Картотека дидактических игр по ФЭМП
картотека по математике

Шавлова Елена Николаевна

 Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но применить полученные знания на практике. Такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. В данной картотеке предложены  игры  по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_femp.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Актуальность.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новых условиях, лучше подготовлены к школе. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

В данной картотеке предложены  игры и наглядное пособие к ним, которые направлены на развитие у воспитанников представлений о количестве и счете, величине, пространстве, форме, а также на развитие логического мышления.

Цель: создание условий для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

• разработать картотеку (систему заданий, направленную на развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста;

• оптимизировать предметно-пространственную развивающую среду в группе.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

«Счеты»

Цель: Закрепление навыков счета, умение соотносить число с количеством предметов, развитие внимание.

Оборудование: 10 бусин на одной ленте. Напротив бусин число.

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитаннику придвинуть к числу столько бусин, какое число указано на картинке.

«Божьи коровки»

Цель: формирование представлений о четности и нечетности чисел через логическую операцию «классификация».

Оборудование: 10 божьих коровок с белыми и черными точками. 5 божьих коровок с черными точками (I-я божья коровка – 1 точка; II-я божья коровка – 3 точки, III-я божья коровка – 5 точек и т. д.). 5 божьих коровок с белыми точками (I-я божья коровка – 2 точки; II-я божья коровка – 4 точки, III-я божья коровка – 6 точек и т. д.).

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитаннику найти общий признак у божьих коровок и разбить на две группы. Воспитанники разбивают на две группы: I-я группа – божьи коровки с черными точками; II-я группа – божьи коровки с белыми точками. Затем педагог предлагает воспитанникам расставить божьих коровок с черными точками от самого маленького количества точек к самому большому количеству точек ( получаем: 1, 3, 5, 7, 9). Аналогичная работа проводится и с группой с белыми точками. Получаем (2, 4, 6, 8, 10).

«Урожай»

Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов, умение их классифицировать.

Оборудование: картинка, на которой изображен ежик с урожаем.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы:

-«Кто изображен на картинке? (Ежик).

- Что ежик несет на спине? (грибы и яблоки)

- Сколько грибов на спине у ежика? (3 гриба)

- Сколько яблок на спине ежика? (2 гриба)

- Сколько всего яблок и грибов на спине у ежика? (5 штук).

«Прятки»

Цель: закреплять количественный и порядковый счет в пределах пяти; закреплять прямой и обратный счет в пределах пяти.

Оборудование: полоска из фетра, условно разделенная на 6 равных частей. На лицевой стороне полоски, в которых изображены 5 бабочек и цифра 5. На оборотной стороне расположены цифры от 4 до 1.

Ход игры: Воспитатель задает вопрос: «Кто здесь спрятался? (Бабочки). Сколько Бабочек на ленте?» (5 бабочек). Какое число стоит после последней бабочки? (Число «5»). «На обратной стороне есть еще числа. Назовите их. (Один, два, три, четыре).

«Эти бабочки любят играть в «Прятки». Только прятки у них не простые, а прятки-считалочки. Давай, попробуем поиграть?»

«Смотри, сейчас перед нами пять бабочек и цифра 5. Одна бабочек решила от нас спрятаться (заворачиваем край полоски). Ой, спряталась! Сколько бабочек осталось? А вот и цифра 4 появилась».

Аналогично по очереди прячутся все бабочки и полоска сворачивается полностью.

ВЕЛИЧИНА

«Разложи ленты»

Цель: Развивать умения детей сравнивать предметы по длине путем приложения, и результаты сравнения выражать словами «длиннее», «короче», «самая длинная», «самая короткая»; «узкая», «широкая», «уже чем», «шире чем», «самая широкая»

Оборудование: ленты разного цвета и разной длины (разной ширины).

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитаннику а) разложить ленты по длине от короткой к самой длинной (и/или наоборот);

Воспитатель предлагает воспитаннику б) Разложи ленты по ширине от узкой к самой широкой (и/или наоборот)

«Радужные матрешки»

Цель: формирование понятия о порядковом счете, через «сериацию» объектов в группе. Результаты сравнения выражать словами «высокая», «низкая», «ниже высокой», но «выше низкой». Формировать умение отвечать на вопрос «какая по счету?»; Формировать представление о цветах радуги

Оборудование: матрешки радужных цветов, разные по высоте

Ход игры: Ребята, к нам пришли матрешки: бабушка, мама и внучка. Самая высокая матрешка – это бабушка, она стоит первая. Какого она цвета? Рядом с бабушкой стоит мама, она ниже бабушки. Старшая внучка ниже мамы, а самая младшая внучка я

а) расставь матрешки по росту в порядке возрастания; Какая матрешка самая высокая? Какая она по счету? Какого она цвета? Какая по счету матрешка голубого цвета и т. д.

б) расставь матрешки по росту в порядке убывания? Какая матрешка самая высокая? Какая она по счету? Какого она цвета? Какая по счету матрешка желтого цвета и т. д.

в) расставь матрешки по цветам радуги.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

«Теремок»

Цель: формирование пространственных представлений: «между», «впереди», «позади», «высокий», «низкий», «выше, чем, но, ниже чем», «за», «перед».

Оборудование: персонажи сказки «Теремок».

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть персонажей из сказки «Теремок» и ответить на вопросы:

а) Кто находится между зайцем и лисой; между мышкой и зайцем; между лягушкой и волком.

б) Кто на картинке самый высокий? Самый низкий?

в) Кто выше зайца, но ниже медведя?; Кто выше лягушки, но ниже лисы? Кто ниже зайца? (Лягушка и мышка). Кто выше лисы? (Медведь, волк).

г) Кто идет впереди волка? и т. д.

д) Кто идет позади лисы? и т. д.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Найди пару»

Цель: развитие логического мышления, развитие зрительного восприятия, умения видеть и продолжить данную закономерность

Оборудование: а) набор желтых квадратов и красных треугольников одинакового размера; б) набор желтых кругов, зеленых квадратов, синих треугольников.

Ход игры: перед детьми ставится задача: внимательно посмотреть на предметы, расположенные на карточке, найти закономерность и продолжить выкладывать предметы в том же порядке.

ФОРМА

«Геометрические фигуры»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, развивать умение находить у фигур общие признаки и группировать их; развитие мыслительных операций, логического мышления.

Оборудование: наборное полотно с геометрическими фигурами: круг, овал, ромб, квадрат, треугольник (равнобедренный, прямоугольный, трапеция.

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитаннику найти фигуры, у которых нет углов (воспитанник резинкой «объединяет» овал и круг). Найди общий признак у следующих фигур ( воспитатель показывает фигуры: трапецию, квадрат, ромб). Воспитанник говорит, что у этих фигур четыре угла и «объединят» их резинкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Для каждой игры указаны цель, материалы и ход ее проведения.  Файл содержит картотеку дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошк...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в ДОУ

В данной картотеке представлены дидактические игры по ФЭМП на все возрастные группы детского сада...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы ДОУ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с описанием дидактических задач, оборудования, хода игры...

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Дидактические игры, направленные на формированиеэлементарных математических представлений у детейстаршей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе

Дидактическиеигры по ФЭМП в  подготовительной  группе 1. Ориентировка  во времени1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»Цель: Продолжать закреплять понятие времени.Развивать чувств...