Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада по мотивам сказки «Снежная Королева»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Спиридонова Наталья Григорьевна

• Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов;

• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

• закреплять счёт парами, тройками, пятёрками;

• Формировать умение решать логические задачи на сложение и вычитание.

• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, находить углы и середину

• Закрепить умение различать понятия: легче- тяжелее, шире – уже, длиннее –

короче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snezhnaya_koroleva.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений  в подготовительной группе детского сада

 по мотивам сказки «Снежная Королева»

                                                                                                           Спиридонова Н.Г.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов;

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

закреплять счёт парами, тройками, пятёрками;

Формировать умение решать логические задачи на сложение и вычитание.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, находить углы и середину

Закрепить умение различать понятия: легче- тяжелее, шире – уже, длиннее –

короче.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа:

чтение сказки Г. – Х. Андерсена «Снежная Королева»;

изготовление пособий для дидактических игр вместе с детьми;

дидактические игры с математическим содержанием;

составление и решение задач, разучивание физминуток;

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов) .

• Наглядный (использование иллюстрации на тему) .

• Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

• Поощрение, анализ занятия.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал:

Конверт, письмо, снежинки с заданиями; магнитная доска, маркер, карточки с цифрами до 10,весы.

Раздаточный материал:

«тортики» - орнамент, рисунки разной геометрической формы;

металлические предметы, вата;

бумажные снежинки по количеству детей;

карточки «Найди дорожку», карточки с заданиями

Простой карандаши, бумага;

красные и желтые цветы.

Ход занятия.

Воспитатель:

-  Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо от девочки Герды. Из какой она сказки?

Дети:

- Из сказки «Снежная Королева»

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там лежит.

Воспитатель:

- Здесь письмо. В письме написано: «Здравствуйте, ребята. Снежная Королева похитила моего друга Кая и обещала его вернуть, если я выполню задания. Помогите мне, пожалуйста, их выполнить». Ребята, поможем Герде?

Дети:

- Да, поможем.

Воспитатель:

- Тогда в путь! Мы пойдем в ледяное царство Снежной Королевы. Прежде, чем выйти на улицу и отправиться в путь, надо одеться по погоде. Что это значит?

Настя:
- Надо надеть брюки, сапоги, куртку, шапку, шарф, варежки.

Воспитатель:

- Для чего это нужно?

Надя:
- Чтобы не простудиться.

Воспитатель:

- А чтобы защитить себя от простудных заболеваний, надо провести массаж волшебных точек наших ушей.

Игровой массаж по А. Уманской и К. Динейки «Поиграем с ушками».

Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались.

А потом, а потом, покрутили козелком.

Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!

Воспитатель:

- Дети, подойдите к столу, возьмите карточки с цифрами и снова станьте в круг.

Воспитатель:

- Герда, просит вас помочь ей решить задания, указанные на снежинках.

 Воспитатель:

- Достанем первую снежинку. На ней задание: «Возьмите карточку с цифрой и найдите для неё пару так, чтобы в сумме они составляли число 10». Посмотрите на неё внимательно. Станьте в круг, чтобы всем хорошо были видны карточки.

Воспитатель:

- Почему, Настя, ты выбрал карточку Саши?

Рома:
- У меня цифра 7, а у Саши цифра 3. В сумме будет 10.

Воспитатель:
- Максим, почему ты выбрал карточку Леонида?

Воспитатель:

- Дети, проходите и садитесь за столы.

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю сделать «гимнастику для ума» - для мозга также нужна тренировка, как и для других частей тела.

- Дети, выполните прямой счет до 10. Вспомните обратный счет от 10 до 1.

- А теперь посчитаем: Катя и Саша – парами, Ника и Леонид – тройками, Илья и Маша– пятёрками до двадцати.

Воспитатель:

- Какое число я задумала, если оно на один больше 12-ти и на один меньше 14-ти?

Воспитатель:

- Молодцы! Посмотрим, что скрывает второе задание. Представьте себе, что бабушка Герды испекла торт. К девочке пришли гости. Помогите разделить его на 8 человек поровну.

(На столах находятся украшенные «тортики» - рисунки, орнамент геометрической формы.)

Воспитатель:

- Дети, возьмите тортики и разделите их на 8 равных частей. Как называется самая маленькая часть торта?

Саша:

- Самая маленькая часть торта называется одна восьмая.

Воспитатель:

- Что больше, одна четвёртая или одна восьмая часть?

Дети:

- Одна четвертая больше одной восьмой.

Воспитатель:

- Ребята, вы много работали, ваши глазки устали, пусть они немного отдохнут.

Физкультурная минутка для глаз "Снежинки”

( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

Снежинки в руки вы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите,

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки опустите,

И опять на них взгляните.

Снежинка вправо,

Снежинка влево.

"Нарисуйте” круг умело.

Снежинка близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Воспитатель:

- Ребята, закройте глаза, я положу вам на ладошки сюрприз.

(Раскладываю на детские ладони вату и металлические предметы.)

Воспитатель:

- Что лежит на левой руке, а на правой?

Арсений:

- На левой ладошке лежит вата, а на правой – металлический шарик.

Воспитатель:

- Что легче? Что тяжелее?

Лера:

- Вата легче, а металлический предмет тяжелее.

Воспитатель:

- Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату. Что произошло?

Дети:

- Вата улетела.

Воспитатель:

- А теперь подуйте на металлические шарики. Легко ли с ними справиться?

Саша:

- Шарики не двигаются с места.

Воспитатель:

Скажите, какой инструмент помогает сравнить предметы по массе (ответы детей-Весы). Давайте посмотрим на весы, и подумаем: для измерения чего они нам могут пригодиться. (использование набора иллюстраций) и подумаем, какие весы бывают, а потом взвесим наш шарик и вату.

Взвешивание шарика и ваты.

Воспитатель:

- Почему?

Мирон:

- Шарики тяжелые, металлические. Значит, металл тяжелее ваты, а вата легче металла.

 

Воспитатель:

- Отдохнули глазки. Дети, Снежная Королева схватила Герду и спрятала её в чулане, а на дверь повесила замок. На третьей снежинке написано:  «Помогите Герде  найти массу зверят, изображенных на рисунке»

Выполнение заданий на местах.

-Посмотрите, какие гири уравновешивают необычных жителей:

2 гири по 1кг и 1 гиря в 2 кг. Сколько всего кг весит  кот? (1кг+1кг+2кг=4кг)

Решение у доски ребенком

-Расскажите про гири, которые уравновешивают Мишку. Поставьте вопрос о массе мишки. Мишку уравновешивают 2 гири в 2 и 5 кг. Сколько всего весит Мишка? Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос? (2+5=7 (Даю высказаться детям, одному из детей выполнить задание у доски, остальные – на местах)

-Придумайте задачу про лисенка. Лисенка уравновешивают 2 гири в 2 кг и 1 гиря в 1 кг. Какова масса лисенка?

- Найдите ответ на вопрос этой задачи. (1+2+2=5) Кто готов выполнить задание у доски?

-Найдите массу  щенка самостоятельно. (6кг.)

 

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Давайте узнаем, какое задание притаилось на четвёртой снежинке?

Воспитатель:

- Вот перед вами дворец Снежной королевы. «Найдите самый короткий путь до чертогов королевы. Измерьте дорожки и запишите результаты (4, 8, 7, 5, 9,)»

Детям предлагаются карточки, где изображены 2 дорожки. Они измеряют их, и самую короткую дорожку соединяют с дворцом Снежной королевы.

Воспитатель:

- Измерьте длину отрезка и справа подпишите результат.

Воспитатель:

- Леонид, почему ты выбрал именно эту дорожку?

Леонид:

- Я измерил обе дорожки. Одна – 9 , вторая -5.

Воспитатель:

- Запиши эти числа маркером на доске.

Воспитатель:

- Дети, какое число больше – 9 или 5? Поставьте между ними знак. Прочитайте запись.

Воспитатель:

-Б-р-р! Ребята, как холодно! Мы добрались до владений Снежной королевы. Давайте немного погреемся, а потом отправимся дальше.

Физкультурная минутка.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели,

Два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Воспитатель:

- Дети, присаживайтесь.

Воспитатель:

- Берем пятую снежинку: «На листе бумаги изобразить геометрической фигурой предметы». Дети, я буду называть предметы, а вы изобразите их на бумаге геометрической фигурой. Будьте внимательны.

- Тарелка, дверь, крыша, грань кубика, огурец.

Воспитатель:

- Полина, назови, какие геометрические фигуры у тебя получились?

- Мирон, а какие у тебя получились фигуры? Назови их.

Мирон:

- У меня получились: круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал.

Воспитатель:

- Как их можно назвать двумя словами?

Дети:

- Геометрические фигуры.

Воспитатель:

- Илья, сколько всего получилось геометрических фигур?

Маша:

- Всего получилось пять геометрических фигур.

Воспитатель:

- А как мы получи число "5"?

Дети:

-  Мы взяли 1 - круг, 1 - прямоугольник, 1 -квадрат, 1 - треугольник, 1 – овал

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Осталась последняя, седьмая снежинка. Давайте прочитаем, что на ней написано: «Ребята, вы выполнили правильно все задания, и Снежная Королева отпустила Кая. Мы вернулись домой, к бабушке. Ведь дружба делает настоящие чудеса! Спасибо за помощь!»

Воспитатель:

- Ребята, наше занятие заканчивается, я очень рада, что вы помогли Герде выполнить такие сложные задания. Вам понравилось занятие?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Что мы сделали, чтобы помочь Герде найти Кая?

- Как мы ещё помогали?

- Как вы думаете, какими были ребята?

Воспитатель:- Мы сегодня тоже были дружными и все вместе помогли Герде найти Кая.

Воспитатель:

- В доме Герды расцвели розы. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите в подарок за свою работу красный цветок, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы заниматься лучше – возьмите желтый цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе детского сада по мотивам сказки "Щелкунчик"

Использован в логопедическом детском саду, с авторскими стихами, танцами, с собственной подачей материала....

Сценарий праздника на воде для подготовительной группы детского сада по мотивам сказки К. И. Чуковского "Телефон"

Сценарий праздника на воде для подготовительной группы детского сада по мотивам сказки К. И. Чуковского "Телефон"С использованием элементов прикладного плавания.Цель: закрепление навыков плавания, фор...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада....

Сценарий новогоднего праздника для старшей и подготовительной групп детского сада по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева»

Сценарий новогоднего праздника для детей старшей и подготовительной группы детского сада по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена "Снежная королева"...

Занятие по формированию элементарных математических представленийв старшей группе Викторина «Что? Где? Когда?»

Занимательная  викторина "Что? Где? Когда?" по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада по мотивам сказки «Снежная Королева»

Программное содержание:Обучающие задачи:Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов; Упражнять в счёте в пределах 10 ...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.«Снежная королева»

Методическая разработка занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и  блоков Дьенеша....