Лэпбук «Математическая елочка» методическая разработка по математике
методическая разработка по математике (средняя группа)

Пожидаева Ольга Николаевна
«Математическая ёлочка»
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать экспериментальный материал, а изучение структуры быстро освежит в памяти пройденные темы.
Цель лэпбука - освоить математические способы обучения детей с помощью развивающих игр.
Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал, это отличный способ повторить пройденный материал, а также можно подобрать задание для каждого ребенка.
В лэпбуке представлены материалы для занятий по развитию элементарных математических представлений
 
          Его задача – развивать познавательные, творческие, инициативные, интересные коммуникативные навыки ребенка. Лэпбук включает в себя серию дидактических игр и заданий для детей, «спрятанных» в карманах. Итак, вы хотите поскорее заглянуть внутрь, чтобы узнать, что нас там ждет? 
Преимуществом дидактического пособия будет:
• интересный и привлекательный для детей дизайн;
• возможность использования различных форм организации работы с детьми (индивидуально, в парах, самостоятельно, в окружении взрослых);
• мобильность использования и компактность хранения;
• дифференциация воспитательной работы с учетом способностей детей;
• вариативность использования игровых заданий.
Лэпбук по математике предназначен для работы с детьми 5-7 лет. Можно привлечь несколько детей, как задания на несколько заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_yolochka.docx972.27 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методика формирования математических представлений».

Математическая ёлочка.

IMG_20181214_205815.jpg

Выполнила: Пожидаева Ольга Николаевна

IMG_20181214_204902.jpgIMG_20181214_204911.jpg

IMG_20181214_204917.jpgIMG_20181214_205023.jpgIMG_20181214_205046.jpg

IMG_20181130_131338.jpgIMG_20181130_131927.jpg

IMG_20181130_151529.jpgIMG_20181130_151836.jpgIMG_20181130_132322.jpg

Известно, что детям легче запомнить материал, который даётся им в игровой форме.

Тема заданий данной математической ёлочки очень разнообразная и охватывает много познаний детей. Дети могут познакомиться с порядковым счётом, научатся находить и различать разные предметы, а также смогут развить свои  интеллектуальные способности и с пользой провести своё время. Дети смогут порешать различные задачи, назвать числа в прямом и обратном порядке, они научатся выражать словами местонахождение предмета по отношению  к другим предметам.

Процесс изготовления ёлочки доставил мне удовольствие.

Материалы: ёлочка состоит из нескольких листов картона, скреплённых между собой с помощью клеевого пистолета. Елочка окрашена гуашью и на каждый лист приклеена аппликация. Имеются различные бусинки, мягкие проволочки, коробочки, иллюстрации к различным заданиям, наглядный материал, счётный материал.

Детям наверняка понравится данная математическая ёлочка и  она создаст положительный эмоциональный настрой во время занятий.

Возрастная группа: 5-7 лет.

Цель: овладение детьми математическими способами познания.

Задачи: формирование представлений о числе и о количестве. Развитие сенсорных способов познания, математических свойств и отношений, обследование, сопоставление, группировка, упорядочение. закрепление и повторение пройденного материала по математике в игровой форме. Закрепление навыка сложения и вычитания. Закрепление  понятия <,>, =.Развитие ориентировки в пространстве. Развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения.

Давайте вместе познакомимся с содержанием  этой математической ёлочки, посмотрим сколько материала удалось разместить на разворотах елочки.

IMG_20181214_205033.jpg

Счеты бусины и гирлянда геометрические фигуры.

Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребёнка. Маленькие дети так воспринимают предмет: тактильно-потрогали, зрительно посмотрели, осязательно –  нашли исследуемый предмет. При этом идёт формирование представлений о внешних свойствах предметов вообще и сравнении их в дальнейшем. С помощью гирлянды геометрических фигур дети смогут всё потрогать, провести пальчиком и изучить эти формы. Цель: закреплять умение детей различать геометрические фигуры, угадывать на что она похожа; развивать пространственное мышление и фантазию у дошкольников.

На леске висят  цветные бусинки (кусочки от трубочек). На  первой веревочке- одна,  на второй две и так далее до 10.

Цель изучить счет в пределах 10.

Следующий разворот.

IMG_20181214_204917.jpg

Один-много

Цель: закреплять умение у детей различать предметы по количеству (один, много, мало, поровну).

Мы видим один банан, один баклажан, 5 помидоров и одну грушу. Сколько здесь овощей и фруктов?

Понимать вопрос «сколько?» (при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»).

Задание: ёжики собирали в саду урожай. Покажите, у кого много груш? А у кого одна груша? У кого ни одной груши?

Нижняя часть раздела называется: низкий- высокий, больше- меньше 

Закреплять умение у детей сравнивать предметы по длине, высоте, размеру.

Мы видим Семью жирафов, мама с папой высокие, а их сынок низкий.

Жирафы больше чем бурундук.

 Посмотрите на домики и скажите какой домик выше? Сколько этажей в домиках.

Какой мяч на картинке больше другого.

Задача.

Вова ростом выше Оли, но ниже Пети. Кто выше: Оля или Петя? (Ответ: Петя)

IMG_20181214_205517.jpg

Ознакомление с геометрическими фигурами.

Квадрат-круг-треугольник

Цель: закреплять умение у детей различать и называть геометрические фигуры и соотносить их с похожими предметами.

Ёжик попал в страну странных фигур.

Покажите фигуры: покажите, где круг, треугольник, квадрат. Найдите такие же фигуры.

Мы видим, арбуз, сборник сказок, куб, пакет от сока, пирамидку, треугольную пуговицу, треугольник, компьютер, круглую и квадратную пуговицу.

Это задание способствует развитию внимания (нужно вспомнить как называется) и активизирует мышление (сравнить, установить общий признак).

Учит обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Учит детей находить цветные геометрические фигуры в окружающей их жизни. Учит детей, применяя полученные знания о свойствах фигур, делать простые выводы и умозаключения.

Задание детям:

У какой фигуры углов больше: прямоугольника, квадрата или круга?

IMG_20181214_205550.jpg

Здесь есть коробок с геометрическими фигурами.

IMG_20181214_205559.jpg

А также внизу мы видим: прямую, кривую и ломанную линию. Их мы показываем детям, проводим пальчиками по мягкой проволоке, обсуждаем.

 

Следующий раздел: Легкий-тяжёлый

Цель закрепить представление о понятиях «тяжелее-легче», закреплять умение у детей сравнивать предметы.

Рассмотреть картинки, например, картинки слона и божьей коровки. Они решили покачаться на качелях, но это не удалось. Почему? Сравнить, чья масса больше или меньше, поставь соответствующий знак.

Масса слона больше массы божьей коровки, поэтому слон тяжелее, а божья коровка легче.

Слон > лягушки, но слон < синего кита.

IMG_20181214_205435.jpg

Какие животные самые лёгкие? Приведите свои примеры.

(ответ: Медуза, хамелеон, лягушка)

А какие животные самые большие?

Африканский слон -6 т; тигр 230-220 кг, тигры гораздо крупнее львов на 40 кг.

А какое животное больше слона?

Ответ: синий кит. Синий кит -125 т

Синий кит –это самое большое современное животное, а так же вероятно, крупнейшее из всех животных, когда либо обитавших на земле.

Посмотрите на картинки. Как думаете, какие предметы лёгкие, а какие тяжёлые?

На картинках, мы видим перышко, карандаш, бабочку, воздушный шарик, божью коровку, слона, лягушку, медузу, тигра, кита, кирпич, две сушки и рогалик, небольшой автомобиль ,самолет и папу среднего размера.

Лёгкий-тяжёлый-не всегда то, что большое-тяжёлое, и не всегда то что маленькое, - лёгкое. Расставьте всё что здесь изображено от самого лёгкого до самого тяжёлого.

Задачка.

Что тяжелей: пять слонов или помыть пять тарелок?

Задача «Вкусный счёт»

IMG_20181214_205415.jpg

Маша и Катя пекли печенье. Печенье получилось красивое и вкусное, разной формы. Сосчитайте сколько получилось печенья круглой, четырехугольной и  овальной формы.

Прежде, чем приступить к выполнению этого задания , напоминаем детям, что у круга нет углов и у овала нет углов и он вытянутой формы, а у квадрата 4 угла и все стороны одинаковые. А треугольник похож на палатку и у него три стороны. Этим, соответственно и объясняется его название.

Изучаем состав числа на примере числа 8.

Юля пошла в магазин и купила мороженное.

У неё осталось несколько монеток. Хватит ли девочке денег ещё на одно мороженное, если оно стоит 8 рублей?

Знакомим детей с составом чисел и объясняем, как можно получить одно и тоже число разными способами.

Берём три монетки достоинством 1 рубль и одну 5-рублёвую монету.

Можно показать детям разные варианты того, как из этих монеток можно получить 8 рублей.

Например, 8 монеток достоинством 1 рубль, 4 монетки достоинством 2 рубля.

Основная задача заключается в том, чтобы показать детям, что множество состоит из отдельных предметов, т.е. например число 8 состоит из 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1, и ещё 1. Можно попросить детей хлопнуть столько раз, сколько соответствует этому числу.

Последующее число. Предыдущее число.

Предыдущее число-число полученное вычитанием единицы из данного числа, например, назови число, предыдущее 8

8-1=7

7-число, предыдущее 8

Последующее число-число, полученное прибавлением единицы к данному числу. Например: число, следующее за 8

8+1=9

9-число, следующее за 8

Расставь цифры по порядку

6543102

2051643

Меры стоимости.

Говорим детям о том, что деньги бывают двух видов: бумажные это «большие» или «купюрные» деньги; и металлические монеты – это «мелкие» деньги, которые ещё называют разменной монетой.

IMG_20181214_205456.jpg

Следующая тема: быстрый-медленный.

IMG_20181214_205358.jpg

Кто быстрее? Дети должны ориентироваться во времени, знать что такое скорость.

Посмотрите на картинки и скажите, кто двигается быстро? Кто движется медленно? Кто самый медленный. (На картинках изображены: автобус, улитка, вертолёт, человек, черепаха, ракета, велосипед, охотничья борзая, гепард, страус, рыба-парусник, сокол- сапсан).

 Сравниваем объекты и делаем выводы.

Задачка.

Курица стоя на одной ноге весит 6 кг. Сколько она будет весить, стоя на двух ногах? Объясните свой ответ.

IMG_20181214_205322.jpg

Сравниваем отрезки

Цель: закреплять умение сравнивать длину предметов «на глаз».

Обозначить результат сравнения «длинный» или «короткий».

Вставляем пропущенные в ряду груш цифры по порядку.

Цель закрепить порядковый счёт.

IMG_20181214_205326.jpg

Задачка.

В вазе лежала одна конфета, к вечеру её не стало, кто её взял, если в комнате были кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и моль.

Домино из дней недели.

Цель: знакомить с днями недели, закреплять названия и последовательность.

Задача.

Каждый зайчик съедает на обед по одной морковке. Сколько морковок есть у зайчиков? Чтобы накормить  4 зайчиков  сколько не хватает морковок?.

IMG_20181214_205334.jpg

Сравнение множеств путём установления между ними взаимного соответствия.

Говорим детям, видите зайчиков и морковок было бы поровну, если… Говоря это, мы подчеркиваем равенство двух множеств.

Зайцев 4 морковки 3. Уточняем у детей, чего больше зайцев или морковок? Зайцев больше, чем морковок на 1. Т.е. надо добавить 1 морковку, чтобы их стало столько же, сколько зайцев.

Если добавить одну морковку, то зайцев и морковок станет поровну.

Или например, мы предлагаем детям подумать, что нужно сделать чтобы зайцев и морковок было одинаковое количество.

«принести ещё одну морковку, или убрать одного зайчика», -например, говорят дети.

Во время этого упражнения дети усваивают, что равенства можно добиться двумя способами: или прибавить один предмет, или убавить.

Следующий разворот

Сколько на ёлочке красных шаров? А сколько синих?

IMG_20181214_205125.jpg

Задача.

Пришли к собаке гости. Принесли в подарок кости. Посмотрите сколько на картинке гостей, а сколько костей?

IMG_20181214_205246.jpg

Задание.

Сосчитайте сколько игрушек на полочке. (Всего 6 игрушек)  Какой по порядку стоит юла? (Зайчик? Пирамидка? Пупсик? Матрёшка?).

Последующее и предыдущее число в пределах 6.

Задачи: закреплять умение считать до 6, соотносить цифры с количеством предметов.

Закреплять у детей умение определять пространственное расположение предметов.

На полке расставили игрушки(зайка, машинка, пирамидка, пупс и матрёшка). Задаём детям вопрос: какая игрушка стоит за юлой?

Дети, например, отвечают: за юлой стоит пирамидка и пупсик.  

Какая игрушка стоит впереди машинки? (Впереди машинки стоит зайчик).

Понятия «прибавить» (+), «вычесть» (-) и «равняется»(=).

IMG_20181130_131927.jpg

Задача.

К Маше пришли две подружки, а у неё было только два яблока. «Возьмите,-говорит Маша,- по яблоку, а мне по половинке». Честно ли разделила Маша?

IMG_20181214_205207.jpg

Задание.

Сосчитайте ступеньки.

Помогите медвежонку добраться до бочонка с мёдом и спуститься с ним обратно вниз. Сосчитайте ступеньки, когда будите подниматься и спускаться вместе с Мишуткой.

Проверяем насколько хорошо дети проверили прямой и обратный счёт от 1 до 10 и от 10 до 1. Не путают ли дети порядок чисел.

Далее, мы видим цифры и математические знаки в коробочке, они нам пригодятся в игре с математическим материалом, например если мы сосчитаем всё цветные перцы и сравним их между собой (каких больше, каких меньше или же их одинаковое количество).

Математические загадки и задачки способствуют развитию у детей умения логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения.

Загадка.

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы)

Задача.

Когда козе исполнится пять лет. Что с ней будет?

(Ей пойдёт шестой год)

IMG_20181214_205139.jpg

Задачка. Сколько нам лет?

IMG_20181214_205157.jpg

Послушайте задачку, подумайте  и скажите, сколько лет детям. С тех пор как родилась Лена прошло 3 зимы, 3 весны, 3 лета и 3 осени. А с тех пор как родился Петя, прошло 3 года. Сколько лет Пете? Сколько лет Лене?

Напоминаем детям и рассказываем, какие времена года существуют и как они сменяют друг друга. Если дети поймут, что зима, весна, лето и осень вместе составляют год, они смогут выполнить это задание.

Главное научить ребёнка думать, рассуждать. Читаем детям условие задачи несколько раз, а дети стараются объяснить как решают задачу.  Дети должны усвоить, что всякая задача состоит из условия и вопроса, и уметь их различать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».

Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур;          Упражнять в ориентировк...

Методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме: Математический КВН

Методическая разработка по математике (старшая группа) по теме: Математический КВН...

Палочки Кюизенера - средство для освоения детьми математических понятий. методическая разработка по математике

Набор счётных палочек, разработанный математиком из Бельгии Дж. Кюизенером, популярен во всём мире. В детском саду заниматься по данной методике можно с воспитанниками любого возраста, постепенно усло...

Методическая разработка по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну "Математика"

Процесс формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников – занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе. Овладение математическими представлениями будут...

Методическая разработка по математике. Программа кружка "Занимательная математика" (развивающие игры)

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает простор ...