"Путешествие колобка в страну - Математика".
план-конспект занятия по математике

ольга никитина

Интересные викторины по математике и окружающему миру для старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Путешествие Колобка". Викторина по математике для детей 6-7 лет

  

Автор:

  Задачи:

Образовательная. 

  • Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность.
  • Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравнивать, находить сходства и различия.

Развивающая.

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, восприятие.
  • Совершенствовать навыки устного счета в пределах пяти.

Воспитательная.  Воспитывать интерес к математике.

  • Словарная работа: объемные, плоскостные, геометрические фигуры, задания.
  • Предварительная работа: просмотр сказки «Колобок».
  • Материал: ширма настольная, игрушки (Колобок, дед, баба), плоские и объемные геометрические фигуры, раздаточный материал (елки, грибы, карточки с двумя полосками), диск «Русские народные сказки».
  • ТСО: видеомагнитофон.

 

Ход занятия.

Звучит медленная русская народная мелодия (грамзапись).

Воспитатель читает:  В сказке может все случиться,

                                      Наша сказка впереди,

                                      Сказка в двери к нам стучится,

                                      Скажем сказке «Заходи!»

В - ль: Дети, вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку «Колобок». И так страна математика, и страна Сказок – близкие подруги, и предлагаю сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из него получиться. Вспомним начало сказки (ставится ширма, дед, баба, колобок)

- Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старуха колобок.

- Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остынуть.

- Что было дальше? Колобок соскочил с окошка и покатился по дорожке.

Ребята, давайте, и мы отправимся вместе с колобком в путешествие, и будем помогать ему, выполнять задания, иначе может случиться непоправимое.    Готовы!

Дети: Да!

В – ль: Катится Колобок, катится и видит,  лежит письмо от Зайца, а в нем задания. Поможем Колобку решить задания? Слушайте:

- Сколько ножек у стула? У двух стульев?  (4; 8;)

- Лиса погналась за пятью утками, три утки улетели, остальные уплыли. Сколько уток поймала лиса?

- Какое число следует за числом   4?

- Какое число стоит перед числом три?

- Какое число спряталось между числами 3 и 5?

- Какое число меньше 4 или 3? На сколько?

- Какое число больше 2 или 3? На сколько?

- Какое число меньше 4 или 5? На сколько?

- Какое число больше 2 и 2?

Молодцы! Задания для Зайца  мы решили, отправляемся дальше. Катится Колобок, катится и видит задания от Волка. Придется помочь Колобку, иначе Волк может съесть колобка. Рассаживаемся за столы. (На столах лежат карточки с двумя полосками, на подносах раздаточный материал – елочки, грибочки).

В – ль:  Выложите на верхнюю полоску пять елочек, на нижнюю полоску - четыре грибочка. Сколько елочек, грибочков выложили, посчитайте. Что можно сказать о таком количестве?

- Чего больше? Чего меньше? На сколько? Что нужно сделать, чтобы получилось одинаковое количество?

Дети: ответы детей.

В – ль: Волк сорвал один гриб. Что скажете о таком количестве?

- Чего больше? Чего меньше? На сколько? Что нужно сделать, чтобы получилось одинаковое количество? Что нужно сделать, чтобы получилось поровну?

Дети: ответы детей.

В – ль: Медведь срубил две елочки для детей на праздник. Что изменилось на этот раз?

- Чего больше? Чего меньше? На сколько? Что нужно сделать, чтобы получилось одинаковое количество? Что нужно сделать, чтобы получилось поровну?

Дети: ответы детей.

В – ль: Молодцы, ребята, и этими заданиями вы справились и помогли Колобку. Катится Колобок, катится и вдруг видит, лежат два больших  конверта от Медведя. А там задания для Колобка и набор плоскостных геометрических фигур. (Каждый ребенок выбирает себе нужные фигуры и строит картинку: домик, машинку зайчик и т. д).

В – ль: Да это игра такая: «Сложи картинку». (Игра на составление целого из частей из наборов геометрических фигур).

- Какой узор получился?

- Из каких геометрических фигур построили узор?

- Каких фигур больше?

- Чем отличается круг от овала? (овал вытянутый, а круг нет)

- Чем отличается квадрат от круга? (у квадрата есть 4 угла, а у круга нет углов)

- Чем отличается квадрат от прямоугольника? (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные)

- Чем отличается треугольник от других фигур?

Молодцы, ребята и заданием медведя тоже вы справились и помогли Колобку.

В – ль: Катится, Колобок, катится, и видит, лежит мешочек, а рядом сидит мышонок. (В мешочке строительные детали на каждого ребенка). Мышонок просит Колобка построит домик для него. Давайте, ребята поможем Мышонку построить домик. Каждый отдельно постойте домик и расскажите, из каких деталей вы его построили. Дети строят домики на ковре, затем каждый ребенок рассказывает о своей постройке, (называют строительные детали).

Физкультминутка: «Колобок».

Дети, присев на корточки, размещаются по кругу. В центре круга - «лиса». Игроки перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он убегал от «лисы».

В – ль: Покатился Колобок дальше и наткнулся на задания Лисы. Мы так и знали, что у нее хитрые задачки:

  1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков? (один)
  2.  У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
  3. Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?
  4. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
  5. Над лесом летели две рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
  6. Что едят крокодилы на северном полюсе?
  7. На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка взяла одну книжку, потом еще, потом еще две книжки. Сколько книг прочитала собака?
  8. Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить?
  9. Кто громче замычит – петух или корова?
  10.  Какой цвет волос у Колобка?

Молодцы! Справились мы с заданиями, и Колобок вернулся к себе домой без приключений.

Используемая литература:

  1. Математика в сказках.  Методическое пособие. Баранова В.Н.,Булдаков А.Э., Омск-1995г.
  2. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников.- М.: Баласс,  Петерсон Л.Г., Холина Н.П.- 2004г.
  3. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий с дошкольниками и младшими школьниками. Попова Г.П., Усачева В. И. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  4. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». Страунинг А. М., Страунинг М. А. – Ростов – на – Дону – 1993г.
  5. Игровые задачи для дошкольников. СПб: «Детство – Пресс», Михайлова З.А., Санкт – Петербург – 2001г.
  6. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дошкольного образования. – М.: ВАКО, 2005г.

 

Шуточные задачи по математике для дошкольников 

* В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате? (4 кошки)
* Как в решете воды принести? ( Воду можно заморозить, на дно положить пакет…)
* Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
* Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
* У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
* Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)
* На стройке работал каменщик. В первый день он построил 2 двадцатиэтажных дома, во второй — 1 десятиэтажный дом. Сколько домов он построил за два дня? (Нисколько)
* По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул? (9   акул , только они нырнули )
* В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе?(В вазе было 3 тюльпана)
* 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? ( 7 дорожек)
* Какая птица выводится из яйца, а сама яиц не несет? (Петух)
* На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
* Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же, как и мешок, в котором находится пшеница? (Надо в один мешок вставить другой)
* У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
*Задумай число до 5. Прибавь к нему 2, а я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?
* У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно ни одной.)
* Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата? (На 4 треугольника по диагоналям)
* На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, который короче)
* Первый Иван шел на базар, второй Иван — с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?
* Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, у каждой кошки по 3 котёнка. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги, у кошек лапы.)
* Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.( 5 птиц)
* Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)
* Летела стая гусей. Один гусь впереди, два — сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
* Сестра старше брата на 5 лет. На сколько лет она будет старше брата через 7 лет? (на 5)
* Двое пошли — 3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут — много ли гвоздей найдут? (Скорей всего ничего не найдут.)
* Шла баба в
Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Только баба.)
* Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтет постричь двух французов, чем одного немца? (Потому что заработает в два раза больше.)
* Почему крышки уличных люков делают не квадратными, а круглыми?
* Представьте, что у вас в кармане коробок с одной спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку)
* Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? ( 6 )
* Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
* Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
* Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (Все месяцы, кроме февраля)
* Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (40)
* Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Дни разделяет ночь.)
* Пошли на охоту два сына и два отца. Убили трех зайцев. Возвращаясь, каждый нес по зайцу. Могло ли так случиться? (Шли дед, отец и сын)
*  Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят 5 рыб? (5 рублей.)
* Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весят 5 кирпичей? (10 кг.)
* В колеснице 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (Нарисуйте)
* Книжный червь прогрыз от первого листа первого тома до последнего листа второго тома, стоящего справа от первого. В каждом томе по 600 страниц. Сколько страниц он прогрыз? (Только переплеты.)
* Врач прописал больному 3 укола, по одному через каждые полчаса. Через сколько времени будут сделаны все уколы? (Через 2 часа)
* Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут)
* Где может спрятаться маленький шарик в пустой комнате, чтобы его не раздавил большой мяч? (В углу)
* Есть ли первое мая в Австралии? (Есть)
* Ты пилот самолета, летящего из Парижа в Москву с посадкой в Киеве. Время в полете — 2 часа. Сколько лет пилоту?
* Маяк то потухнет то погаснет. Давно ли горит маяк? (Он и не горел)
* Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (Ей пойдет седьмой год)
* Какого цвета стоп-кран в поезде и в самолете? (В самолете нет стоп-крана)
* В два часа дня в Новгороде шел дождь. Может ли быть в Новгороде солнечная погода через десять часов? (Нет, будет ночь)
* Во дворе гуляют куры и собаки, на всех — 10 ног. Сколько во дворе кур и сколько собак? (1 собака и 3 курицы, 2 собаки и 1 курица)
* В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться? (Мальчики встали)
* Вдоль дорожки друг за другом растут 10 деревьев, между которыми стоят скамейки. Сколько всего скамеек? (9 )
* Из-под забора видны четыре ноги и четыре лапы. Сколько живых существ стоит за забором? (Возможно 2 человека и 1 собака, 1 конь и 1 кошка, придумайте еще ответ)
* Отец с двумя детьми катались на велосипедах. Велосипедов было 3, а колес 7. Как это могло быть? (Один велосипед был с 3 колесами)
* Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник на коне)
* Сколько ушей у трех мышей?
* На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (0)
* Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка.)

Серьезные задачи

* Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат вылепили ребята?
* В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?
* В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?
* На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?
* В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?
* На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло?
* На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?


Математические задачи на  «Больше/ меньше»
* Таня нашла 3 желудя, а Марина на 1 больше чем Таня. Сколько желудей нашла Марина?
* Костя нарисовал 4 самолета, а его брат на 2 больше. Сколько нарисовал брат?
* Мальчики решили строить дом. Дима принес 5 кубиков, а Саша на 2 меньше. Сколько принес Саша?
* Садовник подстригал кусты. В первый день он подстриг 6 кустов, а во второй — на 1 куст меньше. Сколько подстриг во второй день?
* Брату 9 лет, а сестра младше на 3 года. Сколько ей лет?
* В банке 4 стакана клюквы, а в тарелке на 2 стакана больше. Сколько в тарелке?
* У Саши полоска длиной 9 см, у Пети на 3 см короче. Какой длины полоска у Пети?
* Ученик сделал 7 флажков, из них несколько зеленых и 4 красных. Сколько он сделал зеленых флажков?

Обратные математические задачи.

* В большую лодку сели 7 детей, в маленькую — 3 ребенка. Сколько детей сели в две лодки?
* 10 детей сели в 2 лодки. В большую лодку село 7 детей, а остальные — в маленькую. Сколько село в маленькую?
* На дереве сидели птички. После того как прилетели еще 2 птички, их стало 6. Сколько птичек сидело вначале?
* Собираясь идти в школу, девочка купила карандаши, но, выйдя из магазина, она увидела, что их мало. Пошла и купила еще 1 карандаш, после чего их стало 5 штук. Сколько купила вначале? ( В задаче сказано, сколько карандашей было вначале? Нет. Это надо узнать. Когда она купила 1 карандаш, их стало больше или меньше на 1? Значит до покупки их было меньше на 1. 5 — 1 = 4 )

Интересные викторины для детей дошкольного возраста. Викторина про времена года, викторина про животные, викторина про растения, викторины на знание сказок. Викторины для детского сада.

Викторина для дошкольников. Тема: Сказочные герои

1. Юный волшебник, у которого есть сова. (Гарри Поттер)

2. Вредная старуха с крысой. (Шапокляк)

3. Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой. (Карабас-Барабас)

4. Девочка, которая шла по дороге из желтого кирпича. (Элли)

5. Маленькая девочка, живущая в цветке. (Дюймовочка)

6. Деревянная кукла с длинным носом. (Буратино)

7. В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В «Золушке»)

8. Мальчик, которого похитила Снежная королева. (Кай)

9. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

10. Герой русской народной сказки, который ездил на печи. (Емеля)

11. Вредная старуха из русских народных сказок. (Баба Яга)

12. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

13. Кто купил на базаре самовар и устроил пир? (Муха-Цокотуха )

Викторина для дошкольников. Тема: Времена года

1. Что наступает после зимы? (Весна)

2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)

3. Самое жаркое время года. (Лето)

4. Самый короткий месяц в году. (Февраль)

5. Снежное время года. (Зима)

6. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

7. Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)

8. Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)

9. Кто всю зиму спит? (Медведи, ежи)

10. В какое время года заяц бывает серым? (Летом)

11. Когда вода в реках становится твердой? (Зимой)

12. Самый первый месяц года. (Январь)

Викторина для дошкольников. Тема: Животные

1. Самое длинношеее животное. (Жираф)

2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)

3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)

4. Длинноухий трусишка. (Заяц)

5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра)

7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)

8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)

9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)

10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)

11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)

12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)

13. Полосатый родственник кошки. (Тигр)

14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда )

Викторина для дошкольников. Тема: Растения

1. Красивый, но несъедобный гриб. (Мухомор)

2. Самая большая ягода. (Арбуз)

3. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. (Ромашка)

4. Рыжие грибы со звериным названием. (Лисички)

5. Комнатное растение с колючками. (Кактус)

6. Цветок с белыми парашютиками. (Одуванчик)

7. Этими ягодами зимой питаются снегири. (Рябина)

8. Цветок со звенящим названием. (Колокольчик)

9. Черная лесная ягода. (Черника)

10. Фрукт, похожий на лампочку. (Груша)

11. Какие ягоды любит медведь? (Малину)

12. Родственница елки. (Сосна)

13. Овощ для борща и винегрета. (Свекла)

14. Первые весенние цветы. (Подснежники, мать-и-мачеха)

15. Любимый цветок Маленького Принца. (Роза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Конспект образовательного занятия "Путешествие колобка в страну математики"

Конспект образовательного занятия с использованием технологии Лэпбук, направленный на развитие приёмов логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения Колобка в стране Математики»

Задачи познавательных областей:«Познавательное развитие»: -  продолжать учить детей, раскладывать полоски в порядке убывания длины; -  способствовать усвоению счёта и о...

Путешествие Колобка по стране Математике

Итоговое занятие по математике, для выявления уровня знаний, представлений, которые  дети получили в течении года....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему «Невероятные приключения по спасению Колобка в стране Математики»

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение ...

Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе "Путешествие колобка в страну математики"

Цель: Создание условий для обобщения полученных знаний, умений, которые получили дети в течении учебного года.Задачи: 1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, соотнесение ...