Методическая разработка образовательной деятельности «Скоро в школу»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Суворенкова Людмила

Образовательная область «Познавательное развитие»,

раздел «Математическое и сенсорное развитие» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_matematike_v_tablitse_suvorenkova_l.a._2.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Золотой петушок»

города Губкина Белгородской области

Методическая разработка образовательной деятельности

«Скоро в школу»

в рамках проведения заседания муниципального методического объединения

воспитателей дошкольных образовательных организаций

Образовательная область «Познавательное развитие»,

раздел «Математическое и сенсорное развитие»

Суворенкова Л.А.,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего

вида №6 «Золотой петушок»

2022 г.

Возраст детей / направленность группы

Дети 6-7 лет/ группа общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД

Игра-путешествие

Приоритетные образовательные области

 «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель

 Формирование элементарных математических представлений.

Программные задачи

Познавательное развитие: 

  • закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;
  • продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе,  составлять решение из цифр;
  • продолжать учить детей сравнивать два числа и ставить между ними знак неравенства или равенства;
  • закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов, познакомить с геометрической фигурой параллелограмм;
  • развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, сообразительность;
  • развивать умение пользоваться план-схемой при составлении рисунков;
  • активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами;
  • совершенствовать навыки учебной деятельности.

Речевое развитие:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
  • Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.

Основные понятия (новые слова)

«параллелограмм»

Виды  детской деятельности

коммуникативная (беседа, диалог, составление арифметической задачи)

продуктивная (графический диктант, составление фотографии из отдельных частей)

двигательная (разминка, физкультминутка)

Формы организации детской деятельности

- совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность, подгрупповая работа

Ресурсы

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, цифры и математические знаки на магнитах, магнитная доска, карты–схемы с заданиями, фотография Чебурашки.

Раздаточный материал: тетради в клеточку, простые карандаши, конверты с разрезными картинками.

Ожидаемые результаты

- составляет рассказ из 3 развернутых предложений

- умеет организовать рабочее место

- определяет правильность своего задания, самостоятельно корректирует при незначительных отклонениях

- проявляет доброжелательность в отношении к сверстникам

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

I.Организационный этап

В: Дети, давайте пройдём с вами в зал и встанем в круг. За окнами какая погода? (рефлексивный круг)

В: У вас, наверное, и настроение такое. У меня есть волшебный огонёк, который может поднять вам настроение и согреть, но для этого вы должны поприветствовать друг друга тёплыми, добрыми словами. (передают огонёк)

В: Посмотрите, как ярко загорелся наш огонёк,  давайте поделимся своими теплом и добротой с другими людьми.

Д: Холодная, морозная, пасмурная, хмурая.

Д: Маша, здравствуй, ты добрая. Здравствуй, Платон, ты умный и т.д.

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на приветствие.

Создан эмоциональный настрой и мотивационная готовность к участию в работе и демонстрации достижений детей.

II. Мотивационно – ориентировочный этап

 В: Дети, к нам в группу пришло видеописьмо от Чебурашки, давайте его посмотрим. «Здравствуйте ребята! Я услышал,  что есть такая наука – математика.  А что это такое, что изучает эта наука, я не знаю,  но очень хочу узнать. Помогите мне, пожалуйста. Ведь вы уже много узнали и многому научились, и скоро пойдете в школу».

Дети смотрят видеообращение

Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими

предметами

III. Поисковый этап

В: Ребята, мы можем помочь нашему гостю? А каким образом мы можем это сделать?

В: Правильно, мы с вами расскажем и покажем, что же такое математика. Математика очень важная и нужная наука. Послушайте, Мелания расскажет нам стихотворение.

В: Давайте отправимся в удивительный мир математики.  Чтобы помочь Чебурашке понять, что такое наука математика надо быть внимательными и быстро находить правильные решения. Я предлагаю поиграть с мячом. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.

Интеллектуальная разминка

Сколько дней в неделе? (7)

Сколько углов у квадрата? (4)

Сколько хвостов у пяти коров? (5)

Сколько лап у двух гусей? (4)

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Если стол выше стула, то стул…?

Если дорога шире тропинки, то тропинка?

Назови соседей цифры 5, 6, 7

Назови соседа цифры 7 слева, справа

Назови число, следующее за числом 5. (6)

Сколько месяцев в году? (12)

Назови предыдущее число числа 5, последующее…(4, 6)

Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

В: Вам понравилось играть? И мне понравились ваши правильные ответы. А теперь проходите на свои места.

Д: Можем ему помочь, рассказать о математике.

Д: Мы расскажем ему о числах и цифрах,  о геометрических фигурах, что числа можно сравнивать.

Ребенок читает стихотворение:

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Ничего не сможем посчитать, и цифры не сравнить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

 Ответы детей

Д: Да, понравилось.

Стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

IV. Практический этап

В: Пройдите за столы. Дети, нам нужно выполнить непростое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания, вы готовы? Давайте разомнем пальцы.

В: Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

В: Проводит «Графический диктант»: От точки 3 клетки - вправо, 3 клетки - вниз, 1 клетки - влево, 3 клетки - вниз,  1 клетка - вправо, 1 клетка - вниз,  1 клетка - вправо,

1 клетка - вниз, 2 клетка - влево, 1 клетка - вниз, 1 клетка - влево, 6 клеток - вверх, 1 клетка - влево, 3 клетки - вверх.

В:  Что у нас получилось?

Молодцы, правильно. А теперь следующее задание.  Дети, давайте научим Чебурашку составлять и решать задачи.

Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе.

В: Посмотрите на слайд, сколько зайцев сидит под деревом? (4). Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3).Давайте составим про них задачу.

О ком задача? Что говорится о зайцах? (Они сидели под деревом). Сколько их было сначала? (4). Сколько прибежало потом? (3). Зайцев меньше или больше стало? (Больше).

Если больше то, что нужно сделать сложить или вычесть? (Сложить)

А какой вопрос в задаче? (Сколько всего зайцев под деревом?). Составим задачу.

В: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. 

В:  Придумайте, дети, свою задачу на вычитание. Выложите решение на магнитной доске.

Дети выполняют пальчиковую   гимнастику:

 Стоит в поле теремок

 На двери висит замок

 Открывает его волк

 Дерг-дегр, дерг-дерг

 Пришел Петя-петушок

 И ключом открыл замок

Дети повторяют правило перед работой в тетради:

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я от вас друзья не скрою

Карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я берусь.

 Дети выполняют задание

 Д: Ключ.

Ответы детей

Д: Под деревом сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3. Сколько зайцев стало под деревом?

Ребенок, по желанию, выходит и выкладывает решение на магнитной доске.

 Дети по очереди рассказывают свои   задачи и выкладываю их решение  цифрами и знаками.

Проявляет  внимание, логику в работе.

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Способный договариваться и учитывать интересы и чувства других.

Физкультминутка

В: Молодцы, ребята! Мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.

Раз: подняться, потянуться,

Два: нагнуться, разогнуться,

Три: в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть.

Дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту

Выполняет движения соответствующие возрасту

В: Дети, давайте вспомним, какие бывают знаки сравнения и расставим их правильно. (Внимание на слайд).

Выполнение задания (на столе карты для выполнения задания по подгруппам)

В: Молодцы! И с этим заданием справились. Садитесь на свои места. Чебурашка хотел вам подарить свою фотографию, но злая Шапокляк порезала их на кусочки и осталась только одна. Давайте поможем ему сложить фотографии.

Дидактическая игра «Танграм»

(Рассматривая образец. воспитатель задает вопросы.)

Из каких геометрических фигур состоит изображение Чебурашки? Сколько каждых фигур? Здесь есть четырехугольник, не похожий на других, это – параллелограмм. (Показывает его).

Параллелограмм — это такой четырехугольник, у которого противоположные стороны являются попарно параллельными.

Повторите, что такое параллелограмм?

Посмотрите внимательно и запомните, я лист переворачиваю, а вы выполняйте.  Теперь проверяйте. 

Эти фотографии вам на память о встрече с нашим гостем.

 Д: Больше, меньше, равно.

 

Дети, разделившись на две группы,  выполняют задание, потом проверяют друг друга.

 Д: треугольники, четырехугольники.

 Д: 3 треугольника, 4 четырехугольника.

Ответы детей.

Дети выполняют задание, проверяют его.

Взаимодействует со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает свои варианты.

Способный сопереживать неудачам и радоваться успехам других

V. Рефлексивно – оценочный этап.

В: Дети, а сейчас давайте встанем в наш круг, возьмём наш волшебный огонёк, который помогал нам и расскажем: что мы делали,  что же вам было трудно или интересно.

В: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, помогли нашему гостю. Теперь он знает, что такое наука математика. Чебурашке пора возвращаться.

 Дети передают по кругу огонёк и рассказывают свои впечатления.

Дети смотрят видеообращение Чебурашки, прощаются с ним.

Сформированы навыки самооценки.

Умеют выделять главные моменты.

Активизация мышления, мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение, обобщение, связную речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка проектной деятельности " Скоро в школу"

Подготовка к школьному обучению дошкольников - важная задача, но и проблематичная одновременнокак для педагогов детского сада, так и для родителей. Этот процесс длительный и кропотливый. В соответстви...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме « Школа супергероев»

Возраст воспитанников: старший дошкольныйВид деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Цель:...

Методическая разработка образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Математическое королевство».

Письмо Почемучки.Дорогие ребята!В нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства. Все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические формы за...

Методическая разработка образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Покров – праздник казаков» для детей подготовительной к школе группы

Цель: формирование духовно-нравственной культуры дошкольникана основе отечественных и православных традиций.Задачи:Обучающие:- познакомить детей с историей возникновения праздника Покрова, страдициями...

Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию на тему «Помоги гномам» для детей подготовительной к школе группе

Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию на тему «Помоги гномам» для детей подготовительной к школе группе...

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием метода сторителлинг в подготовительной к школе группе «Путешествие листочка» Образовательная область «Речевое развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием метода сторителлинг в подготовительной к школе группе «Путешествие листочка» Образовательная область «Речевое ра...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний»

Создание условий для развития познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми....