своей натуре исследователь. В детском возрасте закладываются основы логического мышления, познавательной активности, творческой инициативы, формируются первичные математические представления. И чтобы математика была для ребёнка увлекательна и интересна, я использую в своей практической деятельности развивающие логико-математические дидактические пособия – «Цветные палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Предлагаю конспект ООД для детей среднего дошкольного возраста «Мешок яблок».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белых Наталия Вячеславовна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ д/с № 2 «Рябинка»

г. Малоярославец, Калужская область

Развитие логического мышления у детей посредством                          логико-математических игр.

Ребёнок – дошкольник по своей натуре исследователь. В детском возрасте закладываются основы логического мышления, познавательной активности, творческой инициативы, формируются первичные математические представления. И чтобы математика была для ребёнка увлекательна и интересна, я использую в своей практической деятельности развивающие логико-математические дидактические пособия – «Цветные палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Предлагаю конспект ООД для детей среднего дошкольного возраста «Мешок яблок».

Конспект ООД «Мешок яблок»

Цель: развитие логико-математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Задачи.

  1. Обучающие:
  • Продолжать формировать у детей представления о количественном и порядковом счёте в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?».
  • Формировать умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, располагать их в определенной последовательности (по возрастанию).
  • Упражнять в плоскостном моделировании.
  1. Развивающие:
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, монологическую речь.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо (воспитатель показывает детям конверт, на котором изображен сюжет из сказки Сутеева «Мешок яблок»). Как вы думаете, из какой сказки нам пришло письмо? (Ответы детей). Давайте его прочитаем.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Пишет вам заяц. Прошу вас помочь лесным жителям. На нашей яблоне созрело много яблок. Помогите их собрать».

Воспитатель: Ну что, поможем лесным жителям? (Ответы детей). Тогда нам надо отправляться в путь. А на каком виде транспорта мы поедем в сказку, вы узнаете, отгадав загадку:

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит (Поезд)

Ответы детей.

Воспитатель: А почему вы решили, что это поезд? (Дети обосновывают своё предположение).

Воспитатель: Да, вы правы, мы отправимся на поезде, а помогут нам в этом наши волшебные палочки. Паровозы лежат у вас на столах, вам надо прикрепить к паровозам вагоны из цветных палочек. Вагонов будет 5. Надо выложить вагоны от самой короткой палочки до самой длинной. Дети выполняют задание. Воспитатель задает детям вопросы: Какого цвета вагончик стоит первым, третьим? А последний? Какой по порядку будет вагон голубого цвета? А красного цвета? Как вы думаете, в вагоне какого цвета поедет больше всего пассажиров?

Воспитатель: Наш поезд отправляется в сказку. Машинистом будет (имя ребёнка), а остальные будут вагончиками.

Наш весёлый паровоз

Все вагончики повёз.

Вагончики цветные

Бегут, бегут, бегут – (быстрый шаг на месте с лёгким притопыванием)

По рельсам их колёсики

Тук – тук, тук – тук. (дети продвигаются вперёд за «паровозом»)

«Поезд» подъезжает к мольберту, на котором картинки яблони с яблоками и заяц. Все здороваются с зайцем.

Заяц: спасибо, ребята, что приехали. Да вот беда, к яблоне не пройти. Ночью был сильный ветер и тропинку к яблоне засыпало камнями.  

Воспитатель: Ребята, давайте поможем убрать камни (блоки Дьенеша) с тропинки. Какой геометрической формы камни? (круг, треугольник, квадрат). Камни будем раскладывать в обручи. В синий обруч надо сложить блоки треугольной формы, в красный – все блоки квадратной формы, а в желтый – все остальные. Раз, два, три – камни убери. Дети раскладывают блоки по обручам. Воспитатель проверяет правильность выполненного задания.

Воспитатель: Молодцы, теперь по тропинке пойдем к яблоне. Давайте сосчитаем, сколько выросло яблок на яблоне (5 яблок). А теперь давайте выложим количество яблок, используя белые палочки. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Предлагаю вам заменить белые палочки одной, подходящей по длине палочкой. Какого цвета вы возьмете палочку? Почему? Молодцы.

Воспитатель: Ребята, яблоки висят высоко, как же нам их сорвать? Предложения детей.

Воспитатель: Правильно, нам нужна лестница.  Постройте лестницу из палочек. Надо сложить лестницу от самой низкой до самой высокой ступеньки. Посчитайте, сколько всего ступенек (5). Какого цвета самая высокая ступенька? Какая по счету розовая ступенька, голубая? А какого цвета четвертая ступенька?

Воспитатель: Лестницу построили, пойдемте срывать яблоки.

Как красив фруктовый сад (хлопки в ладоши)

Всюду яблоки висят (руки в стороны)

Краснобоки, краснощеки (руки на пояс, поворотики)

На ветвях висят высоких (руки вверх)

Будем мы их доставать (прыжки на месте)

И в мешочек убирать (имитируют складывание в мешок).

Воспитатель: Ребята, а мешка то у нас нет. Куда же мы будем складывать яблоки? Давайте сделаем мешки из палочек. Мешок можно сделать любой геометрической формы. Воспитатель проверяет правильность выполненного задания. Спрашивает, какой геометрической формы дети сделали мешки.

Воспитатель: Ну вот, яблоки сорвали, в мешки сложили, пора возвращаться в детский сад. Дети прощаются с зайцем.

Воспитатель: Занимаем места в поезде. Машинистом будет (имя ребенка) … Поехали.

Наш весёлый паровоз

Все вагончики повёз.

Вагончики цветные

Бегут, бегут, бегут – быстрый шаг на месте с лёгким притопыванием

По рельсам их колёсики

Тук – тук, тук – тук. – дети продвигаются вперёд за «паров

Рефлексия: Вот мы и вернулись. Где мы с вами были?  Какие задания вам понравились? Какие задания было трудно выполнять? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы молодцы, помогли зайцу и справились со всеми заданиями.

Используемая литература:

  1. Л.Д. Комарова Как работать с палочками Кюизенера. ООО «Издательство ГНОМ», М., 2020 г.
  2. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера Мозаика – Синтез; Москва, 2008 г.
  3. Альбом Давайте вместе поиграем ООО Корвет СПб

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста по средствам логико-математических игр"

Задачи. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности,логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Способствовать развитию познават...

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления у детей посредством игр и упражнений математического содержания».

Никто не будет отрицать, что для успешного усвоения программы, ребенку необходимо развитое логическое мышление....

Мастер-класс "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.

Цель мастер-класса: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления дошкольников.Задачи: - Познакомить педаг...

Серия конспектов по математике в подготовительной группе на тему "Развитие логического мышления у детей посредством дидактических игр и упражнений".

Учить детей подбирать родовые понятия к видовым инаоборот, познакомить детей с системой графического отображенияклассификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить свозмо закреплять...

Консультация для родителей « Логико-математические игры для развития логического мышления у детей».

Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ...

Мастер-класс "Развитие логического мышления у детей посредством технологии "Дары Фребеля""

Показать возможности решения образовательных задач посредством использования набора Фребеля  в совместной деятельности с целью развития логического мышления и формирования мыслител...