Статья "Игры с цифрами для детей дошкольного возраста"
статья по математике (средняя группа)

Бреки Любовь Николаевна

Умение узнать цифру и соотнести её с количеством предметов – это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы при знакомстве детей с цифрами:

- научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.);

- научить детей соотносить слово – числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно – осязательно (кинестетически). Для этого используют изображения цифр, вырезанные из бархатной или мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз её контура, помогающий освоить её написание).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

При знакомстве с цифрами целесообразно помнить, что дошкольники не должны уметь писать цифры и тем более «вписывать» их в клетки (это школьная задача).

Умение узнать цифру и соотнести её с количеством предметов – это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы при знакомстве детей с цифрами:

- научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.);

- научить детей соотносить слово – числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно – осязательно (кинестетически). Для этого используют изображения цифр, вырезанные из бархатной или мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз её контура, помогающий освоить её написание).

Цифры на ощупь. Ребёнок закрывает глаза, его пальчиком обводят цифру в той последовательности, как она пишется. Ребёнок должен угадать цифру.

Цифры на спине. Взрослый рисует пальцем на спине ребёнка задуманную цифру. Задача ребёнка угадать цифру. Потом можно поменяться ролями.

Игры с цифрами

Дайте ребёнку несколько числовых карточек, например с одним, двумя, тремя кружками. Покажите ребёнку карточку с цифрой и попросите показать карточку, на которой столько же кружочков. Второй вариант игры: с одной стороны перед ребенком разложите несколько числовых карточек, а с другой стороны – карточки с цифрами. Задача ребёнка к каждой числовой карточке подобрать соответствующую карточку с цифрой.

Попросите ребёнка выложить все цифры в порядке возрастания, а затем к каждой цифре подобрать соответствующую карточек с точками.

И наоборот: выложить карточки с точками в порядке возрастания и подобрать к ним карточки с цифрами.

Выложить карточки в порядке убывания. Всегда выкладывать карточки слева направо!

Путаница. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый меняет местами 1 или 2 карточки, ребёнок исправляет последовательность цифр.

Какой цифры не хватает. Разложите на столе цифры по порядке от 1 до 9. Затем попросите ребёнка закрыть глаза или отвернуться. Уберите 1 карточку. Ребёнок должен определить, какая карточка спряталась.

Взрослый считает вслух от 1 до 10, пропуская 1 число, ребёнок показывает пропущенное число карточкой с цифрой, если с первой попытки показывает верно, то меняются ролями. Считать можно и в обратном порядке.

Покажи цифру, которая обозначает

Сколько лап у кошки

Сколько рук у человека

Сколько стрелок на часах

Сколько огоньков у светофора

Сколько пальцев на одной руке

Сколько ног у рояля

Сколько струн у балалайки

Сколько ножек у стола

Сколько хвостов у кошки

Сколько дней в неделе

Сколько тебе лет

Сколько ушей у трёх мышей

Сколько у тебя в кармане крокодилов…

«Сравни число». Взрослый предлагает ребёнку назвать число, учитывая условия: оно должно быть больше 5, меньше 8.

Домик с цифрами. На альбомном листе нарисуйте домик. Вертикальными линиями разделите его на 3 части. Посередине положите карточку с какой-нибудь цифрой. Задача ребёнка найти соседей этой цифры. Слева положить предыдущую цифру, а справа – последующую.

С помощью этой игры вы с лёгкостью научите ребёнка ориентироваться в пространстве, находить правую и левую сторону, а так же выучите порядок расположения цифр.

Высокий дом. На альбомном листе нарисуйте девятиэтажный дом. Дайте ребёнку карточки с цифрами и предложите пронумеровать каждый этаж.

Лифт. Цифры выкладываются в 2 столбика снизу вверх. В левом столбике нечётные, в правом чётные (те, которые делятся пополам поровну). Заходите в лифт, называйте этаж, нажимайте кнопку.

Игры с пальцами.

Сколько пальцев. Показывайте ребёнку разное число пальцев на руке или на двух руках (остальные загнуты). Ребёнок должен найти, показать и назвать цифру, соответствующую количеству пальцев.

Состав числа. Определитесь, состав, какого числа будете учить, например состав числа 4. Взрослый показывает несколько пальцев на руке, например 3, ребёнок должен показать 1 палец. При этом ребёнок должен назвать число пальцев, которое показал взрослый и число пальцев, которое показал он сам, а также, какое число получится, затем показать это карточкой с цифрами и точками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами, стихи математического содержания для детей дошкольного возраста.

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами, стихи математического содержания для детей дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей «Познание цифр детьми раннего дошкольного возраста»

Детей необходимо учить цифрам по двум важным причинам. Первая из них заключается в неизбежности использования математических вычислений каждым человеком в цивилизованном обществе ежедневно. Второй при...

Картотека по знакомству с цифрами для детей дошкольного возраста от 0 до 10.

Данная картотека поможет ребенку в игровой, занимательной форме освоить цифры от 0 до 10: графический образ, состав числа, умение соотносить цифру с количеством, умение находить числа и цифры в окружа...

Конспект занятия по английскому языку для детей дошкольного возраста «Numbers» (Цифры).

Цель: Обзазовательная: ознакомление с лексикой по теме «Цифры» и первичное закрепление материала в грамматических структурах. Практическая: закрепление представлений о понятиях е...

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами стихи математического содержания для детей дошкольного возраста.

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами стихи математического содержаниядля детей дошкольного возраста....

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...