Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Спешим на помощь к пожарным»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Елисеева Дарья Александровна

Цель: систематизировать и закрепить представления детей об объемных и плоских геометрических фигурах, и формах предметов.  

Задачи: Образовательные: - закреплять понятие «форма»;

-формировать представления детей об объемных геометрических фигурах-телах;

- учить видеть геометрические тела в окружающих предметах;

- закреплять названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их;

- познакомить с противопожарным оборудованием, его назначением и свойствами;

 - углубить и расширить понятие " пожарная безопасность";

- уточнить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня;

- учить правилам осторожного обращения с огнём;

- закрепить знания о причинах возникновения пожара;

- обобщить и закрепить навыки правильного поведения в случае возникновения пожара;

Развивающие: - развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

- активизировать и обогащать словарь детей.

-развивать умение выделять свойства в предметах. 

Воспитательные: -воспитывать интерес к математике; - воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких;

- воспитывать уважение к труду пожарного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_kopiya.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ход НОД:

1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Д: Здравствуйте!)

- 2

 

Коммуникативная игра «Доброе утро!» (Дети встают в две шеренги лицом друг к другу)

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро.          ( правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки)

Доброе утро!          ( левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки)

Солнцу и птицам.     ( поднимают руки вверх, тянутся)

Доброе утро!             ( машут правой рукой)

Улыбчивым лицам. ( улыбаются друг другу.)

И каждый становится

Добрым, доверчивым. 

Пусть доброе утро. 

Длится до вечера.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение? (Д: Хорошее!)

- Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

2. Мотивация предстоящей деятельности:

 Вместе с детьми подходим к столу, на котором разложены спички в виде геометрических фигур: треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник.

 

- Ребята, посмотрите, что это такое? (Д: Геометрические фигуры из спичек). Какие геометрические фигуры выложены? Как вы думаете, почему здесь оказались спички? (Д: Кто-то играл со спичками и не убрал их).

- Дети, а разве можно играть со спичками? (Д: Нет). – Почему нельзя играть со спичками? (Д: Это может быть опасно, может начаться пожар). – Что же нам сделать со спичками? (Д: Сложить их в коробок).

Складываем спички в коробок.

- Какой формы коробок? (Д: - Коробок имеет форму куба). Посмотрите на квадрат и куб. Чем они отличаются? (Д: - Квадрат плоский, а куб объемный). (Приложение 1 и 2). 

- Раз из спичек выкладывать геометрические фигуры нельзя, чем тогда мы можем их заменить? (Д: счетными палочками, карандашами, трубочками).

- Тогда возьмем те предметы, которыми можно пользоваться и немного с вами поиграем:

Задание с предметами: 1.Отсчитай 10 счетных палочек. Что нужно сделать, чтобы их стало 8? (Д: убрать две палочки).

2. Что нужно сделать, чтобы счетных палочек стало 9? (Д: добавить к 8 палочкам еще одну).

3. Теперь возьмем карандаши. Выложим квадрат из 4-х карандашей, а рядом – из 8 карандашей. Сравним их. (Д: квадрат из 8 карандашей больше, его стороны длиннее).

 -=-

Ход занятия 

В: Здравствуйте, ребятишки девчонки и мальчишки! Сегодня у нас необычное занятие. На

нем присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. 

Д:  Здравствуйте! 

Коммуникативная игра: 

Игра «Доброе утро! ». 

Звучит сигнал пожарной тревоги.

- Ребята, что же случилось? (Д: Где-то произошел пожар). Оказывается, пока мы с вами занимались кто-то играл спичками и произошла беда – начался пожар. Только вот ведь незадача, пожарные не могут отыскать свои инструменты, чтобы выехать на вызов. Что же нам делать? (Д: давайте поможем пожарным). Воспитатель показывает пожарный щит без инструментов. 

- Отправляемся на помощь!

3. Основной этап:

1. Подходим с детьми к столу. На столе разложены прямоугольники из цветной бумаги.

- Что это такое, ребята? (Д: это геометрическая фигура прямоугольник).

- Прямоугольник фигура плоская или объемная? (Д: плоская).

- Сколько сторон и углов у прямоугольника? (Д: 4 стороны и 4 угла).

- Сравните стороны прямоугольника. (Д: противоположные стороны равны).

- Попробуем свернуть прямоугольник, что получится? (Д: цилиндр).

- У каждого получился цилиндр. Соединим наши цилиндры вместе. На какое пожарное оборудование похожа наша цепочка цилиндров? (Д: на шланг).  (Приложение 3). 

- Да, точно, вот мы и отыскали первый инструмент пожарных – пожарный шланг. Зачем он нужен пожарным? (Д: пожарный шланг нужен для того, чтобы тушить огонь водой).

- Покажем, как пожарные будут управляться со шлангом:

Пламя высоко взлетает!

Дыма черного клубы!

Искры в воздухе сверкают:

Все за дело! Шланг тяни!

Шланг мы дружно размотали,

Ну, огонь, теперь держись!

Бьёт струя воды тугая

Пламя гаснет, потухает

Без подмоги обошлись.

Даже детям стало ясно,

Что шутить с огнем опасно!

На пожарный щит вывешиваем шланг и отправляемся дальше.

2. Переходим к другому столу. На столе разлиты капли воды. 

- Ребята, что это такое? (Д: Это капли воды). Почему вода разлилась? (Д: потому что у пожарных нет ведер).  Зачем пожарным нужны ведра? (Д: для того, чтобы заливать огонь водой).

- Пожарные ведра не такие, какими мы привыкли их видеть каждый день. Воспитатель показывает детям картинку пожарного ведра. 

(Приложение 4).

Посмотрите, какой формы пожарное ведро? (Д: похоже на конус, треугольник).

- Как вы думаете, почему пожарное ведро именно такой формы?  (Д: таким ведром удобнее зачерпывать воду).

- Попробуем сделать ведро, чтобы помочь пожарным. Детали какой формы нам понадобятся? (Д: детали треугольной формы).

- Сколько сторон у треугольника? (Д: три стороны).

- Сколько углов у треугольника. (Д: три угла).

Из треугольника, вырезанного из цветной бумаги, сворачиваем конус и прикрепляем ручку. Детали скрепляем с помощью клея.

- Из плоской фигуры треугольника мы сделали объемную – конус. Пожарное ведро имеет форму конуса.

На пожарный щит вывешиваем пожарное ведро и отправляемся дальше.

3.  – Ребята, чем еще можно потушить огонь, кроме воды? (Д: песком).

- Песок пожарные зачерпывают и переносят с помощью пожарного ведра.

Подходим к следующему столу. На столе стоит песочница.

- Ребята, у пожарных песок рассыпался и под ним затерялись карточки. Попробуем их отыскать.  В этом нам помогут загадки:

1. Вот колпак на голове –

Это клоун на траве.

Но колпак не пирамида

Это сразу, братцы, видно:

Круг в основе колпака.

Как же звать его тогда? (Конус).

2. Как его нам не вертеть

Равных граней ровно шесть.

С ним в лото сыграть мы сможем,

Только будем осторожны:

Он не ласков и не груб

Потому что это… (куб).

3. Присмотрись, стоит ведро -

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

И фигуру получили.

Как же тело называть?

Надо быстро отгадать. (Цилиндр).

4. Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

5. Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

 

6. На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Дети находят в песке картинки – отгадки.  (Приложение 5).

- Сколько карточек мы смогли найти? (Д: 6 карточек).

- На какие две группы мы можем поделить эти карточки? (Д: плоские и объемные фигуры). Подберите к объемным фигурам похожие плоские. (Д: конус- треугольник, куб – квадрат, цилиндр – прямоугольник).

- Молодцы, ребята! Берем с собой карточки, которые мы отыскали, а песок оставим пожарным, он им пригодится.

4. Подходим к коробке.

– Ребята, в этой коробке что-то спрятано. Как вы думаете, что там? (Дети предлагают свои варианты). Посмотрите, здесь есть записка. Что мы с ней сделаем? (Д: прочитаем). Читает воспитатель или читающий ребенок:

Загадка: Висит - молчит,
а перевернешь,

шипит, и пена летит

(огнетушитель)

- Что же спрятано в этой коробке? (Д: огнетушитель).

- Зачем пожарным огнетушитель? (Д: огнетушитель нужен, чтобы потушить пожар с помощью специальной пены).

- Просто так нам коробку не открыть. Чтобы справиться с этой задачей, нужно разгадать специальный шифр. Для того чтобы справиться с этим заданием, нам как раз понадобятся карточки, которые мы с вами отыскали в песке.

Детям предлагается выполнить задание – судоку. Необходимо, используя картинки-подсказки на поле, заполнить оставшиеся клетки так, чтобы в каждой строке и столбце каждая картинка встречалась только один раз.  (Приложение 6). 

- Отлично, мы справились с шифром и можем открыть коробку. Вернем огнетушитель пожарным.

На пожарный щит вывешиваем огнетушитель.

В коробке дети находят письмо от пожарных: Ребята, спасибо вам за помощь! Вы дружно работали и смогли нам помочь. Мы успели потушить пожар, и никто не пострадал. Без вашей помощи мы бы не справились! 

4. Итог НОД. Рефлексия:

- Ребята, сегодня наша дружная работа принесла большую помощь. Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего запомнилось? Давайте на память оставим на доске свое настроение. Если у вас все получилось и вам понравилось, как мы сегодня работали, прикрепите к доске веселый смайлик, а если наоборот – грустный смайлик.

- Спасибо вам, ребята! Попрощаемся с нашими гостями! Спасибо, что пришли к нам в гости, ждем вас снова!

Цель: систематизировать и закрепить представления детей об объемных и плоских геометрических фигурах, и формах предметов.  

Задачи: Образовательные: - закреплять понятие «форма»;

-формировать представления детей об объемных геометрических фигурах-телах;

- учить видеть геометрические тела в окружающих предметах;

- закреплять названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их;

- познакомить с противопожарным оборудованием, его назначением и свойствами;

 - углубить и расширить понятие " пожарная безопасность";

- уточнить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня;

- учить правилам осторожного обращения с огнём;

- закрепить знания о причинах возникновения пожара;

- обобщить и закрепить навыки правильного поведения в случае возникновения пожара;

Развивающие: - развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

- активизировать и обогащать словарь детей.

-развивать умение выделять свойства в предметах. 

Воспитательные: -воспитывать интерес к математике; - воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких;

- воспитывать уважение к труду пожарного.

Дидактические материалы и оборудование: карточки «Геометрические фигуры», спички, счетные палочки, карандаши, модель противопожарного щита с оборудованием, цветная бумага, клей.

Предварительная работа:

- Беседа «Злой-добрый огонь», «Профессия пожарный»;

- Знакомство с плоскими и объёмными геометрическими фигурами;

- Дидактические игры «На что похоже», «Подбери предмет», «Дорисуй фигуру».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино» I. Программное ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийв подготовительной к школе группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной логопедической группе «Математический КВН- Хочу всё знать!»

Конспект непосредственной образовательной деятельности   по формированию элементарных математических представлений «Математический КВН- Хочу всё  знать!» предназначен  ...