«Развитие пространственной ориентировки детей подготовительной группы»
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Денисова Екатерина Васильевна

Актуальность

В дошкольном возрасте процесс формирования временных и пространственных представлений является наиболее сложным, так как данные категории представляют собой абстрактные понятия. У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве и времени. Дошкольники воспринимают пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Создание схемы или модели помогает ребенку наглядно определить положение в пространстве того или иного предмета. Именно поэтому метод моделирования (создания наглядных моделей предметов или явлений) является наиболее перспективным методом в формировании временных и пространственных представлений.

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности в использовании моделирования как средства развития временных и пространственных представлений для последующей организации работы с дошкольниками.

Задача: Повысить собственный уровень знаний путём изучения психолого-педагогической литературы, работы с банком данных в системе «Интернет»

Разработать пособия, игры для формирования временных и пространственных представлений дошкольников с ОВЗ

Составить перспективный план появления дидактического материала в группе, работы с родителями

Организовать совместную деятельность с дошкольниками и родителями с использованием пособий, интерактивных форм работ

Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, публикацией на мини-сайте педагога

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • Изучить и подобрать различные методики для развития ориентации в пространстве.
  • Апробировать возможности использования данных методик.
  • Разработать планирование непосредственной образовательной деятельности по развитию ориентации в пространстве детей с использованием графических диктантов;                                                                                                                   
  • Пополнить предметно-развивающую среду играми, пособиями, техническими средствами в соответствии с ФГОС.
  • Повысить уровень педагогического мастерства через посещения семинаров, мастер-классов, просмотров открытых мероприятий, обучения на проблемных курсах.
  • Распространить педагогический опыт в том числе и на образовательных интернет-сайтах.

Предполагаемый результат: Совершенствуется:

· пространственные представления,

· навык ориентирования на листе клетчатой бумаги,                                                                                                        · составление графических изображений,                                                                          · моделирование рисунка, чертежа, плана, схем

 

План работы на 2022-2023 учебный год

п/п

Форма работы

Содержание

Срок

Ответственный

Результат

1

Изучение методической литературы

1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г.

2.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г.

3. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015.

4. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников  - М.: Издательство «Книголюб», 2015

5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014

Сентябрь в течение учебного года

 

 

2

Мониторинг развития ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями

Изготовления пособия

Анализ проведенного мониторинга.

Консультация для родителей: «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

пособием
«Интерактивный альбом: учимся ориентироваться в пространстве и времени»

Октябрь

 

 

3

Знакомство с пособием Прослушивание вебинаров, посещение проблемных курсов.

Работа с родителями

«Интерактивный альбом: учимся ориентироваться в пространстве и времени вместе Штриховка. Рисование по трафаретам.

 Дорисовка (по принципу симметрии). Д/и «Как пройти к зайке?», д\и «Секреты».

Консультация: «Роль                      графических диктантов в развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

 

 

4

Пополнение предметно-развивающей среды   (изготовление д\и,  шаблонов, трафаретов,  методической литературой)

Д/и «Дорисуй рисунок по    клеточкам».

Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома».

Д\у «Волшебные рисунки на       спине». Пальчиковая гимнастика

Оформление папки-                   передвижки по теме: «Занимательные игры».

Декабрь

 

 

5

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.

Изготовление пособий для  занятий  и игр.

 

Д/и «Дорисуй рисунок по    клеточкам».

Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома».

Д\у «Волшебные рисунки на       спине». Пальчиковая гимнастика

Январь

 

 

6

Консультация для педагогов

 

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.

«Развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством графического диктанта».

Д\и «Шашки», «Водители», «Дойди до флажка»

 

Февраль

 

 

7

Консультация для родителей

 

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.

Памятка «Как научить ребенка определять день недели»

Игра «Пройди лабиринт»

«Части тела», «Найди фигуру», «Следопыт».

Март

 

 

8

Работа с пособием

Работа с родителями

Игровые моменты,

Работа с интерактивным альбомом (закрепление материала)

Памятка « Как научить ребенка определять право и лево»

Игр на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко («Магазин», «Угадай, где что находится», «Куда спряталась мышка», «Игра на внимание»).

Апрель

 

 

9

Мониторинг ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Выставка

Анализ проведенного мониторинга.

 

 

 

Показ дидактических игр и пособий по данной теме.

Май

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г.

2.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г.

3. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015.

4. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников  - М.: Издательство «Книголюб», 2015

5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258»

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы

Денисовой Екатерины Васильевны

Высшей категории

«Развитие пространственной ориентировки детей подготовительной группы»

Новосибирск 2022г.

Актуальность

В дошкольном возрасте процесс формирования временных и пространственных представлений является наиболее сложным, так как данные категории представляют собой абстрактные понятия. У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве и времени. Дошкольники воспринимают пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Создание схемы или модели помогает ребенку наглядно определить положение в пространстве того или иного предмета. Именно поэтому метод моделирования (создания наглядных моделей предметов или явлений) является наиболее перспективным методом в формировании временных и пространственных представлений.

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности в использовании моделирования как средства развития временных и пространственных представлений для последующей организации работы с дошкольниками.

Задача: Повысить собственный уровень знаний путём изучения психолого-педагогической литературы, работы с банком данных в системе «Интернет»

Разработать пособия, игры для формирования временных и пространственных представлений дошкольников с ОВЗ

Составить перспективный план появления дидактического материала в группе, работы с родителями

Организовать совместную деятельность с дошкольниками и родителями с использованием пособий, интерактивных форм работ

Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, публикацией на мини-сайте педагога

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • Изучить и подобрать различные методики для развития ориентации в пространстве.
  • Апробировать возможности использования данных методик.
  • Разработать планирование непосредственной образовательной деятельности по развитию ориентации в пространстве детей с использованием графических диктантов;                                                                                                                  
  • Пополнить предметно-развивающую среду играми, пособиями, техническими средствами в соответствии с ФГОС.
  • Повысить уровень педагогического мастерства через посещения семинаров, мастер-классов, просмотров открытых мероприятий, обучения на проблемных курсах.
  • Распространить педагогический опыт в том числе и на образовательных интернет-сайтах.

Предполагаемый результат: Совершенствуется:

 пространственные представления,

 навык ориентирования на листе клетчатой бумаги,                                                                                                         составление графических изображений,                                                                           моделирование рисунка, чертежа, плана, схем

План работы на 2022-2023 учебный год

п/п

Форма работы

Содержание

Срок

Ответственный

Результат

1

Изучение методической литературы

1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г.

2.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г.

3. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015.

4. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников  - М.: Издательство «Книголюб», 2015

5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014

Сентябрь в течение учебного года

2

Мониторинг развития ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями

Изготовления пособия

Анализ проведенного мониторинга.

Консультация для родителей: «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

пособием
«Интерактивный альбом: учимся ориентироваться в пространстве и времени»

Октябрь

3

Знакомство с пособием Прослушивание вебинаров, посещение проблемных курсов.

Работа с родителями

«Интерактивный альбом: учимся ориентироваться в пространстве и времени вместе Штриховка. Рисование по трафаретам.

 Дорисовка (по принципу симметрии). Д/и «Как пройти к зайке?», д\и «Секреты».

Консультация: «Роль                      графических диктантов в развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

4

Пополнение предметно-развивающей среды   (изготовление д\и,  шаблонов, трафаретов,  методической литературой)

Д/и «Дорисуй рисунок по    клеточкам».

Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома».

Д\у «Волшебные рисунки на       спине». Пальчиковая гимнастика

Оформление папки-                   передвижки по теме: «Занимательные игры».

Декабрь

5

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.

Изготовление пособий для  занятий  и игр.

Д/и «Дорисуй рисунок по    клеточкам».

Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома».

Д\у «Волшебные рисунки на       спине». Пальчиковая гимнастика

Январь

6

Консультация для педагогов

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.

«Развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством графического диктанта».

Д\и «Шашки», «Водители», «Дойди до флажка»

Февраль

7

Консультация для родителей

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.

Памятка «Как научить ребенка определять день недели»

Игра «Пройди лабиринт»

«Части тела», «Найди фигуру», «Следопыт».

Март

8

Работа с пособием

Работа с родителями

Игровые моменты,

Работа с интерактивным альбомом (закрепление материала)

Памятка « Как научить ребенка определять право и лево»

Игр на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко («Магазин», «Угадай, где что находится», «Куда спряталась мышка», «Игра на внимание»).

Апрель

9

Мониторинг ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Выставка

Анализ проведенного мониторинга.

Показ дидактических игр и пособий по данной теме.

Май

Литература

1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г.

2.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г.

3. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015.

4. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников  - М.: Издательство «Книголюб», 2015

5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Конспект занятия по развитию пространственной ориентировки в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Данный конспект занятия может использоваться на групповых занятиях по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения....

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию пространственной ориентировки для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Новый год»

Учить узнавать и называть геометрические фигуры, изображенные в различных пространственных положениях, зрительно и на ощупь, по словесной инструкции педагога;уточнить и расширить представления о празд...

Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...

Перспективное планирование развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения в младшей группе

Перспективное планированиеразвития пространственной ориентировки детей с нарушением зренияв младшей группе...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Трудности в восприятии собственного тела: ведущей руки, части лица, тела. И пространственные понятия осваивают в ходе специального обучения. Накопление практического опыта по освоению пространственног...

"Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой"

Предлагаю статью о полезности использования в развитии логического мышления детей серии графических диктантов....