"Безопасность на дороге"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Алексеева Анна Алексеевна

продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_na_doroge.docx90.39 КБ
Файл viktorina_chto_gde_kogda.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

с детьми подготовительной к школе группы

Тема занятия: «Безопасность на дороге»

Возрастная группа: подготовительной к школе группа 

Образовательные области: познавательное развитие.

Цель занятия: закрепление и применение полученных представлений в решении практических и познавательных задач в форме дидактических упражнений.

Задачи занятия:

Образовательные: 

- продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

- упражнять в умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

- уточнить название дней недели и их последовательность;
- установить зависимость количественного и порядкового счета от направления при счете;

Развивающие: 

- развивать мыслительные операции: счет, внимание, память, логическое мышление, познавательный интерес;

- уточнить название дорожных знаков и правил поведения на улице;

Воспитательные: 

- воспитывать сдержанность, усидчивость, взаимопомощь, взаимоконтроль;                  - воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, уверенность в своих возможностях.

Словарная работа: дорожные знаки, условная мерка, измерять, арифметическая задача.

Планируемые результаты занятия: Формируют навыки ориентироваться на листе бумаги в клетку, знают зависимость количественного и порядкового счета от направления при счете. Сформированы знания о дорожных знаках и правилах поведения на улице.

Подготовительная работа: решение простых арифметических задач на сложение и вычитание, индивидуальные занятия, работа в тетрадях.

Материалы и оборудование:

- конверт с письмом;
- силуэты разноцветных машин – 10 шт.;
- набор цифр и знаков на каждого ребенка;
- карточка с изображением разного вида транспорта для решения арифметических задач – для каждого ребенка;
- пешеходный переход – «зебра»;
- дорожные знаки – 4 шт.;
- цепочки по количеству детей;
- лист белой бумаги 18х13 и силуэты машин на каждого ребенка;
- тетради в клетку, карандаш.

Этапы

занятия

Задачи этапа

Деятельность

воспитателя

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Мотивационно-побудительный

этап

Развить интерес к занятию побуждая на дальнейшие действия

Развивать мыслительные операции: счет, внимание, память, логическое мышление, познавательный интерес;

Уточнить название дней недели и их последовательность.

- Здравствуйте, дети. Какое прекрасное утро! Я вижу, что у вас замечательное настроение! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем доброго дня.

А кто мне напомнит:

Какое сейчас время года?
Какой месяц?
Сколько всего весенних месяцев?
Какой второй весенний месяц?
А сколько дней в недели?
Какой первый день недели?
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера?
В какое время суток вы приходите в детский сад?
Всё то вы знаете. Молодцы!

В: Сегодня утром, когда я шла в детский сад, встретила почтальона. Он принес письмо от хорошо знакомого вам дяди Степы – милиционера. Вот оно!

В нем задания для вас и если вы с ним справитесь, вас ждет сюрприз - подарок от дяди Степы. Как вы считаете, справитесь?

Вы готовы?

Вопросы детям

Письмо

Вопросы детям

Дети встают в полукруг вокруг воспитателя. Приветствуют друг друга.

Дети отвечают правильно на вопросы педагога.

Проявляют интерес к письму от миллиционера, желают узнать задания

Дают положительный ответ

Дети обращают внимание на педагога и подходят к нему, приветствуют друг друга.

Знают ответы на поставленные вопросы педагога. Отвечают четко и полным ответом.

Заинтересовываются письмом от д.Стёпы.

Проявляют желание сделать задание и получить сюрприз

2

Организационно- поисковый

(основной) этап

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

Установить зависимость количественного и порядкового счета от направления при счете;

Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, уверенность в своих возможностях

Уточнить название дорожных знаков и правил поведения на улице.

Упражнять в умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Задание 1-ое.

Ребята посмотрите на магнитной доске 10 разноцветных машин, расположенных в ряд. Давайте подойдем поближе и поработаем над заданием д.Стёпы.
Воспитатель:
1. Чем отличаются эти машины? Значит, они какие? (разноцветные, разные)
2. Посчитайте их по порядку!
3. На каком месте красная машина? Желтая?

4. Которая по счету синяя?
5. Какого цвета последняя машина?
6. Которая она по счету?
7. Как мы считаем? (слева направо).
8. А если посчитать справа налево, которая она будет по счету? Посчитайте!

Молодцы.
- Еще раз на машины посмотрите, сколько их всего скажите?
-  В каком направлении вы считали?
-  Посчитайте справа налево! Изменилось ли количество машин?
- Сделайте вывод!

- Сколько красных машин? Синих? Розовых?

- По сколько машин каждого цвета?
- Как же составлено число 10? (1,1,1,1,1,1,1,1,1 и 1)

Из скольких единиц?

Вы молодцы! Справились не с простым заданием.

В: Ребята обратите внимание вот и второе задание от д.Степы! Он предлагает составить число 10 из двух меньших чисел.

Как вы составили число 10? Поставьте между цифрами знаки >,<,=.

В: А вот следующее задание еще интереснее. Перед вами каточки с изображением транспорта. 

Составьте задачи и решите их!


Кто то желает записать решение своей задачи с помощью цифр!

Прочитайте запись!

ВОчень долго мы считали и конечно же, устали.

Мы на улицу пойдем и немного отдохнем.
Физминутка: Мы по улице шагаем (шагают по кругу)
И с друзьями отдыхаем.
Руки вверх мы поднимаем, (поднимают руки вверх)
А потом их опускаем. (опускают)
Ты налево посмотри: (поворот головы налево)
Что там видно впереди? (руку к глазам)
Смело мы идем вперед, (переходят улицу через пешеходный переход
Где пешеходный переход.
Мы дорогу перешли;
Можно прыгать: раз, два, три! (прыгают на двух ногах)
В: Прыгаем, как мячики.

А где нельзя играть в мяч? Где мы переходи улицу?

Как по-другому называется пешеходный переход?

А мы с вами кто на нем?

Где ходят пешеходы?

Что шире: проезжая часть или тротуар?

ВДядя Степа – милиционер хорошо знает дорожные знаки. Он просит назвать вот эти знаки.

(На доске – дорожные знаки разной геометрической формы.)


Как называется этот знак? Какой он формы? (аналогично с другими знаками).
Передайте форму этих знаков с помощью цепочек (цепочки на полу).

В: Куда ставят ваши папы и мамы машину, когда приезжают с работы?

Где еще можно парковать машины?

Разместите разные машины на стоянке (на сиденьях стульчиков приготовлены листы белой прямоугольной бумаги 18х13 – «гараж» и силуэты машин).
А трактор куда поставите?

В: И последнее задание от дяди Степы на бумаге в клетку

- Найдите красную точку – это будет начало нашего рисунка.                                            (каждый ребенок под диктовку воспитателя, ориентируясь на начальную точку, выполняет графический диктант).
Что вам напоминает полученное изображение? Каких деталей не хватает? Дорисуйте их!

(Самостоятельная работа детей.)
В: Ребята, какие красивые машины у вас получились

Подготовка развивающей среды к выполнению задания

Вопросы детям

Разные карточки на каждого ребенка

Физминутка

«Мы по улице шагаем»

Сопутствующие вопросы детям.

Д/материал дорожные знаки

Вопросы детям

Графический диктант

Вопросы детям

Обращают внимание на доску и желают сделать 1 задание

Разноцветные, разные

Дети делают вывод по возможности, о поясняют, что порядковый счет зависит от направления счета.

Количество предметов не зависит от направления счета.

Ответы детей.

Дети устно называют варианты состава числа 10 из двух меньших чисел

Один из детей проявляет инициативу и объясняет как составить число 10 и какие знаки можно поставить между.

Дети составляют задачи на сложение и вычитание «прочитывают» их, решают.

Проявление желание записать задачу и прочесть ее.

Активно выполняют движение в соответствии с текстом, проговаривая слова

На проезжей части.

Зебра

Пешеходы

По тротуару

Дети выполняют задание

Автобус – в левый верхний угол.
Грузовую машину – в правый нижний.
Легковую машину – в левый нижний.

В правый верхний угол

Дети внимательно слушают педагога и выполняют графический диктант

Отвечают на вопросы педагога.

Проявляют интерес и желание дорисовать.

Самостоятельная работа детей

Обращают внимание на задание. Дают правильные ответы: знают цвета, счет, направление. Четко и сформулированно отвечают на вопросы

Умеют грамотно сделать вывод

знают, что  порядковый счет зависит от направления

Отвечают полным ответом

Знают состав числа 10 и проявляют инициативу объяснить и показать как составить число и какие поставить знаки.

Умеют составлять задачи на сложение и вычитание

Проявляют инициативу в ходе записи задачи

Четко выполняют движение в соответствии с текстом проговаривая его

Знают ответы на поставленные вопросы

Знают и умеют работать с

дорожными знаками и аргументируют свой ответ

Знают расположение углов. И грамотно выполняют графический диктант

Проявление интереса продолжить работу работая на листе бумаги.

Грамотно отвечают на вопросы

Выполняют самостоятельно работу

3

Рефлексивно–корригирующий

(заключительный) этап

Закреплять полученные знания и умения. Делится полученными знаниями

Молодцы ребята, вы справились  с заданиями д. Стёпы и теперь в городе порядок и все будут соблюдать правила.

А теперь я попрошу каждого из вас показать свой смайлик. - Если вам понравилось занятие и все задания вы выполнили – покажите на зелёный смайлик,

- Если что-то показалось трудным, с каким-то заданием не справились – жёлтый.

- А если сегодня вам занятие не понравилось – красный.

Хочу пожелать вам, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения.

И за правильно выполненные задания и хорошее знание правил дорожного движения дядя Степа передает  вам медали знатоков этих правил и настольную игру «Юный пешеход».

Вопросы детям

Сюрприз для детей

Чётко и сформулированно отвечают на вопросы педагога

Дети прикрепляют смайлики.

Проявляют интерес на подарок от д. Стёпы

Проявляют положительные эмоции от проделанной работы и положительных результатов. Делятся впечатлениями друг с другом. Чётко и полным ответом отвечают на поставленные вопросы педагога.

Проявляют интерес и желание к настольной игре



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной к школе группе

Тема занятия:  Викторина «Что? Где ? Когда?»

Возрастная группа: подготовительная

Образовательные области: познавательное развитие

Цель занятия: Закрепление полученных знаний у детей.

Задачи:  

Образовательные:

- Закреплять умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже, высоко--низко, близко-далеко.

- Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 20

- Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 20.

- Продолжать составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Учить выделять в задачи условие, вопрос, ответ.

- Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

Развивающие: 

- Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу

- Развивать внимание, память, логическое мышление.      

Воспитательные:

- Воспитывать усидчивость;

- Воспитывать интерес к математике как к науке;

- Воспитывать умение понимать поставленную учебную задачу, выполнять её самостоятельно.

Словарная работа: Викторина

Планируемые результаты занятия:

Способны сосредоточенно действовать в течение 30-35 минут.

Сформированы умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже, высоко--низко, близко-далеко. Знают  счёт в пределах 20 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 20, составляют задачи выделяя вопрос, условие и ответ. Ориентируются на листе бумаги в клетку. Развиты память, внимание, логическое мышление. Умеют аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Подготовительная работа:  

- прямой и обратный счёт в пределах 20;

-д/и «Назови соседей»

Материалы и оборудование: Мудрая Сова, конверты с заданиями для викторины,

Этапы

занятия

Задачи этапа

Деятельность

воспитателя

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Мотивационно-побудительный

этап

Создать у детей заинтересованность, настроить на дальнейшие действия.

Воспитывать интерес к математике как к науке

Закреплять умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже, высоко--низко, близко-далеко

Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова. Если вы смотрите программу «Что? Где? Когда?», то знаете, что она является талисманом этой игры.

И если она появилась у нас, значит, не просто так. Оказывается, она давно за нами наблюдает, она так же знает, что вы скоро пойдете в школу. Вот она и решила  сегодня открыть у нас «Клуб лучших  Знатоков математики ».                                                                                                    Членом клуба может стать только тот, кто докажет, что он умный, сообразительный, достойный. Сегодня у нас будет проходить отборочный турнир в несколько этапов. Мудрая Сова приготовила нам интересные задания.                                                                                        Постараемся выполнить все задания совы!                                                                                              

Сегодня   будут  не команды  соперников, а дети которые любят очень друг друга, и  помогают друг другу во всем.                                    

Перед нами стол с конвертами в которых задания, будем брать конверты и выполнять задании.

В: Вспомните правило:

Педагог предлагает детям занять места за столом

В: Внимание! Конверт №1 Вопрос!

Разминка для ума  «Скажи на оборот»

Дерево высокое, а куст ….

линейка длинная, а карандаш, ….

канат толстый, а нитка, …

речка широкая, а ручеёк….

дом далеко, а детский сад ….

Уточнение.

Пояснение

Звучит музыка

Разминка для ума  «Скажи на оборот»

Дети обращают внимание на педагога и сову, проявляют заинтересованность и подходят к педагогу.

Внимательно слушают

Проявление желание на дальнейших ход занятия

Дети проговаривают правило: ответить хочешь - не шуми, а только руку подними. Занимают места за столом

Дети внимательно слушают воспитателя и правильно дополняют

Проявляют интерес, обращают внимание на гостя.

Проявляют желание и интерес побывать участниками «Клуба лучших знатоков математики»

Проявляют желание на игру.

Знают правило. Четко проговаривают его.

Правильно отвечают на вопросы.

2

Организационно- поисковый

(основной) этап

Беседа, актуализация личного опыта детей

Проблемные вопросы

Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 20

Развивать внимание, память, логическое мышление.      

Воспитывать умение понимать поставленную учебную задачу, и делать правильные выводы.

Закреплять основные движения

Продолжать составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Учить выделять в задачи условие, вопрос, ответ.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

Воспитывать умение понимать поставленную учебную задачу, выполнять её самостоятельно.

В: Внимание! Конверт №2 Вопрос!

1.Вспомнить порядковый счёт от 1 до 20

2.Вспомнить обратный  счёт от 20 до 1.

5. Назовите соседей числа 3, 5, 7, 9.

6. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7 ,4 и 6, 9 и 7 , 5 и 3.

Воспитатель: Молодцы! Справились с  заданием .


В: Внимание!    Конверт №3

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Я сейчас вам загадки загадаю    
Попытайтесь  их отгадать,
А потом нам тут собрать
Из «Колумбова яйца», то что отгадаете.

Есть у зверя нос и рог,

Зверь зовется

Голову в песок зарыл,
Хвост пушистый распустил.
Я догнать его пытаюсь,
Но быстрее ветра ...

Идет с бархана на бархан
Двугорбый желтый великан.
Нести поклажу – тяжкий труд
В пустыне может лишь …

В: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Особенно мне понравилось, что вы помогали друг другу, подсказывали.

В: А сейчас  вам нужно немного подумать над  головоломками и правильно ответить.

Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра).

На берёзе росло 5 яблок. 3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берёзе?(нисколько, на берёзе яблоки не растут)

Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, значит в нем ничего нет).

Наступил долгожданный январь.

Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают).

Спасибо, молодцы!

В:  Внимание! Конверт № 4 Вопрос!

В: Пришло время немного отдохнуть. Для этого приглашаю вас сделать физкультминутку.


Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.

В: Поразмялись немножко, а  теперь пора за дело приниматься. На этот раз нам предстоит решить арифметические задачи,

В: Внимание! Конверт №6

Ребята! Мы с вами научились составлять и решать задачи .

Давайте вспомним, что такое задача.

Послушайте задачу: «На желтом цветке сидело 3 божьих коровки и на красном цветке сидело 3 божьих коровки.

- Как называется эта часть задачи?

Ответы детей: 

В: - Сколько всего божьих коровок сидело на цветках?

Ответы детей:  

В: - Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего божьих коровок?

Ответы детей: 

В: - Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.

Ответы детей: 

Молодцы!

Ну и еще одна задача!

У Кати было 6 яблок , 2 яблока она съела . Сколько яблок осталось у Кати?

В: Я довольна вами. И последний завершающий этап, который все решит: быть ли всем членами клуба или кому-то не повезет.

В: Внимание! Последний конверт №6 Графический диктант

Перед диктантом сделаем пальчиковую гимнастику с массажным шариком

«Су-джок»

Шарик, шарик, ты колюч,

Для меня к здоровью ключ!

Ты на ежика похож,

До чего же ты хорош!

Я люблю с тобой играть,

Я люблю тебя катать

Я сожму тебя немножко,

Покраснеет пусть ладошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну!

А теперь последний трюк:

Он летает между рук!

В: Я пою, и ты поешь

Я иду , и ты идешь

Мы поем , и мы идем

Очень весело живем.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я , друзья , от вас не скрою

Карандаш вот так держу

Сяду прямо , не согнусь,

За работу я возьмусь .

Молодцы, размяли пальчики!

Предлагаю преступить к заданию

В: Ребята, у вас в тетрадочке у каждого стоит красная точка .

От этой точки  мы будем работать дальше .

Графический диктант.

 Диктант начинаем с точки, считаем 8 клеток направо, 2 вверх, 3 направо, 5 вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 налево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Что  у нас с вами получилось?

Правильно, про который говорила сова, которым мы откроем волшебную дверь в страну Знаний.

Звучит музыка  

Вопросы детям

Звучит музыка  

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Загадки

Вопросы детям

Звучит музыка

Физ. минутка

Арифметические задачи

Пальчиковая гимнастика с массажным шариком

«Су-джок»

Графический диктант

Проявляют интерес к заданию. Определяют закономерность, порядковый счёт  и последовательность цифр.

Дети внимательно слушают загадки и предлагают варианты ответов

Носорог

Страус

Верблюд

Внимательно слушают. Советуясь друг с другом дают правильные ответы.

Выполняют движение в соответствии с текстом

Индивидуальный ответ одного из детей

Дети внимательно слушают задачу для дальнейшего правильного решения.

- Условие, это то, что нам уже известно.

- Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.

- Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 3

 - Всего на цветках сидело 6 божьих коровок.

= 6

Дети согласованно решают задачу и правильно отвечают

Проявляют желание на дальнейшую работу

Правильно выполняют пальчиковую гимнастику

Дети приступают к выполнению графического диктанта, внимательно слушая педагога

Это ключ знаний

Проявляют желание и интерес заданию Определяют правильную последовательность цифр и расставляют в правильном порядке.

Активно и с желанием выполняют задания отвечают полными и сформулированными ответами

Внимательно и заинтересованно слушают педагога, отвечают правильно дают чёткие и сформулированные ответы.

Четко и правильно выполняют движения в соответствии с текстом

Проявляют желание индивидуально ответить н поставленные вопросы

Знают, что такое условие, вопрос в задачах. И находят правильное ее решение.

Самостоятельно согласовывая друг с другом решают задачу.

Проявляют желание стать членами клуба.

В правильной последовательности выполняют пальчиковую гимнастику

Внимательно слушают педагога, и приступают к самостоятельной работе работая в тетради.

Отвечают на вопрос педагога

3

Рефлексивно–корригирующий

(заключительный) этап

Продолжать развивать умение рассказывать об усвоенном материале.

Закреплять полученные знания.

- Воспитатель:

Вы ребята молодцы!
Потрудились от души
Вы все думали, решали,
На вопросы отвечали
Где-то верно, где-то нет,
Но всегда был готов ответ
Вас с победой поздравляю,
Умницами быть желаю.

Ребята, за нашей игрой следила Мудрая Сова. Она очень довольна вашими ответами и работой.

И просила меня, за работу над сложными заданиями , вручить вам медали  «Лучший знаток математики»

Знатоки выходят из-за игрового стола и им вручаются медали.

Вам понравилось быть знатоками?

Были какие то трудные вопросы?

Со всеми заданиями вы справились?

Какие у вас возникали трудности?

Худ. слово

Вопросы детям

Внимательно слушают

Дети отвечают на поставленные вопросы педагога анализируя занятие. Обмениваются впечатлениями друг с другом и педагогом.

Слушают педагога

Дают четкие и полные ответы на вопросы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект старшей логопедической группы № 5 « Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад" Клубничка» по безопасности на дорогах "Дорога и дети" .

Проект старшей логопедической  группы № 5« Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад Клубничка» по безопасности на дорогах....

Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»...

" Азбука дорог". Игра-путешествие (по безопасности на дорогах) в подготовительной к школе группе.

Цель: Закрепить с детьми знания об опасностях, которые ждут детей на улице, правила уличного движения, знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. Развивать память, мы...

Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?» На первый взгляд легко. Но на самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пре...

КОНСПЕКТ НОД ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»

КОНСПЕКТ НОД ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ» Старшая группа (5-6л)...