Занятие по математическому развитию в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Дудкина Наталья Николаевна

Это занятие по математическому развитию  в подготовительной к школе группе составлено в форме игры-путешествия. Ребят ждут приключения, встреча с добрыми и злыми персонажами и поиски  клада. В финале выясняется, что настоящий клад-это дружба.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательного мероприятия

Тема: «На поиски Доктора Айболита»

Возрастная категория: дети подготовительной группы

Форма мероприятия: НОД математическое развитие

Актуальность мероприятия: математика способствует развитию памяти, речи, воображения, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры

Задачи:    

-Закрепить умения составлять и решать простые арифметические  задачи на сложение и вычитание;

-Закрепить навык счета в пределах 20;

-Упражнять в порядковом счете;

- Закреплять знания о геометрических фигурах;

-Развивать логическое мышление, память, общую и мелкую моторику;

-воспитывать интерес к математике, чувство дружбы и коллективизма.

Предполагаемый результат: дети умеют составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, считают до 20,освоили порядковый счет, знают названия геометрических фигур

Ведущие технологии, методы и приемы:  использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов, мотивирование детской деятельности, метод мозгового штурма, иллюстративно-объяснительный,  эвристический метод,  использование принципов  наглядности, активности, доступности, последовательности.

Необходимые ресурсы:  в записи шум моря, самолета, фигуры для игр-головоломок, глобус, сосуд с запиской, карта, числовой ряд, картинки с изображением животных и птиц Африки, фруктов, блоки Дьенеша, обручи, карточки с цифрами, сундучок с шоколадными монетами, ручки, листы в крупную клетку, костюмы для Доктора Айболита и Бармалея.

Используемые технологии:  проблемно-игровая технология, исследовательская деятельность, ТРИЗ-технологии (поиск общих признаков)

Ход  мероприятия:

Организационный момент.

В: Дети, к нам в группу попал странный сосуд. А в нем записка. От кого она может быть? (предположения детей)

Достаем записку, читаем: «Не будьте малышами, меньше хлопайте ушами. Доктор Айболит у меня в плену, и вы его никогда не сможете найти. Бармалей»

В:Ребята, что вы поняли из этой записки?  Как вы думаете, мы сможем выручить Доктора Айболита, ведь он попал в беду. А где живет этот Бармалей? (в Африке) А как же нам попасть в Африку? ( Рассматриваем Африку на глобусе).

В: «На чем мы можем отправиться в Африку?»  (Предположения детей) а на каком транспорте быстрее? (на воздушном)

Строим «Самолет» (Игра «Танграм», «Сфинкс», «Листик»)

В: Дети, а какие качества необходимы путешественникам, чтобы отправиться в дальний путь и достичь цели?  (ум, сила , ловкость, умение дружить)

В: глазки закрываются, крылья расправляются, самолет летит вперед. В Африку спешит народ.

Слышен шум самолета в записи.

В: Ну вот мы и в Африке.

Появляется Бармалей.

Б: Я – кровожадный , я –беспощадный, я злой разбойник  Бармалей!

И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да очень маленьких детей!

В: Ты нас не пугай, нас вон сколько, мы тебя не боимся.

Б: Ой, ой, ой.- какие мы смелые, зачем пожаловали? Что вам нужно?

Дети: Ты захватил Д.А. в плен?

Б.: Ну я! И что из этого?

Дети : Мы хотим его спасти.

Б: О, кажется я придумал! Я верну вам  доктора Айболита, если вы поможете мне найти клад с сокровищами. А для этого нужно справиться с  невыполнимыми для меня  заданиями. Тогда так уж и быть, верну вашего доктора.

В: Ребята, как вы думаете, справимся мы с заданиями, для того чтобы  найти клад  и спасти  Айболита? (да)

Б: У меня есть карта, только я в ней ничего не понимаю, какие – то знаки.

В: Давайте посмотрим, что здесь нарисовано.  Что это значит?  (Приходим к выводу, что нужно найти   цифры  и двигаться по стрелкам, чтобы найти клад)

Находим цифру 1. Она нарисована на конверте с заданиями «Попугаи. Порядковый счет»  

-Чем похожи попугаи, чем отличаются?

-Сколько всего попугаев?

-Какого цвета попугай на 3-м  месте?

-На котором месте синий попугай?

-Какого цвета попугай смотрит вправо?

-На каком месте серый попугай, фиолетовый, зеленый?

2.В: какую цифру будем искать теперь ? (2)

«Упражнения с числовым рядом»:

-некоторые цифры смыло морской волной, вставьте цифры, которые смыло;

-назови соседей числа 9, 13.

-назови число на 1 больше чем 12

-назови число на 1 меньше чем 15

-число 7, а предыдущее…

-число 11, а последующее…

3.Находим цифру 3 и логическое упражнение «Кого из жителей Африки не хватает?»

слон

?

?

крокодил

бегемот

слон

?

крокодил

Физминутка: В Африку мы пришли,  (дети, шагают)

Мы пришли, мы пришли,

Черепаху здесь нашли, (изобразить удивление на лице)

Мы, нашли, мы нашли,

Приседай, приседай, (выполняют приседания)

Черепаху травкой угощай  (дети протягивают руку вперёд, угощают травкой)

В Африку мы пришли, (дети, шагают по кругу за воспитателем)

Страуса   мы нашли (рукой показать вверх)

На носочки вставай (выполняем движение)

Руки вверх поднимай (выполняем движение)

В Африку мы пришли,

И слона  мы нашли (изображают большого слона)

Он ушами хлопает (изображаем, как хлопает ушами)

И ногами топает (изображаем, как ногами топает). 

В Африку мы пришли,  (дети, шагают)

Мы пришли, мы пришли,

Зебру тоже здесь нашли, (изобразить удивление на лице)

Мы, нашли, мы нашли,

Ей полоски на боку сосчитать я не смогу!

Ну и Африка! Вот так Африка!

4.Находим цифру 4 и задание «Придумай и реши задачи». 

Составляем и решаем задачи на сложение и вычитание.

Вывешиваем картинку, на которой 4 апельсина и 2 ананаса. (На тарелке было 4 апельсина и 2 ананаса. Сколько фруктов  всего?)  4+2=6

Вывешиваем картинку, на которой  3 банана и 2 кожуры от бананов. (Было 5 бананов, 2 съели. Сколько осталось?) 5-2=3

5.В: задание с каким номером мы должны найти? (5)

«Классификация по  двум-трем множествам».

Налетела буря и рыбки оказались на мели. Нужно вернуть рыбок в свои озера.

1.Красные рыбки 2.Квадратные рыбки 3 Все рыбки большие. Какие рыбки должны быть на пересечении озер?

6.В: какую цифру ищем дальше? (6)

Находим цифру 6, за ней спрятан сундучок, а в нем сокровища (шоколадные монетки).

Б: Вот они, мои сокровища!(открывает сундучок, пересыпает сокровища) Ура! Я бы один со всеми заданиями никогда бы не справился. Вы, ребята,  молодцы! Ну ладно, я пошел.

В- Постой! Но, ты же обещал отпустить Д.А.

Б –Да обещал? Ну ладно! Закрывайте глаза и говорите волшебные слова: ---     -рямба закорямба!

(звучит музыка)

Появляется Д.А. и благодарит детей за спасение.

Айболит: -Ребята, спасибо, за то, что освободили  меня. Вы  настоящие друзья!

Б: (грустно) Вы такие дружные, веселые, а у меня даже друзей нет.

В: Дети, раз Б. стал добрее, может  мы подружимся с ним? (ответы детей) Давайте  станем в круг и споем песенку о Д.А. и Бармалее.

(звучит песенка «Айболит»)

Айболит: -Ребята, вы молодцы! Ну а мне пора отправляться лечить своих зверей, ведь у них ангина, скарлатина , аппендицит, малярия и бронхит. До свиданья, друзья!

 Бармалей: Жалко с вами расставаться! Ведь у меня не было раньше друзей, а теперь появились! И я понял, что настоящее сокровище, это дружба! Поэтому свой клад я решил подарить вам. А я буду помогать доктору Айболиту лечить зверей. (Дети благодарят его. Бармалей и Д .А. уходят.)

В: - Ну а нам пора отправляться в группу.  Давайте нарисуем кораблики  и попадем домой. Дети садятся за стол и рисуют кораблики  по точкам на листах в крупную клетку. (Слышен шум моря в записи). Дети встают  и выстраиваются с корабликами.

(Звук моря усиливается.)

В: Вот мы и в группе. Где мы были, что делали?

 Дети становятся в круг, берутся за руки и произносят: мы дружные, умные и смелые!

Источники и литература:

 вебинар по блокам Дьенеша (автор:  Харько Татьяна Григорьевна)

А.Ф.Тихомирова  «Развитие познавательных способностей детей»

А.А.Столяр «Давайте поиграем» (математические игры для детей 5-6 лет)

О.М.Дьяченко «Чего не бывает на свете?» (занимательные игры для детей от 3до 6 лет)

Олеся Жукова «Рисуем по клеточкам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математическому развитию в подготовительной к школе группе на тему : « Путешествие по сказкам»

Закрепить математические знания, умения и навыки посредством игр- путешествия по сказкам....

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе....

Занятие по математическому развитию в подготовительной к школе группе: «Путешествие в стану Цифраградия»

• Закрепить знание детей о последовательности дней недели.• Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, об...

конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе

Цель занятия: обобщить знания, полученные в течение года.Программное содержание:Обучающие задачи:- продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.- закр...

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе "Прямой и обратный счёт в пределах 10"

Конспект занятия по математическому развитию с детьми подготовительной к школе группы...