Конспект занятия по познавательному развитию формирование элементарных математических представлений "Праздник у белочки"
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Смирнова Екатерина Дмитриевна

Конспект занятия по познавательному развитию формирование элементарных математических представлений: «Праздник у белочки»

 

Автор-разработчик: Смирнова Екатерина Дмитриевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 50 Приморского района Санкт – Петербурга

Возрастная адресованность:    младшая группа детского сада

Длительность мероприятия: 15 мин.

Тип занятия: закрепление раннее приобретённых знаний.

Цель: развивать умения сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на  основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

Задачи:

  1. продолжать формировать навык исследовать форму геометрических  фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), используя зрение и осязание.
  2. учить составлять группы из  однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
  3. учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее — короче, шире — уже), обозначая результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине; широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине.
  4. способствовать развитию у детей любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности;
  5. обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в  речи.

Предварительная работа: учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни, рассматривание один и множества предметов, игра "Найди в группе предмет той же формы".

Материалы.

Демонстрационный материал: фотография весеннего леса, звуки природы, мягкая игрушка ежа, белочки и зайца, картинки узкой и широкой дороги, 2 ленточки (длинная и короткая).

Раздаточный материал: геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) по количеству детей.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, ребята! Подходите ко мне.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

К нам сегодня пришел гость - ежик. Давайте послушаем его?

Ежик: Здравствуйте, ребята! У белочки сегодня день рождения, она пригласила всех в гости. Я приготовил для нее подарок – бусы, но они случайно порвались и все бусины рассыпались. Вы поможете мне их собрать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Тогда посмотрите все сюда. Давайте сначала соберем бусинки с пола. Помните, пожалуйста, что это подарок, а подарки приятно получать целыми и красивыми, поэтому мы бусинки не мне и не рвем. Каждый должен найти 1 бусинку. Молодцы!

Давайте посмотрим какие у ежика красивые бусинки. Обведите пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Посмотрите, я тоже нашла бусинки за диваном. Ваши бусинки похожи на мои?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чем же они отличаются?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите, у меня фигуры другого цвета и размера. У меня большой желтый треугольник, а у вас? (Воспитатель вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький) своей фигуры данного вида).

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо. Какие же бусинки мы нашли? Это бусинка какая? Квадратная. Покажите, у кого квадратная бусинка? А эта бусинка какая? Треугольная? У кого треугольные бусинки, покажите? И т.д.

Ежик: Спасибо вам ребята! Теперь нужно из бусинок собрать бусы.

Воспитатель: Ребята, поможем ежику собирать бусы? Посмотрите, ежик уже начал их делать. Из каких фигур он решил составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая.

Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что остались еще бусины, давайте сделаем еще одни запасные бусы. Воспитатель выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Ежик: Какие славные бусы получились! А вы проводите меня до дома белочки, а то я боюсь опять порвать бусы.

Дети: Ответы детей.

Ежик: Тогда, все за мной.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде – два!

Солнце светит высоко,

(Руки поднять вверх и чуть вперед.)

Дарит нам оно тепло.

(Опустить руки и прижать ладони к груди.)

Ветер сильно обдувает,

(Присесть, обхватив себя руками.)

Вверх травинки поднимает.

(Медленно вставать, потягивая руки вверх и шевеля пальцами рук.)

Ежик: Ой, ребята, а в гости ведь надо идти красивым и нарядным. Наверное, надо сделать красивый бантик.  У меня есть ленточки, но я не знаю какую мне выбрать. Поможете?

Дети с помощью воспитатель примеряют и завязывают бантики, вдруг оказывается, что не все ленточки подходят.  Педагог предлагает рассмотреть ленточку и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель спрашивает, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. просит дать название качества величины - длина. После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и определять, какая из них короткая,  а какая – длинная.

Ежик: Замечательно, этот бантик мне походит, теперь я буду самый нарядный на празднике, и подарок у меня есть. А по какой же тропинке нам идти дальше?

Задание выполняется аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов путем сравнения широких и узких  ленточек  одной и той же длины. На столе выкладываются две картонные полоски одинаковой длины - широкая и узкая. По широкой полоске (дорожке) может пройти ежик с подарком, а по узкой - только один ежик, подарок не помещается.

Ежик: Ребята, а вот и белочка. Это для тебя подарок. Мне ребята помогали его сделать. Ребят, а из каких бусинок мы его собрали?

Дети: Ответы детей.

Ежик: И поясок мне помогли выбрать. Какой вы пояс мне выбрали: длинный или короткий?

Дети: Ответы детей.

Ежик: И даже тропику мне подсказали. По какой тропинке я спешил в гости с подарком: по узкой или по широкой?

Дети: Ответы детей.

Ежик: Спасибо вам, ребята, за помощь! Вам было тяжело справится с моими просьбами? Вам понравилось мне помогать?

Дети: Ответы детей.

Белочка: Тогда садитесь с нами пить чай.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_femp.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию формирование элементарных математических представлений: «Праздник у белочки»

Автор-разработчик: Смирнова Екатерина Дмитриевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 50 Приморского района Санкт – Петербурга

Возрастная адресованность:    младшая группа детского сада

Длительность мероприятия: 15 мин.

Тип занятия: закрепление раннее приобретённых знаний.

Цель: развивать умения сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на  основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

Задачи:

  1. продолжать формировать навык исследовать форму геометрических  фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), используя зрение и осязание.
  2. учить составлять группы из  однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
  3. учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее — короче, шире — уже), обозначая результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине; широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине.
  4. способствовать развитию у детей любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности;
  5. обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в  речи.

Предварительная работа: учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни, рассматривание один и множества предметов, игра "Найди в группе предмет той же формы".

Материалы.

Демонстрационный материал: фотография весеннего леса, звуки природы, мягкая игрушка ежа, белочки и зайца, картинки узкой и широкой дороги, 2 ленточки (длинная и короткая).

Раздаточный материал: геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, ребята! Подходите ко мне.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

К нам сегодня пришел гость - ежик. Давайте послушаем его?

Ежик: Здравствуйте, ребята! У белочки сегодня день рождения, она пригласила всех в гости. Я приготовил для нее подарок – бусы, но они случайно порвались и все бусины рассыпались. Вы поможете мне их собрать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Тогда посмотрите все сюда. Давайте сначала соберем бусинки с пола. Помните, пожалуйста, что это подарок, а подарки приятно получать целыми и красивыми, поэтому мы бусинки не мне и не рвем. Каждый должен найти 1 бусинку. Молодцы!

Давайте посмотрим какие у ежика красивые бусинки. Обведите пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Посмотрите, я тоже нашла бусинки за диваном. Ваши бусинки похожи на мои?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чем же они отличаются?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите, у меня фигуры другого цвета и размера. У меня большой желтый треугольник, а у вас? (Воспитатель вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький) своей фигуры данного вида).

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо. Какие же бусинки мы нашли? Это бусинка какая? Квадратная. Покажите, у кого квадратная бусинка? А эта бусинка какая? Треугольная? У кого треугольные бусинки, покажите? И т.д.

Ежик: Спасибо вам ребята! Теперь нужно из бусинок собрать бусы.

Воспитатель: Ребята, поможем ежику собирать бусы? Посмотрите, ежик уже начал их делать. Из каких фигур он решил составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая.

Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что остались еще бусины, давайте сделаем еще одни запасные бусы. Воспитатель выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Ежик: Какие славные бусы получились! А вы проводите меня до дома белочки, а то я боюсь опять порвать бусы.

Дети: Ответы детей.

Ежик: Тогда, все за мной.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде – два!

Солнце светит высоко,

(Руки поднять вверх и чуть вперед.)

Дарит нам оно тепло.

(Опустить руки и прижать ладони к груди.)

Ветер сильно обдувает,

(Присесть, обхватив себя руками.)

Вверх травинки поднимает.

(Медленно вставать, потягивая руки вверх и шевеля пальцами рук.)

Ежик: Ой, ребята, а в гости ведь надо идти красивым и нарядным. Наверное, надо сделать красивый бантик.  У меня есть ленточки, но я не знаю какую мне выбрать. Поможете?

Дети с помощью воспитатель примеряют и завязывают бантики, вдруг оказывается, что не все ленточки подходят.  Педагог предлагает рассмотреть ленточку и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель спрашивает, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. просит дать название качества величины - длина. После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и определять, какая из них короткая,  а какая – длинная.

Ежик: Замечательно, этот бантик мне походит, теперь я буду самый нарядный на празднике, и подарок у меня есть. А по какой же тропинке нам идти дальше?

Задание выполняется аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов путем сравнения широких и узких  ленточек  одной и той же длины. На столе выкладываются две картонные полоски одинаковой длины - широкая и узкая. По широкой полоске (дорожке) может пройти ежик с подарком, а по узкой - только один ежик, подарок не помещается.

Ежик: Ребята, а вот и белочка. Это для тебя подарок. Мне ребята помогали его сделать. Ребят, а из каких бусинок мы его собрали?

Дети: Ответы детей.

Ежик: И поясок мне помогли выбрать. Какой вы пояс мне выбрали: длинный или короткий?

Дети: Ответы детей.

Ежик: И даже тропику мне подсказали. По какой тропинке я спешил в гости с подарком: по узкой или по широкой?

Дети: Ответы детей.

Ежик: Спасибо вам, ребята, за помощь! Вам было тяжело справится с моими просьбами? Вам понравилось мне помогать?

Дети: Ответы детей.

Белочка: Тогда садитесь с нами пить чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе.

Цель: развивать внимание детей;упражнять детей в сравнении групп предметов;закреплять знания детей о тупых, острых, прямых углахдать знания о равносторонних, остроугольных, прямоугольных и тупоугольны...

Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы

Тема: Сравнение  предметов по двум признакам  величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию "Формирование элементарных математических представлений"

На занятии решаются задачи на формирование у детей умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками, выделять из групп предмет, отли...

Конспект занятия по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений На тему: «Письмо от Буратино» в средней группе

Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные: повышать уровень развития ребенка; закреплять знания детей о геометрических фигурах и цветах; разнообразии цветово...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшей группы Тема: «На помощь инопланетянам!»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.Задачи: Образовательные:- Закреплять представление детей о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);- П...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) ...