Обобщение опыта «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников»
презентация по математике

Морозова Марина Анатольевна

«Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит».

М.В. Ломоносов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysuplenie.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС Буратино»

Обобщение опыта

«Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

 Морозова М.А.

Слайд 1 Название

Слайд 2

«Математику уже затем учить надо, 

что она ум в порядок приводит».

М.В. Ломоносов.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллектуальных способностей, а эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектуальными способностями  быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Слайд 3

Моя педагогическая позиция – обеспечить активную работу детей, широко используя игровые приемы и дидактические игры, которые помогут успешно освоить основы элементарных математических представлений.  

Основная цель, которую я поставила перед собой – это прежде всего сформировать у детей интерес к ФЭМП, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного.

Слайд 4

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов по ФЭМП у дошкольников использую следующие инновационные  методы и приемы:

-  занимательный математический материал;

-  развлечения: загадки, задачи-шутки, стихи, веселый счет, считалочки,

- математические (логические) игры, задачи, развлечения: чудо кубики, рамки вкладыши, лото, пазлы, кубики с картинками, конструкторы, мозаики.

- графические игры: лабиринты, графические таблицы, игры с геометрическими фигурами.

Интеллектуальный труд очень нелёгок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, свою работу я  строю по принципу, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации детской деятельности – игра.

Слайд 5

Начиная работу во второй младшей группе,  мы закладываем основу математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу, использую игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться. Забочусь о прочном усвоении детьми знаний, самостоятельности, умения делать простейшие обобщения. Учу детей кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы.

Слайд 6

Так же применяю сюрпризные моменты, ввожу игровые образы, создаю игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Использование художественного слова: позволяет лучше усваивать материал. Когда занимательный материал доступен ребёнку, то у него складывается положительное отношение к математике, стимулируется мыслительная деятельность.

Также применяю словесные игры  и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению: - «Скажи наоборот», - «Кто быстрее назовёт?», «Кто быстрее найдёт?». Учу детей внимательно слушать товарища, не повторять, дать оценку товарищу, овладеть умением контролировать себя. В конце непосредственно образовательной деятельности побуждаю детей рассказывать о том, что узнали, чему научились. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Знания,  которые полученные детьми, на непосредственно образовательной деятельности стараюсь использовать в повседневной жизни.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей, с помощью дидактических игр, пособий дети младшего дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.  Увлекательные игры помогают делать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!

Слайд 7

Успешное обучение элементарным математическим представлениям зависит от предметно-развивающей среды. В группе создан   центр математического развития. В него вошли все материалы, игрушки, раздаточный   материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал: развивающие и дидактические игры, приготовленные самими воспитателями. Развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. где находятся все материалы, игрушки, раздаточный  материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал: развивающие и дидактические игры, приготовленные самими воспитателями.

Слайд 8

Много дидактических игр изготовлено своими руками «Раскрась по образцу», «Подбери ключ к замку», «Лаборатория цвета», «Диктант», «Грузовик» и другие.      

Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на непосредственно образовательной деятельности, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал.

Слайд 9

Всю работу в центре математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие.

Слайд 10

Знания по математике закрепляем не только на занятиях по ФЭМП, но и на других видах образовательной деятельности. Так на занятиях по художественному творчеству дети изображают предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру ( «Фрукты», на лепке дети лепят большие и маленькие мячи, на аппликации  из большого и маленького круга наклеивают лягушонка

Читая книги, мы  различаем их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравниваем героев по росту. Называем героев сказки « Репка» начиная с деда и, наоборот,  с мышки;  объясняю, что один дед не смог вытянуть репку, а несколько персонажей - справились. Ориентируемся в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала – потом».

Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, деревья, листья. Я знакомлю детей с разными понятиями, например «далеко-близко». Так же считаем ведерки и совочки: ведерок столько - же сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя находим длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.

Слайд 11

В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством. Я стараюсь постоянно использовать  в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество. Постоянно обращаю внимание на признаки предметов.  

Играя в строительные игры с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие.

Слайд 12

За время работы по математике с детьми второй младшей группы думаю, достигла неплохих результатов. На мой взгляд, воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребенка. От воспитателя зависит многое. Чем больше он будет уделять ребенку внимания, тем более развитым будет ребенок. Стремлюсь дать детям знания, эмоционально излагаю новый

Считаю важным вдохновить ребенка, укрепить и развить познавательные интересы дошкольников, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Стараюсь воспитательно-образовательный процесс сделать богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые фольклорные жанры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников

Обучению дошкольников началам математики  в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации,...

Конспект НОД Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников «Незнайка и его друзья»

Конспект НОДФормирование элементарных математических представлений у младших дошкольников«Незнайка и его друзья»...

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников...

Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством занимательных игр и упражнений.

В статье описана связь игровой и познавательной деятельности дошкольников, а также приведены примеры различных игровых упражнений и игр, направленных на формирование и развитие элементарных математиче...

Сборник дидактических игр, по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников

Данный сборник дидактических упражнений используется в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности, в игровой деятельности и в режимных моментах.Дидактические упражнения...

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников»

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.Задачи:проанализировать психолого-педагогическую литературу по ...