Главные вкладки

    Мастер-класс "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
    презентация на тему

    Силантьева Любовь Яковлевна

    Цель мастер-класса: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления дошкольников.

    Задачи:

    - Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико  – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

    - Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования логических  игр в педагогическом процессе.

    - Развивать интерес к оригинальным образовательным игровым технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.

    - Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

    Доказано, что сформированность навыка логического мышления, т.е. способность «действовать в уме»  в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

    Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

    Для наилучшего результата в интеллектуальном развитии дошкольника весьма действенным является проблемно-поисковый  метод  развития, а главной формой организации работы является логическая развивающая игра.                                                                   

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер- класс на тему:

    «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

    Цель:

    Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления дошкольников.

    Задачи:

    - Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико  – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

    - Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования логических  игр в педагогическом процессе.

    - Развивать интерес к оригинальным образовательным игровым технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.

    - Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

    Ход выступления:

    Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

      Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.

       Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приемов мышления и, в еще большой мере, степенью их оформленности в систему.

       И поэтому большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.

    Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

    Давно известно, что одним из мощных  средств развития ребенка является логическая игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности.

    Образовательный процесс строится таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

    Основная задача логических игр – служить средством развития мышления каждого ребенка, или, говоря образно, инструментом для ювелирной огранки умственных способностей.

    Используя эти игры  можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных  и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника закреплено в Федеральном законе от 29.10.2012 «Об образовании Российской Федерации» и находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня  направление на достижение  у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

    Доказано, что сформированность навыка логического мышления, т.е. способность «действовать в уме»  в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

    Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

    Для наилучшего результата в интеллектуальном развитии дошкольника весьма действенным является проблемно-поисковый  метод  развития, а главной формой организации работы является логическая развивающая игра.                                                                  

    Интеграция математического развития с другими направлениями образовательного процесса осуществляется повседневно через целевые установки, через содержание образования, его развивающее воздействие на детей. Элементы интеграции разных видов познания содержат логические и  развивающие игры, которые так же способствуют развитию интегративных качеств ребёнка.

    Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии логических упражнений,  игр, задач.

    В результате этого выстроилась определенная модель классификации логических игр, основанная  на использование разнообразных технологий. Слайд 2 

    1.Поиск эффективных нестандартных методов дал интересный результат:  появление алгоритмических игр, которые рассматриваются в качестве средства обучения. Слайд 3

    2. Особое внимание уделила играм – головоломкам со шнурком. Они имеют значительный потенциал для развития мышления детей: задействуют разные виды и формы мышления; актуализируют мыслительные действия и операции, развивают осознание ребенком своей собственной деятельности, творческое мышление.  Слайд 4

    3. Для реализации своей системы работы стала использовать развивающий планшет с карточками-схемами "Логико-малыш". Задания направлены на упражнения в умении анализировать, обобщать, классифицировать.  Слайд 5

    4. Очень интересны поисково-творческие задачи З.А.Зака. Слайд 6

    Данные занятия являются превосходными методами в развитии у детей логических операций.

    5. Большую роль отводим математическому моделированию (на материале игр-головоломок: "Танграм", "Вьетнамская игра", "Пифагор", "Пентамино"," Волшебный круг", "Волшебный квадрат", "Колумбово яйцо", "Гексамино"и др. Слайд 7, 8, 9.

    Головоломки способствуют развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.

     Они расположены по принципу от простого к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

    6. Такие игры, как: «Вычислительные машины», "Муравьи", «Волшебники», игры с обручами, лабиринты, стали трамплином активизации мыслительной деятельности детей. Слайд 10,11.

    7. Полифункциональные развивающие пособия: логические блоки З. Дьенеша. Слайд 12,13,14. Основная цель использования дидактического материала научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Использование логических блоков в играх позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

    8. Одним из эффективных средств для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Слайд 15.

    В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность.

    - Эффективным средством для интеллектуального развития детей является использование развивающих игр на интерактивном столе. Слайд 16

    Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. В организации образовательного процесса обязательно воплощаю концепцию личностно – ориентированной модели развития и воспитания детей. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.

      В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем обученность, поэтому и значимость работы по развитию логического мышления будет возрастать.

    В заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

    Содержание практической части:

    1.

    Сегодня  я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как  можно их использовать.

    Приглашаю для проведения мастер-класса 6 человек. Уважаемые коллеги, послушайте сказку, которую я вам расскажу. Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно.

    И вот однажды решили палочки поиграть в игру, которая называется  «Назови число – найди палочку».

    Педагог - белая обозначает число 1. Покажите. Красная? - число 2. Число 4 обозначает какая палочка?-бардовая. А какое число обозначает желтая палочка?-8. А черная?-10.

    Педагог: А вы любите путешествовать?  Тогда отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

    В поле лестница лежит,

    Дом по лестнице бежит. (Поезд)

     Молодцы, правильно отгадали загадку. Ну что ж, давайте подготовим свои поезда в путь-дорогу.

    1.Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой из оранжевой. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине? (2 белых палочки)

    2.Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой из трех красных. Какой поезд будет длиннее и насколько?

    3.Постройте небольшой поезд из цветных палочек. Поезд состоит из трех вагонов – палочек: желтой, коричневой и синей.  Желтый вагончик стоит внутри, а коричневый – не является первым. В какой последовательности стоят вагоны?

    4.А сейчас составьте поезд из пяти палочек – вагонов по порядку от самого длинного до самого короткого слева направо. Составить надо так, чтобы первым был зеленый вагончик, а последний – красный.

    Сколько всего вагонов у поезда? Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон, какого цвета стоит третьим? Какой по порядку вагон находится между темно-зеленым и вишневым?

    Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. Назовите по порядку длину вагонов справа налево.

    Пронумеруйте вагоны своего поезда. В нашем поезде едут пассажиры - вот они (показать белую палочку). Сколько пассажиров в последнем вагоне? А сколько пассажиров поместится в третьем вагоне? Почему? А в каком по порядку вагоне едут три пассажира?

    -И я составила поезд. Только пассажиры в нем животные: слон, корова, кошка, собака. В этом поезде едет и мышка, но она спряталась и ее не видно. Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что она едет не с собакой и не со слоном ( с коровой).

    2.

    -Ну что ж, поехали. А в пути поиграем в "Вопросы и ответы". (творческие игровые задания и проблемные ситуации)

    - Было числом 4, а стало числом 5. Как это произошло?;

    - Где живет цифра 3? В днях недели, месяцах года, номерах домов, в дне рождения;

    -  «Этого было много, а стало мало. Что это может быть?» (снега было много, а стало мало — растаял, луж было много, стало мало – высохли, конфет было много, стало мало – съели);

    -  «Этого было мало, а стало много. Что это может быть?» (овощей в огороде было мало, а стало много — выросли, денег было мало, а стало много – заработали, рисунков было мало, а стало много – нарисовали).

    3.

    И попали мы в сказочную лесную страну.  К маленьким жителям лесной полянки - насекомым.

    "Под пенёчком домик чей?

    Он без окон, без дверей!

    Горка-башня  из земли,

    Ах, живут здесь муравьи!"

    В муравейнике живет много детей, веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Давайте поможем муравьишкам попасть домой. Игра "Муравьи".

    Вопросы:

    -По каким дорожкам могут ходить черные муравьишки? Как вы думаете? Почему? (только по черным дорожкам).

    - А красные? ( только по красным дорожкам).

    -Большие муравьи проходят через какие ворота, а маленькие?

     Нашли муравьишки свой дом, а вот попасть туда они смогут лишь тогда, когда вы ответите на вопросы. У каждого из вас есть картинка. Вы должны сказать, чем похожа ваша картинка на муравья (сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их).

    Ответ: Бабочка-насекомое, 6 лапок, как у муравья;

     комар-маленький, как муравей;

    курица с яйцом- муравьи как и куры откладывают яйца;

    гора- муравейник похож на гору;

    стрекоза – как и муравей главный герой в басне И.Крылова «Стрекоза и муравей»;

    дятел - как и муравей санитар леса;

    медведь – сильный и коричневый как муравей.

    4.

    "По тонкой травинке ползёт гусеница -

    Пушистая спинка, забавное рыльце.

    Вот так и гуляет, ползёт деловито,

    И травку глодает с большим аппетитом".

    Посмотрите, гусеница приползла на полянку. А по какой дорожке она ползла вы покажите на своих логических дощечках. Вам  поможет шнур-затейник (работаем по схеме, проговаривая: сначала ползла  вверх,  доползла до 4 колышка, повернула направо и т.д.)

     По дороге гусеница заходила в  гости. Посмотрите на этот дом. У него четыре окошка и в каждом окошке кто-то живет. Вот в гости к этим фигуркам и ходит гусеница: от одного жильца -  к другому. но гусеница может ходить между окошками только прямо.

    Задание: Возьмите карандаши и нарисуйте в свободной клетке на которую указывает стрелка, где гусеница побывала в гостях.

    5.

    «Восемь лапок, восемь глаз -
    из угла гляжу на вас.
    Для жужжащих на лету
    сеть надежную плету.
    Паутина легче пуха,
    но крепка - спасенья нет.
    Попадись комар иль муха -
    угодите на обед».

    А чтобы никто из насекомых не попался на обед пауку, мы должны выполнить задание.

    Задание «Какие высказывания о фигурах этой картины истинны, какие – ложны».

    1.Некоторые фигуры на чертеже треугольники – истинны.

    2.Все фигуры треугольники – ложны.

    3.На чертеже нет ни одного треугольника – ложны.

    4.Ни одна фигура не является треугольником – ложны.

    5.На чертеже есть треугольники – истинны.

    6.Некоторые фигуры квадраты – истинны.

    7.Все фигуры квадраты – ложны.

    8.Каждая фигура является квадратом – ложны.

    9.На чертеже нет ни одного квадрата – ложны.

    10.Все фигуры многоугольники – ложны.

    6.

    «Ночь пришла, смотри:

    О, чудо! Огоньки зажглись повсюду!»

    Вечером везде зажигается свет. И в сказочной лесной стране зажигаются волшебные фонарики-светлячки. Все насекомые прячутся по своим домикам. Возьмите лист бумаги свернутый пополам и представьте мысленно: в домике, какой формы живут насекомые? Спрятались насекомые по своим домикам и нам пора возвращаться.

    -Но вот болотце на пути,

    Тут друзья нам не пройти.

    Надо мост построить нам,

    Чтоб проехали мы там.

    Игра «Мост из геометрических фигур» (составление логической цепочки)

    Правила построения моста записаны  в таблице. Работаем парами. Располагаем  свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост».

    Путешествие подошло к концу.

    К нам в гости прилетела пчелка. Мы с вами трудились и пчелка потрудилась. Она вас угощает ароматным медом.

     Заключительное  слово 

    Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс.

     Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий"

    Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны...

    Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

    Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

    Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

    Большое значение в развитии мышления имеют дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами нах...

    Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

    В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

    Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

    Выступление на педсовете. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр

    laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....