Консультация для педагогов ДОО «Использование современных игровых технологий при ФЭМП у дошкольников»
консультация по математике (старшая группа)

Подгорнова Людмила Сергеевна

 «Использование современных игровых технологий при ФЭМП у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОО «Использование современных игровых технологий при ФЭМП у дошкольников»
ФГОС ДО определяет «портрет» дошкольника, как любознательной, активной, заинтересованной познающей мир личности. Одним из направлений познавательного развития детей является развитие математических способностей.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Одним из ведущих понятий в математике является счет.
Сегодня, в эпоху различных гаджетов, когда под рукой есть телефон с калькулятором, устный счет кажется пережитком прошлого, и объяснить ребенку, зачем ему нужно учиться считать в уме и не только, сложно. Как показывает практика, дети не различают число от цифры, путают количественный и порядковый счет.
Поэтому передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы обучить детей быстрому счету, сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и при этом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесс познания.
На сегодняшний день существует множество разнообразных развивающих авторских игр и пособий по математическому развитию: игры Воскобовича, соты Кайе, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, технология «Стосчет» Зайцева, игра «Геоборд» и другие. Но мое внимание привлекла интересная, на мой взгляд, система развивающих игр Никитиных. Мне захотелось поподробнее узнать об авторах и их системе.
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной интересной системы развивающих интеллектуальных игр. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Развивающие игры Никитиных объединяют один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.
Этот «союз» позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- игры Никитина стимулируют развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
- игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того,
как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Наиболее известны такие развивающие игры Б. П. Никитина, как:
- «Сложи квадрат»
- «Сложи узор»
- «Кирпичики»
- «Уникуб»
- «Кубики для всех»
- «Точечки»
- «Дроби»
Все игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.
Но больше всего меня заинтересовала «Таблица Сотни» по обучению детей быстрому счету. Работу в данном направлении я начала со 2 младшей группы. Так как во второй младшей группе происходит освоение различных действий с предметами, которые постепенно подводят к усвоению счета, то с детьми мы складывали только предметы: кубики, кирпичики, яблоки и т. д.
Затем я ненавязчиво обратила внимание детей на таблицу, как она выглядит. Сначала дети не особо заинтересовались, но когда я предложила одному из детей показать точечки на таблице указкой, то дети оживились. Каждый хотел показать, да еще и сосчитать. В средней группе я продолжаю работу по таблице со своими воспитанниками. На данном этапе работа с таблицей помогает в формировании у детей представления о числе, в умении проводить анализ множества предметов по их численности, в умении правильно отвечать на вопрос «сколько? »
Что из себя представляет Таблица Сотни?
Таблица Сотни представляет собой плакат с изображением числового ряда от 1 до 100 и дополнительным цветным визуальным сопровождением. Также к таблице прилагается 40 заданий, расположенных по принципу «от простого к сложному». Всего в таблице содержится 10 столбиков по 10 чисел в каждом. Слева, сбоку и внизу нарисованы точки, которые показывают, сколько в соответствующей строке или столбце единиц и десятков. Такое расположение позволяет ребенку не только сформировать в голове представление, где находится то или иное число, но и научиться соотносить количество точек и саму цифру. Это простое и очень эффективное пособие, незаменимое для обучения счету, сложению и вычитанию в пределах сотни и подготовке к школе.
Таблицу Сотни можно купить в интернет - магазинах, а также изготовить самим. Расположить таблицу рекомендуется на уровне глаз ребенка, постепенно его поднимая в дальнейшем до нужного уровня.
В начале изучения данной технологии лучше закрыть ту часть таблицы, которая ребенку еще не знакома и может пугать своим объемом и неизвестностью.
Изучение таблицы с детьми нужно начинать с самых простых заданий:
1. Где тут нарисована одна (две, три) черная точка? Можно вопрос перевернуть: сколько тут нарисовано точек? А чтобы ребенку было понятно, где это «тут», необходимо закрыть картонкой те точки, которые считать не надо, а ребенку указать на столбцы точек и цифр первого десятка.
2. Где написана цифра 1? 2? 3? (на узнавание цифр)
3. Если нарисованы две точки, то какую цифру напишем рядом? (опять можно закрыть нижние строки и лишние цифры картонкой. Задачу можно перевернуть: сколько нарисовано точек? И если ребенок сосчитает верно, то нужно задать второй вопрос: а какую цифру написали рядом?
4. Кто сосчитает от 1 до5? До 10? И т. д.
5. Покажи и назови все цифры, какие ты знаешь?
Вариантов работы с таблицей много. Со временем простые задания можно дополнить более сложными, учитывая возраст и способности ребенка. Вместе с таблицей, как я уже упоминала, предлагается 40 заданий, которые расположены по возрастанию сложности. Эти задачки помогают не просто ориентироваться в составляющих таблицу числах, легко складывать, вычитать, умножать, делить, но и производить более сложные действия.
Работа по данному направлению нужно проводить систематически в свободное от образовательной деятельности время. Кроме таблицы Сотни по обучению детей счету также можно использовать развивающую игру «Точечки»
Таблица Сотни отлично сочетается с игрой «Точечки»
Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации. Игра «Точечки» представляет собой набор 48 квадратов: зеленые - точки от 0 до 10, расположенные линейно; красные - точки от 0 до 10 расположенные по окружности и в центре; желтые - точки от 0 до 10, расположенные по треугольнику; белые - цифры от 0 до 10.
Время раскладывания всех сорока четырех квадратов - решающий критерий. Здесь не только происходит самосовершенствование, но, главное, начинает формироваться навык быстрой систематизации беспорядочно перемешанных предметов.
- Сколько зеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду?
- Из коробки нужно убрать желтый квадрат без точки и два зеленых (без точки и с одной точкой) .
- В каком ряду их больше?
Совет: когда ребенок осваивает эту игру, следует использовать все возможности для обучения счету.
Исходя из своего опыта работы с детьми по Таблице Сотни, одним из основных плюсов стало то, что она пробуждает интерес ребенка к математике. На сегодняшний день мои воспитанники среднего дошкольного возраста знают цифры от 1 до 10, двое детей знают цифры от 1 до 20, называют их и показывают на таблице; считают от 1 до 5, от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; умеют сопоставлять цифры с соответствующим количеством точек; освоили понятия «больше, меньше»; осуществляют самостоятельную деятельность по работе с таблицей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Консультация для педагогов ДО "Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми"

В консультации кратко изложены игровые педагогические технологии, напрвленные на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ»

В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Воспитатели используют в своей деятельности совреме...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

При использовании в образовательной деятельности  игровых технологий у воспитанников развиваются  творческие способности, творческое мышление и воображение....

Использование современных игровых технологий при ФЭМП у дошкольников

Консультация для педагогов. Делюсь опытом работы в области применения игровых технологий в формировании математических представлений с дошкольниками....

Дистанционное обучение с использованием современных игровых технологий по ФЭМП группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных про...