Тема: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Двойнишникова Екатерина Андреевна

Перспективный план по самообразованию педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. Заведующего МБДОУ ДС №43

Л.Н. Коротовских

«     » ___________  2021г.

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: «Использование развивающих игр при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников»

на 2021-2022 учебный год

Воспитатель  высшей категории:

Двойнишникова Е.А.

                   

 «Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский                                              

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр  будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • изучить игровые технологии  в обучении математике детей дошкольного возраста;
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного   возраста.

Тема «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи:

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.  
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Этапы работы:

  1. Личный план педагога
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Направления работы педагога

Сентябрь

Цифры от 1 до 10, знаки, >, <, геометрические фигуры.

Знаки =, =, +, -, арифметические задачи, величина предмета.

Независимость числа от расположения предметов, преобразование неравенства в равенства, части суток, геометрические фигуры.

Количественный счет от 1 до 10, логические задачи, состав числа 5 из двух меньших.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 лет».

Цель: расширять представления родителей о возрастных особенностях детей данного возраста.

Планировать работу  с детьми на новый учебный год.

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Октябрь

 Счет по образцу и названному числу, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве.

Состав числа 6, установление равенства между группами предметов, дни недели, геометрические фигуры.

Мониторинг.

Независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, состав числа 7, части суток.

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Изучить литературу:

Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2001.

А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и дети»

Ноябрь

Арифметические задачи на сложение и вычитание, величина, геометрические фигуры.

Число 11, количественный счет, времена года.

Закрепление знаний о числе 11, математические загадки, знакомство с линейкой.

Число 12, дни недели, знаки >, <

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Изучить литературу:

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Т.В. Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников»

М.: Просвещение, 1980.

Декабрь

Закрепление знаний о числе 12, арифметические задачи, линейка, геометрические фигуры.

Число 13, арифметические и логические задачи, треугольник

Числа 11, 12, 13, величина предметов, логические задачи.

Число 14, логические задачи, геометрические фигуры.

Памятка для родителей «Нам пора в школу»

Подготовить консультацию для педагогов  на  тему: «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Январь

Числа 11, 12, 13, 14 (повторение), состав числа 8, логические задачи, ориентировка на листе бумаги.

Число 15, количественный счет до 14, геометрические фигуры.

Числа от 1 до 15 (повторение), геометрические фигуры, решение примеров, логические задачи.

Проведение консультации для родителей детей подготовительной группы на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

Разработать картотеку развивающих игр по ФЭМП

Февраль

Число 16, ориентировка во времени, логическая задача.

Сравнение смежных чисел, знаки <, >, состав числа 9, квадрат, величина предметов.

Число 17, геометрические фигуры, ориентировка на листе.

Решение примеров с числами второго десятка, величина предметов, логическая задача.

Индивидуальные беседы с родителями «Математические способности моего ребёнка» (в течение месяца)

Цель: обратить внимание родителей на индивидуальные особенности развития их ребёнка, правильно использовать их в домашних занятиях.

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Занимательная математика»)

Март

Число 18, времена года, логические задачи.

Число 18, геометрические фигуры, состав числа 10, логическая задача.

Число 19, величина, ориентировка во времени.

Решение примеров, независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве на листе.

Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития логики ребёнка 6-7 лет.

Подготовить памятку для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу»

Апрель

Число 20, решение примеров, арифметическая задача, геометрические фигуры.

Число 20, решение примеров, логическая задача, моторика.

Состав числа 9, сравнение чисел, геометрические фигуры.

Соотнесение числа и количества предметов, моторика.

Памятка для родителей «Весёлые задачи».

Цель: знакомство с применением весёлых задач в стихах в игре с детьми.

Подготовить анализ темы по самообразованию

Май

Величина, ориентировка во времени, развитие внимания.

Математические загадки, времена года, соответствие между числом и количеством предметов.

Мониторинг.

Открытое занятие:  «Путешествие в страну математики».

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр в формировании математических представлений у дошкольников.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний....

Курсовая работа: "Использование дидактических игр в развитии математических представлений у дошкольников".

Цель: установить влияние дидактических игр на повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний....

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников

Раскрывается  использование занимательного материала в работе с дошкольниками....

Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников.

Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников....

Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Инновационный педагогический опыт работы«Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»...