ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Грядецкая Олеся Сергеевна

 

Конспект

 

мероприятия

 с детьми подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности

по познавательному развитию

 

 

«Удивительные приключения»

(Исследование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

Воспитатель, учитель-логопед

     Грядецкая Олеся Сергеевна,

      высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2023 г.

Цель: закрепление математических знаний и умений, расширение представлений детей об объектах неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

 

            - закреплять знания о геометрических фигурах, о пространственных представлениях, счет в пределах 10 и 20;

- побуждать решать детей задачи проблемного характера с использованием элементов методики ТРИЗ;

            - формировать исследовательские навыки детей через знакомство с объектами неживой природы – камни; 

 - способствовать развитию интереса к математическим познаниям и окружающему миру.

 

Развивающие:

          - развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;

          - развивать мелкую моторику и координацию движений при работе

на математическом планшете, при обследовании камней.

 

Воспитательные:

 

           -воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
           - воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

  • беседа;

 

  • малоподвижные игры: «Загадки»,  «Найди свое место»;

 

  • игровое упражнение  « Построй мост», «Убери лишний», «Построй дом»;

 

  • исследовательская деятельность с использованием ТРИЗ;

 

 

 

 

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,двигательная,игровая.

        Материалы и оборудование: большая магнитная доска; нарисованная карта России; электронная презентация с сопровождающими картинками; искусственная река, карточки-схемы с цепочкой фигур из блоков Дьенеша; стулья с порядковыми номерами; столы для работы с заданиями; математические планшеты; плоские круглые формы с наклеенными схемами-загадками; карточки с примерами; сундук с камнями; коллекционная коробка.

Приемы: использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания, загадки, вопросы, выкладывание схем с помощью «Математического планшета»,

         Количество детей:10 чел.

 

                                                 Место нахождения детей и расположение пособий:

 

 

 

фланелеграфы                                                 экран                                              магнитная доска

 

 

 

 

 

 

 

болото                                      стулья

                                                                                               дети                                               река                                                                                                                      

 

 

 

 

                                       столы

 

 

 

 

Ход образовательной деятельности

 

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организаци-онный момент)

Дети входят в зал,свободно встают рядом с воспитателем

В. предлагает поздороваться с гостями.

 

Дети здороваются с гостями.

Вводная часть (мотиваци-

онный момент)

Неожиданно раздается звук обвала и на экране появляется изображение знака SOS.

Следующий слайд - Хозяйка Медной горы, которая сообщает детям,что вход в ее пещеру завалило камнями, и она просит помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйка медной горы:  - Не волнуйтесь, путь к пещере покажет моя помощница - ящерка. У нее есть подробная карта пути. Но по дороге вам предстоит преодолеть немало препятствий, не боитесь? Справитесь? Ведь каждое правильно выполненное задание, уберет один камень от моей пещеры.

 

(На экране слайд с изображением волшебной ящерки).

В. спрашивает детей, что означает этот сигнал?

 

 

В.: Вот кто просит нас о помощи, подает сигнал о помощи SOS, это сама Хозяйка Медной горы. Помните, ребята, мы знакомы с ней по сказкам Павла Бажова. Какие названия сказок вы можете вспомнить?

 

Как помочь хозяйке медной горы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.: Уважаемая Хозяйка Медной горы, мы тебя слышим и обязательно придем на помощь. Только как мы найдем дорогу к твоей пещере?

 

Дети отвечают,что это сигнал о помощи. Кто-то зовет на помощь.

 

 

 

 

 

 

Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы».

Дети предлагают варианты помощи (Нужно разобрать завал).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Проблемная ситуация.

 

Большая магнитная доска с картой России, где отмечен путь от

Санкт-Петербурга до Уральских гор.

Рядом на доске имитация завала из карточек с картинками камней (по мере продвижения и решения задач, картинка с камнем снимается с «завала» и прикрепляется одним из детей на карту на пройденную точку).

 

 

Слайд с изображение реки.

В.:– Путь наш долог и велик и сидеть нам не велит!

Ребята, давайте посмотрим на карту и попытаемся разобраться,  Куда нам идти: направо или налево?

В.: - Отправляемся в путь на помощь Хозяйке Медной горы!

Страна наша очень большая!

 

 

 

Первое препятствие на нашем пути – это широкая река. А как реку перейти?

Дети ориентируются по карте. Предлагают варианты направлений.

 

 

 

 

 

Дети рассказывают, что в стране нашей много лесов, рек, гор, озер, городов.

 

 

Ответы детей …(Нужно ПОСТРОИТЬ мост).

1. Игровое задание «Построй мост»

 

На полу выложена голубая «искусственная река» (нарисована на бумаге), 5 коробок блоков Дьенеша, 5 карточек с нарисованной цепочкой фигур для каждой пары.

 

В. (вскрывая конверт):

«Вы сможете перейти реку, когда справитесь с заданием от ящерки». А задание такое: нужно построить  мосты!

 

В. наблюдает за детьми в процессе задания. При необходимости - помогает.

 

В.:Молодцы, ребята, справились с этим заданием! Перешли реку!  Один камень мы уже убрали.

(Детям предлагается снять одну из картинок с камнем и прикрепить на пройденное место на карте).

Дети делятся на пары с помощью «волшебного мешочка», вытаскивая себе по фигурке

(в мешочке 10 фигур по две одинаковые).

 

Дети «строят мосты» на полу через, подготовленную заранее, искусственную реку.

 

2.Игра в  кругу «Загадки»

 

Слайд с изображением леса.

В кругу передается камень и по очереди дети отгадывают математические стихи-загадки, которые загадывает воспитатель.

 

В.: Продолжим путь!Впереди дремучий лес.

Полон этот лес чудес,

Камень ты скорей возьми  и ответ мне назови!

(математические загадки-стихи).

 

Дети стоят у доски.  

 

 

 

 

 

Дети встают в круг, передавая друг другу камень, по очереди отгадывают загадки.

3.Игровое задание «Построй дом»

 

Слайд с изображением города.

 

На столах математические планшеты для выкладывания различных схем (домов) по собственной задумке.

 

В.: Что у нас на карте дальше?  -

 (Это Кузнецк!) Какой он?

Все это сделано из камня.

Но жители жалуются, что не хватает в городе домов. Давайте поможем жителям.

(Задание от ящерки).

Ящерка нам предлагает создать схемы домов с помощью математических планшетов.А жители,  выбрав самые интересные, построят по этим эскизам себе новые дома!

 

В.:Какие интересные, дома вы придумали!

Молодцы, все справились!

Дети: Город!

 

Варианты ответов: красивый, светлый, есть памятники и т.д.

 

 

 

Дети проходят к столам и на математических планшетах самостоятельно выкладывают схемы домов.

 

 

 

4.Физкультминутка «Зарядка»

Раз — мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.                            

Три - руками три хлопка.              

А четыре - под бока.                                               Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают.

Пять - руками помахать

Шесть - на место встать опять!                           

В.:А теперь пора и передохнуть.

 

В. показывает движения.

 

Дети повторяют движения за воспитателем.

 

5.Игра:  «Найди свое место»

 

Цель: упражнять в порядковом счете

(два набора карточек из картона с приклеенными на них декоративными камушками в ряд  от 11 до 20).

 Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Дети пересчитывают камушки, запоминают их число. По сигналу:«Числа, встаньте по порядку», каждый изиграющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камешков на его карточке.

В.: А теперь можно еще и поиграть!

 

В. раздает карточки и объясняет правила игры. Кто быстрее?

 

Каждый из детей становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камушков на его карточке.

 

6. Игровое упражнение «Убери лишний!»

 

Слайд с изображением болота.

 

 

2 набора из 6  «искусственных» плоских камней с изображениями - схемами для двух команд. Выкладывается дорожка, находится лишнее изображение-схема, по оставшимся пяти дети переходят «болото», проговаривая «шагалочку-чистоговорку».

 

В.:На болото мы пришли и задание нашли.

Болото не очень топкое, но все же перейти его трудно. Для этого нужно проложить дорогу. Дороги тоже сделаны с помощью камней. (Задание от ящерки в конверте): болото можно перейти по 2 дорогам из камней, но камнине простые, с загадочными знаками! Лишний знак нужно убрать.

 

Дети рассматривают изображение болота.

 

Дети делятся на две команды - 2 группы по 5 человек, выбираются считалочкой.

Раз, два, три, четыре, пять нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга!

Дети выкладывают дорожки.

7.ТРИЗ

На экране слайд с изображением Хозяйки Медной горы.

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйка медной горы: Спасибо вам ребята, что пришли на помощь и помогли мне. В благодарность я хочу подарить вам сундук с сокровищами! А сокровища мои - это драгоценные камни нашей земли!

Выносится сундук с «сокровищами» и коллекционная коробка для камней.

 

Два фланелеграфа с набором изображения камней и карточками ТРИЗ.

В.: Все задачи решили! Справились! И вышли, наконец-то к Уральским горам! Где живет Хозяйка Медной горы!

Мы помогли ей разобрать завал.

Вы своими знаниями и умениями освободили  вход в пещеру Хозяйки Медной горы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.:Ребята, можете взять из сундука себе по камушку!

 

 

В. предлагает некоторым детям  выложить таблицу-коллаж своего камня, с помощью карточек ТРИЗ

Ребята встают полукругом перед экраном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети разбирают камни. Обследуют в руках, называя свойства камней.

 

 

 

Дети у фланелеграфа, выкладывают коллаж.

8. «Реши пример»

 

Коллекционная коробка с пронумерованными ячейками, карточки с примерами.

В.: Чтобы нам создать настоящую коллекцию самоцветов, у каждого камня должна быть своя ячейка для хранения, но каждая ячейка имеет свой порядковый номер. Вы легко его узнаете, если правильно решите математические примеры, а полученный ответ и будет номером вашей ячейки.

Дети решают примеры на карточках и выкладывают каждый свой камень в нужную ячейку.

 

Рефлексия:

Итог НОД.

Оценка деятельности детей.

 

В.: Спасибо Хозяйке Медной горы за такой подарок!

Что же мы с вами сегодня делали?

Что вам больше всего понравилось?

 

В нашем  городе  много выставок «Мир Камней», Музей камня, Геологический музей,  музей Горного института! Обязательно посещайте с родителями музеи нашего прекрасного города.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropr.po_poznav.razvitiyu.docx47.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина»

Конспект

мероприятия

 с детьми подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности

по познавательному развитию

«Удивительные приключения»

(Исследование)

Подготовила и провела

Воспитатель, учитель-логопед

     Грядецкая Олеся Сергеевна,

      высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2023 г.

Цель: закрепление математических знаний и умений, расширение представлений детей об объектах неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

            - закреплять знания о геометрических фигурах, о пространственных представлениях, счет в пределах 10 и 20;

- побуждать решать детей задачи проблемного характера с использованием элементов методики ТРИЗ;

            - формировать исследовательские навыки детей через знакомство с объектами неживой природы – камни; 

 - способствовать развитию интереса к математическим познаниям и окружающему миру.

Развивающие:

          - развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;

          - развивать мелкую моторику         и координацию        движений при работе

на математическом планшете, при обследовании камней.

Воспитательные:

           -воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
           - воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

  • беседа;

  • малоподвижные игры: «Загадки»,  «Найди свое место»;

  • игровое упражнение  « Построй мост», «Убери лишний», «Построй дом»;

  • исследовательская деятельность с использованием ТРИЗ;

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,двигательная,игровая.

        Материалы и оборудование: большая магнитная доска; нарисованная карта России; электронная презентация с сопровождающими картинками; искусственная река, карточки-схемы с цепочкой фигур из блоков Дьенеша; стулья с порядковыми номерами; столы для работы с заданиями; математические планшеты; плоские круглые формы с наклеенными схемами-загадками; карточки с примерами; сундук с камнями; коллекционная коробка.

Приемы: использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания, загадки, вопросы, выкладывание схем с помощью «Математического планшета»,

         Количество детей:10 чел.

                                                 Место нахождения детей и расположение пособий:

фланелеграфы                                                 экран                                              магнитная доска

болото                                      стулья

                                                                                               дети                                               река                                                                                                                      

                                       столы

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организаци-онный момент)

Дети входят в зал,свободно встают рядом с воспитателем

В. предлагает поздороваться с гостями.

Дети здороваются с гостями.

Вводная часть (мотиваци-

онный момент)

Неожиданно раздается звук обвала и на экране появляется изображение знака SOS.

Следующий слайд - Хозяйка Медной горы, которая сообщает детям,что вход в ее пещеру завалило камнями, и она просит помощи.

Хозяйка медной горы:  - Не волнуйтесь, путь к пещере покажет моя помощница - ящерка. У нее есть подробная карта пути. Но по дороге вам предстоит преодолеть немало препятствий, не боитесь? Справитесь? Ведь каждое правильно выполненное задание, уберет один камень от моей пещеры.

(На экране слайд с изображением волшебной ящерки).

В. спрашивает детей, что означает этот сигнал?

В.: Вот кто просит нас о помощи, подает сигнал о помощи SOS, это сама Хозяйка Медной горы. Помните, ребята, мы знакомы с ней по сказкам Павла Бажова. Какие названия сказок вы можете вспомнить?

Как помочь хозяйке медной горы?

В.: Уважаемая Хозяйка Медной горы, мы тебя слышим и обязательно придем на помощь. Только как мы найдем дорогу к твоей пещере?

Дети отвечают,что это сигнал о помощи. Кто-то зовет на помощь.

Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы».

Дети предлагают варианты помощи (Нужно разобрать завал).

Основная часть.

Проблемная ситуация.

Большая магнитная доска с картой России, где отмечен путь от

Санкт-Петербурга до Уральских гор.

Рядом на доске имитация завала из карточек с картинками камней (по мере продвижения и решения задач, картинка с камнем снимается с «завала» и прикрепляется одним из детей на карту на пройденную точку).

Слайд с изображение реки.

В.:– Путь наш долог и велик и сидеть нам не велит!

Ребята, давайте посмотрим на карту и попытаемся разобраться,  Куда нам идти: направо или налево?

В.: - Отправляемся в путь на помощь Хозяйке Медной горы!

Страна наша очень большая!

Первое препятствие на нашем пути – это широкая река. А как реку перейти?

Дети ориентируются по карте. Предлагают варианты направлений.

Дети рассказывают, что в стране нашей много лесов, рек, гор, озер, городов.

Ответы детей …(Нужно ПОСТРОИТЬ мост).

1. Игровое задание «Построй мост»

На полу выложена голубая «искусственная река» (нарисована на бумаге), 5 коробок блоков Дьенеша, 5 карточек с нарисованной цепочкой фигур для каждой пары.

В. (вскрывая конверт):

«Вы сможете перейти реку, когда справитесь с заданием от ящерки». А задание такое: нужно построить  мосты!

В. наблюдает за детьми в процессе задания. При необходимости - помогает.

В.:Молодцы, ребята, справились с этим заданием! Перешли реку!  Один камень мы уже убрали.

(Детям предлагается снять одну из картинок с камнем и прикрепить на пройденное место на карте).

Дети делятся на пары с помощью «волшебного мешочка», вытаскивая себе по фигурке

(в мешочке 10 фигур по две одинаковые).

Дети «строят мосты» на полу через, подготовленную заранее, искусственную реку.

2.Игра в  кругу «Загадки»

Слайд с изображением леса.

В кругу передается камень и по очереди дети отгадывают математические стихи-загадки, которые загадывает воспитатель.

В.: Продолжим путь!Впереди дремучий лес.

Полон этот лес чудес,

Камень ты скорей возьми  и ответ мне назови!

(математические загадки-стихи).

Дети стоят у доски.  

Дети встают в круг, передавая друг другу камень, по очереди отгадывают загадки.

3.Игровое задание «Построй дом»

Слайд с изображением города.

На столах математические планшеты для выкладывания различных схем (домов) по собственной задумке.

В.: Что у нас на карте дальше?  -

 (Это Кузнецк!) Какой он?

Все это сделано из камня.

Но жители жалуются, что не хватает в городе домов. Давайте поможем жителям.

(Задание от ящерки).

Ящерка нам предлагает создать схемы домов с помощью математических планшетов.А жители,  выбрав самые интересные, построят по этим эскизам себе новые дома!

В.:Какие интересные, дома вы придумали!

Молодцы, все справились!

Дети: Город!

Варианты ответов: красивый, светлый, есть памятники и т.д.

Дети проходят к столам и на математических планшетах самостоятельно выкладывают схемы домов.

4.Физкультминутка «Зарядка»

Раз — мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.                            

Три - руками три хлопка.              

А четыре - под бока.                                               Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают.

Пять - руками помахать

Шесть - на место встать опять!                            

В.:А теперь пора и передохнуть.

В. показывает движения.

Дети повторяют движения за воспитателем.

5.Игра:  «Найди свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете

(два набора карточек из картона с приклеенными на них декоративными камушками в ряд  от 11 до 20).

 Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Дети пересчитывают камушки, запоминают их число. По сигналу:«Числа, встаньте по порядку», каждый изиграющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камешков на его карточке.

В.: А теперь можно еще и поиграть!

В. раздает карточки и объясняет правила игры. Кто быстрее?

Каждый из детей становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу камушков на его карточке.

6. Игровое упражнение «Убери лишний!»

Слайд с изображением болота.

2 набора из 6  «искусственных» плоских камней с изображениями - схемами для двух команд. Выкладывается дорожка, находится лишнее изображение-схема, по оставшимся пяти дети переходят «болото», проговаривая «шагалочку-чистоговорку».

В.:На болото мы пришли и задание нашли.

Болото не очень топкое, но все же перейти его трудно. Для этого нужно проложить дорогу. Дороги тоже сделаны с помощью камней. (Задание от ящерки в конверте): болото можно перейти по 2 дорогам из камней, но камнине простые, с загадочными знаками! Лишний знак нужно убрать.

Дети рассматривают изображение болота.

Дети делятся на две команды - 2 группы по 5 человек, выбираются считалочкой.

Раз, два, три, четыре, пять нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга!

Дети выкладывают дорожки.

7.ТРИЗ

На экране слайд с изображением Хозяйки Медной горы.

Хозяйка медной горы: Спасибо вам ребята, что пришли на помощь и помогли мне. В благодарность я хочу подарить вам сундук с сокровищами! А сокровища мои - это драгоценные камни нашей земли!

Выносится сундук с «сокровищами» и коллекционная коробка для камней.

Два фланелеграфа с набором изображения камней и карточками ТРИЗ.

В.: Все задачи решили! Справились! И вышли, наконец-то к Уральским горам! Где живет Хозяйка Медной горы!

Мы помогли ей разобрать завал.

Вы своими знаниями и умениями освободили  вход в пещеру Хозяйки Медной горы!

В.:Ребята, можете взять из сундука себе по камушку!

В. предлагает некоторым детям  выложить таблицу-коллаж своего камня, с помощью карточек ТРИЗ

Ребята встают полукругом перед экраном.

Дети разбирают камни. Обследуют в руках, называя свойства камней.

Дети у фланелеграфа, выкладывают коллаж.

8. «Реши пример»

Коллекционная коробка с пронумерованными ячейками, карточки с примерами.

В.: Чтобы нам создать настоящую коллекцию самоцветов, у каждого камня должна быть своя ячейка для хранения, но каждая ячейка имеет свой порядковый номер. Вы легко его узнаете, если правильно решите математические примеры, а полученный ответ и будет номером вашей ячейки.

Дети решают примеры на карточках и выкладывают каждый свой камень в нужную ячейку.

Рефлексия:

Итог НОД.

Оценка деятельности детей.

В.: Спасибо Хозяйке Медной горы за такой подарок!

Что же мы с вами сегодня делали?

Что вам больше всего понравилось?

В нашем  городе  много выставок «Мир Камней», Музей камня, Геологический музей,  музей Горного института! Обязательно посещайте с родителями музеи нашего прекрасного города.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику дошкольного образования

В статье рассматриваются  основные направления работы методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику работы ДОУ...

Презентация "Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС в практику дошкольного образования".

Презентация к статье "Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику дошкольного образования"...

ИТОГИ проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска, 2019г.,

Итоги проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска - 2019Детское ...

Круглый стол «Лучшие практики дошкольного образования: перспективы развития». Выступление «Информатизация дошкольного образования: опыт, практика, перспективы» 15.11.2022 г.

Все мы знаем, что национальный проект «Образование» предусматривает создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступно...

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя». Скорнякова О.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Ручеѐк» г.Бородино

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ«Здоровьесберегающие технологии в деятельностимузыкального руководителя»....