Дидактические игры по ФЭМП на ориентирование в пространстве.
картотека по математике (старшая группа)

Казянина Алена Александровна

Картотека дидактических игр в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_orientirovku_v_prostranstv.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу - волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

                             «Правильно пойдешь, клад найдешь»

Цель: совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Содержание: по заданию воспитателя вызванный ребенок двигается в указанном направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо, 1 шаг вперед). Если ребенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную игрушку.

   Остальные дети следят за правильностью выполнения движений.

   Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой ведущего и заданий.                                                     

                                                   

                                                            «Веселый круг»

Цель: совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Содержание: дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик».

   Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.

                                                 «Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Содержание: воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Найди игрушку»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит В, - к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д. »

                                       

                                        «Рисуем дорожку к участку»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Содержание: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада). Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

- положите треугольник посередине листа

- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

- уточните дальнейшее направление движения до участка

- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

                                             «Линии и точки»

Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материал: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Содержание: воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

                                                   «Кто где стоит»

Цель: продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. 

Содержание: дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему.

   Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего.

                                      «Разложи снежинки правильно»

Цель: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

 Содержание: у детей квадратные листы бумаги разного цвета. Воспитатель предлагает украсить салфетки снежинками: «Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку —в нижний левый угол», и так далее. (После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: «Где положили снежинку?»)

                                                                                      «Запомни и повтори» «Разложи снежинки правильно» «Кто где стоит» «Линии и точки»           «Рисуем дорожку к участку» «Найди игрушку» «Где фигура» «Встань на место»                «Веселый круг»  «Правильно пойдешь, клад найдешь» «Расскажи про свой узор»

Цель: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Содержание: воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2–3 раза.

                                                 «Что где находится»

Цель: развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Содержание: воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т. д.

   

                                                     «Кто ушел»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

Содержание: воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Остальные дети запоминают, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети открывают глаза и определяют, кто ушел и на котором по счету месте стоял этот ребенок.

«Три шага»

Цель: ориентировка в пространстве,  умение  слушать и выполнять инструкции.

Содержание: игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным  составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.

                                                         «Что где?»

Цель: продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Содержание: воспитатель предлагает детям рассказать о том, что где находится в группе (дети сидят за столами).

   Затем дети по очереди выполняют задания куклы: встают впереди, сзади куклы, рядом с ней, между куклой и ребенком (имя ребенка) и называют свое местоположение относительно куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ФЭМП на совершенствование ориентировки во времени и в пространстве

Веселый мячЦель: формирование умение ориентироваться в пространстве.Материалы: мячи.Ход игрыДети встают в круг с воспитателем. Воспитатель предлагает им стать его зеркалом и повторять все движения. Ко...

Дидактическая игра по ФЭМП «Доставь письмо» (ориентировка в пространстве по схеме)

Моделирование - это наглядно-практический метод математического обучения, при помощи которого мышление ребёнка успешно развивается и в процессе усвоения и понимания специальных схем и моделей.Эта дида...

Дидактическая игра по ФЭМП «Путешествие к лесным зверюшкам» (ориентировка в пространстве по схеме)

Эта дидактическая игра сделана по разработке ученых под руководством Л.А.Венгера по модели схематизация....

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП»

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП» (подготовительная группа)...

Дидактическая игра по ФЭМП «Домики» с использованием геометрических фигур (ориентация в пространстве).

Формировать умение детей в пространственной ориентировке в домике с 6 окошками; развивать зрительное восприятие; тренировать детей в запоминании и четком выполнении речевой инструкции; закреплять навы...

Дидактические игры Картотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы

Дидактические игрыКартотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы...

План-конспект дидактической игры по ФЭМП по разделу "Ориентировка в пространстве" "Что, где?" для детей старшего дошкольного возраста

Данная дидактическая игра разработа для детей подготовительной к школе группы, по образовательной области "Познавательное развитие"...