Перспективное планирование по использованию игр с занимательным математическим материалом для старших дошкольников
методическая разработка по математике (старшая группа)

Бурлакова Елена Николаевна

Перспективное планирование по использованию игр с занимательным математическим материалом для  старших дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах

1. И/у «Дорисуй недостающую фигуру». Цель: поиск недостающей фигуры путём зрительного и мыслительного анализа рядов.(См. Помораева И.А., Позина В.А.   сентябрь №1)

2. И/у «Найди пару» Цель: умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, конус, цилиндр).

3. Д/у «Путаница» Цель: уточнение представлений о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

4. Головоломки со счётными палочками. Цель: составление фигуры из определённого количества палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, к другой. (см. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.12-13.

1. И/у. «Отсчитай столько же» Цель: Упражнение в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). (См. Помораева И.А., Позина В.А.   сентябрь №2)

2. Д/и  «Геометрический лабиринт». Цель: соблюдение закономерности в следовании предметов, ориентировка на листе.

3. Д/и «Найди фигуру»

Задачи: Закрепить название геометрических фигур, понятий «толстый – тонкий» (см. картотеку игр)

4.Игры с палочками Кюизенера.

Д/у «Разложи палочки по длине от самой длинной до самой короткой».

Цель: сравнение по длине, упражнение в порядковом счете.

1. И/ у «Построим лесенку для матрешки».

 Задачи: упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке (См. Помораева И.А., Позина В.А.   сентябрь №3)

2. И/у «Исправь ошибку»

Цель: закрепление умения сравнивать предметы по длине, по высоте. 

3. Дидактическая игра «Запасы на зиму для белочки» (см. картотеку игр)

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их свойствах.

4. И/у со счётными палочками  «Составь изображение по схеме» Цель: развитие пространственных представлений

1. Д/у «Ставь и считай»

Цель: упражнение в количественном счёте.

2. Дидактические игры: «Продолжи ряд», «Выложи ряд»,

 геометрический лабиринт.

Цель: соблюдение закономерности в следовании предметов.

3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (см. картотеку игр)

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их размере и толщине, умение угадывать предметы на ощупь.

4. Головоломка «Волшебный куб». Цель: развитие пространственного воображения, комбинаторных способностей, сообразительности…

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах

1. И/у «Соберем игрушки для куклы». Задачи: Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. 

2. И/у «Не ошибись». Задачи: Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах

3. Д/и «Веселый круг».

Цель: определение пространственного направления относительно себя (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). (См. Помораева И.А., Позина В.А.  октябрь №1)

4. И/у «Магазин». Цель: составление множества из разных элементов.

Игровая задача: купи столько игрушек, сколько кругов на твоей карточке.

1. И/у «Исправь ошибку». Цель: закрепление умения сравнивать предметы по длине. 

 (См. Помораева И.А., Позина В.А.   октябрь №2)

2. Д/и «Найди не такую фигуру» Цель: закрепление знаний детей о геометрических фигурах, их свойствах. (см. картотеку игр)

3. Д/и «4-й лишний»

Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме,

величине, толщине. 

(см. картотеку игр)

        

4.Игры с палочками Кюизенера.

Д/у «Разложи палочки по длине от самой длинной до самой короткой».

Цель: сравнение по длине, упражнение в порядковом счете.

1. И/у «Разложи дощечки в ряд». Цель: сравнение предметов по ширине.

(См. Помораева И.А., Позина В.А.   октябрь №3)

2. Настольные игры-ходилки Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

3. Д/и «Что изменилось?»

С блоками Дьенеша.

Цель: уточнение пространственных отношений (слева, справа), закрепление знаний о свойствах фигур.

(см. картотеку игр)

4. Игра-головоломка «Пингвины на льдине» Цель: развитие пространственного воображения, комбинаторных способностей, сообразительности…

1. И/у «Посадим елочки в ряд». Цель: сравнение предметов по высоте.

(См. Помораева И.А., Позина В.А.   октябрь №4)

2. Д/у «Найди сюрприз» Цель: упражнение в порядковом счёте.

3. Д.и. «Танграм»

Цель: анализ положения предметов в пространстве.

4. Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине.

5. Игры с кубиками Никитина «Выложи узор» Цель: овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах

1.И/у «Отсчитай столько же». Цель: упражнение в счете и отсчете предметов. 

2.И/у «Правильно пойдешь, клад найдешь». Цель: развитие умения двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. (См. Помораева И.А., Позина В.А.   ноябрь№1)

3.Д/у «Ставь и считай»

Цель: упражнение в количественном счёте.

4.Знакомство с карточками с изображенными свойствами.

Дидактическая игра «Найди нужный блок»

Задачи: Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков. (см. картотеку игр)

1.Д/и «Найди предмет такой же формы». Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах.

2.И/у «Что где?» Цель: определение своего местоположения среди окружающих людей и предметов.(См. Помораева И.А., Позина В.А.   ноябрь№2)

3.Д/и «Найди пару» Цель: закрепление знаний детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. (см. картотеку игр)

4.Д/у «Репка» Цель: уточнить пространственные отношения: впереди, сзади.

1. И/у «Разложим бантики». Цель: знакомство с порядковым значением чисел 8 и 9.

2. И/у «Собираем бусы для куклы» Цель: сравнение предметов по величине 

(См. Помораева И.А., Позина В.А.   ноябрь№3)

3. Д/у «Разложи палочки по длине от самой длинной до самой короткой»

Цель: сравнение по длине, упражнение в порядковом счете.

4. Д/у «Исправь ошибку»

Цель: сравнение предметов по величине 

5. Дидактическая игра «Необычные фигуры»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

1. И/у «Составь сутки» Цель: закрепление представлений о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности. (См. Помораева И.А., Позина В.А.   ноябрь№4)

2. Д/и «Второй ряд» Цель: развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.       (см. картотеку игр)

3. Задачи на смекалку. Цель: составление геометрических фигур из определённого количества счётных палочек.(см. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.12-13).

4.  Игра-головоломка «Пингвины на льдине» Цель: развитие пространственного воображения, комбинаторных способностей, сообразительности…

Конкурсы и развлечения.

 Математический квест  «Спасём цифры» Цель: обобщить и закрепить математические знания, умения и навыки    

    посредством квест-игры.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах

1. И/у «Звуки леса».

Цель: упражнение в счете по образцу и на слух в пределах десяти. (Помораева И.А., Позина В.А.   декабрь №1)

2. И/у «Раскрась столько же» Цель: Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

3. Задачи- головоломки на изменение фигур (счётные палочки)

Цель: для решения этих задач нужно убрать указанное количество палочек.

4. Д/и «Найди клад» (см. картотеку игр)

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

1. И/у «Не ошибись».

Задача: Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. (Помораева И.А., Позина В.А.   декабрь №2)

2.Д/у «Найди число»  Цель: понимание независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

3. Д/и « Игра с одним обручем» (блоки)

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества.

(см. картотеку игр)

4. Головоломка «Пингвины на льдине» Цель: развитие пространственного воображения, комбинаторных способностей, сообразительности…

1. И/у «Сосчитай желуди».

Задача: Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений), обозначать число цифрой.  (Помораева И.А., Позина В.А.   декабрь №3)

2. И/у «Раскрась столько же» Цель: Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

3. Д/и «Игра с двумя обручами» (блоки)

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам,

производить логические операции «не», «и», «или».

(см. картотеку игр)

4. Математические пазлы. Цель: составление целого из частей

1. Д/и «Поможем зайчишке найти свою маму».

Задачи: учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

(Помораева И.А., Позина В.А.   декабрь №4)

2. Д.у. «Найди на один меньше (больше). Лэпбук.

 Задачи: упражнять в умении сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними.

3. Задачи- головоломки на изменение фигур (счётные палочки) Цель: для решения этих задач нужно убрать или переложить указанное количество палочек.

4. Настольные игры-ходилки Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

                                       Организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах

1. И/у «Найди пару лыж». Задачи: Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

(Помораева И.А., Позина В.А.   январь №1,2)

2. Д.у. «Найди на один меньше (больше). Лэпбук.

 Задачи: упражнять в умении сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними.

3. И/у «Найди пару» Цель: умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, конус, цилиндр). 

4. Головоломка «Пингвины на льдине» Цель: развитие пространственного воображения, комбинаторных способностей, сообразительности…

1. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

Задачи: формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом, обозначать число цифрой. (Помораева И.А., Позина В.А.   январь №3)

2. И/у «Раскрась столько же» Цель: Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

3.Д/у «Выложи узор по образцу»  

Цель: анализ положения предметов в пространстве.

4. Д/ и «Найди нужный блок 2»

Задачи : Развивать логическое мышление , умение кодировать и декодировать информацию

(см. картотеку игр)

5. Д/у «Взвешивай и рассказывай»

Цель: установление равенства или

неравенства предметов по тяжести.

(Игровое пособие весы-сова)

1. Д/и «Найди предмет такой же формы». Задачи: упражнять в умении видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

(Помораева И.А., Позина В.А.   январь №4)

2. Д/и «Геометрическое лото» Цель: умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

3. Задачи- головоломки на изменение фигур (счётные палочки) Цель: для решения этих задач нужно убрать или переложить указанное количество палочек.

4. Дидактическая игра «Заселим жителей в квартиры»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

(см. картотеку игр)

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах

1. Д/и «Запомни и повтори».

Задачи: Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

(Помораева И.А., Позина В.А.   февраль №1,)

2. Д/у «Найди такую же картинку» Цель: анализ положения фигур на листе.

3. Д/у «Укладываем конфеты

в коробку» Цель: знакомство с составом числа из единиц.

(Палочки Кюизенера)

4. Дидактическая игра «Угощение для медвежат»

Задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.

(см. картотеку игр)

1. Д/у «Мудрая сова»

Цель: знакомство с составом числа из единиц.

(Игровое пособие весы- сова.

2. Д.и. «Танграм»

Цель: анализ положения предметов в пространстве.

3. Дидактическая игра «Угощение для медвежат 2 »

Задачи: Развитие умения сравнивать фигуры по одному - четырем свойствам.

(см. картотеку игр)

4. Объёмные пазлы.  Цель: анализ положения предметов в пространстве.

5. Д/у «Загрузим машину»

Цель: нахождение предметов

указанной массы

(Игровое пособие весы-сова)

1. И/у «Разложи полоски по порядку».

2. И/у «Поставим столбики в ряд».

Задачи: сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

(Помораева И.А., Позина В.А.   февраль №3)

3. И/у «Составь число»

Цель: знакомство с составом числа из единиц.

4. Д/и «На свою веточку» (блоки)

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать

фигуры по нескольким признакам. (см. картотеку игр)

1. Д/и «Геометрическое лото».

Цель: умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

2. Д/и: «Продолжи ряд», «Выложи ряд»,

геометрический лабиринт.

Цель: соблюдение закономерности в следовании предметов.

3. Дидактическая игра «Найди клад» (блоки)

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

(см. картотеку игр)

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах

1. И/у «Кто быстрее составит число». Задачи: Закреплять представление о составе числа из единиц. 

(Помораева И.А., Позина В.А.   март №1,)

2. Д/у «Найди сюрприз»

Цель: упражнение в порядковом счёте.

3. Игры со счётными палочками. «Выложи изображение» Цель:развитие пространственных представлений.

4. И/у «Сосчитай желуди».

Задача: Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь)

1. И/у «Игрушки в ряд». Задачи: упражнять в количественном счёте, видеть общее количество предметов и называть его одним числом, обозначать число цифрой. (Помораева И.А., Позина В.А.   март№2)

2. Д/у «Раздели торт и угости медвежат»

Задачи: упражнять в умении делить круг на две части.

3. Дидактическая игра «Кто хозяин?» (блоки)

Задачи: Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. (см. картотеку)

4. Головоломка «Пингвины на льдине» Цель: развитие пространственного воображения, комбинаторных способностей, сообразительности…

1. И/у «Кораблики» Задачи: упражнять в количественном счёте, в умении обозначать количество цифрой.

2. И/у «Кораблики уходят в море». Цель: ориентировка на листе. (Помораева И.А., Позина В.А.   март№2)

3. И/у «Раскрась столько же» Цель: Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

4. Математические пазлы. Цель: составление целого из частей, упражнение в порядковом счёте.

5. Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам,

производить логические операции «не», «и», «или».

(блоки. См. картотеку)

1. Д/у «Раздели торт и угости медвежат»

Задачи: упражнять в умении делить круг на четыре части.

2. Д.у. «Найди на один меньше (больше). Лэпбук.

 Задачи: упражнять в умении сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними.

3. Задачи- головоломки на изменение фигур (счётные палочки) Цель: для решения этих задач нужно убрать или переложить указанное количество палочек.

4. Настольные игры-ходилки Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах

1. И/у «Построим ворота для машины». Задачи: учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки. (Помораева И.А., Позина В.А.   апрель №1)

2. И/у «Раскрась столько же» Цель: Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества, в умении показать количество цифрой.

3. И/у «Футбол» Цель: ориентировка на листе.

4. Д/и «Найди клад» (см. картотеку игр) блоки

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

5. Дидактическая игра «Заселим в домики»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по 3 признакам (блоки)

1. И/у «Считай дальше», «Назови соседей».

Задача: упражнять в количественном счёте, учить понимать отношения рядом стоящих чисел, обозначать их цифрами. (Помораева И.А., Позина В.А.   апрель №2)

2. Д/и «Геометрическое лото».

Цель: умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

3. Д/и. «Танграм»

Цель: анализ положения предметов в пространстве.

4. И/у «Полёт ракеты» Цель: ориентировка на листе.

5. Д/и «Угадай, какую фигуру    

    я загадал»

Задачи: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать

информацию

1. И/у «Назови соседей».

Задача: учить понимать отношения рядом стоящих чисел, обозначать их цифрами.  (Помораева И.А., Позина В.А.   апрель №3)

2. И/у «Раскрась столько же» Цель: Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

3. Дидактическая игра «Волшебное дерево» (блоки)

Задачи: Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и умение

выделять основные признаки.

(см. картотеку игр)

4. Игры с кубиками Никитина. Цель: овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления.

1. Д/и «Составь число правильно».

Задачи: упражнять в умении составлять число из единиц.

(Помораева И.А., Позина В.А.   апрель №4)

2. Задачи- головоломки на изменение фигур (счётные палочки) Цель: для решения этих задач нужно убрать или переложить указанное количество палочек.

3. И/у Лабиринт Цель: ориентировка в пространстве.

4. Раскраски по номерам. Задачи: помочь запомнить и правильно называть цифры.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах

1. И/у «Считай звуки».

Цель: упражнение в счете по образцу и на слух в пределах десяти, обозначение количества цифрой

2. И/у «Раскрась столько же» Цель: Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

3. Задачи- головоломки на изменение фигур (счётные палочки)

Цель: для решения этих задач нужно убрать указанное количество палочек.

4. Д/и «Найди клад» (см. картотеку игр)

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

5. Раскраски по номерам. Задачи: помочь запомнить и правильно называть цифры.

1. И/у «Не ошибись».

Задача: Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. (см. Помораева И.А., Позина В.А.   декабрь №2)

2.Д/у «Найди соседей числа»  Цель: продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел.

3. Дидактическая игра «Домино» (блоки)

Задачи: Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам (см. картотеку игр)

4. Игры-головоломки Цель: развитие пространственного воображения, комбинаторных способностей, сообразительности…

1. И/у «Сосчитай желуди».

Задача: Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь), счет и воспроизведение определенного количества движений.  

2. И/у «Раскрась столько же» Цель: Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

3. Д/и «Игра с двумя обручами» (блоки)

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам,

производить логические операции «не», «и», «или».

(см. картотеку игр)

4. Математические пазлы. Цель: составление целого из частей

1. Д.у. «Найди на один меньше (больше). Лэпбук.

 Задачи: упражнять в умении сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними.

2. Д.и. «Магазин игрушек»

Задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать,

(блоки, см картотеку)

3. Настольные игры-ходилки Цель: упражнение в отсчитывании нужного количества.

4. Дидактические игры:  «Собери узор по образцу»,  «Выложи узор по образцу»,  «Танграм». Объёмные пазлы.  Цель: анализ положения предметов в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по использованию ТРИЗ - игр в познавательном развитии старших дошкольников

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса  - один из важнейших вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Одним из результативных способов формирования позна...

План самообразования воспитателя «Использование занимательного математического материала с дошкольниками 3 -4 лет»

План самообразования воспитателя «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах,...

«Использование занимательного математического материала с дошкольниками» на 2018 – 2019 учебный год.

       В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это ...

Перспективное планирование по использованию игр для дошкольников, направленных на логико-математическое развитие (4-7лет)

Перспективное планирование по использованию игр для дошкольников, направленных на логико-математическое развитие (4-7 лет)...

Самообразование "Использование занимательного математического материала с дошкольниками"

quot;Использование занимательного математического материала с дошкольниками"...