Конспект педагогического совета: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через применение традиционных и инновационных технологий»
методическая разработка по математике

Бикбулатова Наталья Сергеевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы, в том числе с использованием нетрадиционных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_konspekt.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект педагогического совета № 3 на тему: «Формирование элементарных математических представлений  дошкольников через применение традиционных и инновационных технологий»


Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы, в том числе с использованием нетрадиционных технологий.

Задачи:

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  2. Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
  3. Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников. И определить более эффективные формы работы и виды организованной и неорганизованной образовательной деятельности, необходимые для развития математических представлений у дошкольников;
  4. Формировать у педагогов творческий подход, направленный на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей детей.

Повестка дня:

  1. Доклад о выполнении решений педсовета № 2. 

     Ответственный: заведующий Лисицкая Т.В.

  1.  Сообщение «Модель успешного занятия по ФЭМП»

Ответственный: заведующий Лисицкая Т.В.

  1. Итоги тематического контроля: «Состояние работы по ФЭМП в ДОУ»

     Ответственный: старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

  1. Отчет по проектной деятельности на тему: «Первые шаги в математике». 

 Ответственный: воспитатель Федорова Н.П.

  1. Деловая игра

Ответственный: старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

  1. Рассмотрение и принятие локальных актов МАДОУ №10, и программы «Финансовая азбука дошкольника» в части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.

Ответственный: старший воспитатель Бикбулатова Н.С.

  1. Вынесение решения педсовета №3.

Ответственный: заведующий Лисицкая Т.В.

Ход педсовета:

  1. Сообщение «Модель успешного занятия по ФЭМП» (Лисицкая Т.В.)

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. 

Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? В этом мы сейчас и попробуем разобраться и составить модель успешного занятия (пирамидка).
1. Думаю, вы согласитесь с тем, что успех занятия во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Это:  количество, число,
счётная и вычислительная деятельность; величина; геометрические фигуры; ориентировка во времени; ориентировка в пространстве.
Итак, 
первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога по данной проблеме.
2. К занятиям необходимо 
тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний;
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ дидактический и наглядный материал;
- продумать целесообразные формы организации деятельности детей (парная, индивидуальная, коллективная, подгрупповая).
3. На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие?

1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять, обобщать, формировать, расширить, познакомить);

2) развивающие – что развивать, закреплять (развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности); продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
3) 
воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),
Таким образом, 
второе колечко модели успешного занятия – готовность воспитателя к занятию.

3. Третье колечко Пирамидки успешного занятия – выбор оптимальных методов и приёмов.
Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на занятиях по математике? (Ответы воспитателей)
Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…
4.
Четвёртое колечко нашей модели правильный  подбор демонстрационного и раздаточного материала.
5. Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики. Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять. Итак, 
пятое колечко – грамотная речь воспитателя
Вот так выглядит  модель успешного занятия по ФЭМП: 

  • компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области;
  • готовность воспитателя к образовательной деятельности;
  • выбор оптимальных методов и приёмов;
  • правильный подбор демонстрационного и раздаточного материал;
  • грамотная речь воспитателя.

И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

  1.  Итоги тематического контроля: «Состояние работы по ФЭМП в ДОУ»

Контроль проводился в период с 04.04.2022г. по 08.04.2022г. с целью оценить эффективность образовательной работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников в МАДОУ.

Справка тематического контроля прилагается

По результатам контроля были вынесены следующие рекомендации:

  1. Выработка умения проявлять гибкость при реализации поставленных задач, давать правильные образцы речи, дети должны примеры не писать, а выкладывать цифрами, младших воспитателей привлекать для помощи на занятиях, не забывать про контроль за осанкой детей при работе за столом, правильным захватом пишущего инструмента.

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Продолжать формировать навыки и умения детей как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности при работе в уголках занимательной математики, обращать внимание на малоактивных детей, включать их в индивидуальную работу, консультировать родителей по развитию ФЭМП. Использовать элемент занимательности на занятиях по ФЭМП.

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Включить в работу с детьми использование и отработку знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, планирование наблюдений, подводящих к теме занятия, чтение художественной литературы для введения в тему занятия и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по ФЭМП.

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Воспитателям контролировать и пополнять рабочее состояние уголка занимательной математики, составить картотеку математических игр.

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Пополнить содержание рекомендаций по организации дидактических развивающих игр в домашних условиях, работу по данному направлению с родителями проводить систематично. Разместить в чатах информацию по использованию логико-математических игр в работе с детьми.

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

Зачитать результаты анкетирования родителей по ФЭМП

  1. Отчет по проектной деятельности на тему: «Первые шаги в математике» (Федорова Н.П.)

  1. Деловая игра (Бикбулатова Н.С.)
  1. Мозговой штурм

1. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной

группы? Назовите их.

(5 - количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).

2. Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические).

3 Каков основной метод обучения детей математике в младшей группе

( наглядный)

4 Назовите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП (рассказ, беседа, вопросы, описание, показ предметов и действий, игры, упражнения и экспериментирование)

5 Назовите два способа, которые лежат в основе сравнения предметов

(наложение и приложение ).

6. То, что используют при измерении протяженности предмета (мерка).

II. Определите возрастную группу и раздел программы

1. Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения одних предметов к другим (младшая группа, величина)

2. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет) (подготовительная группа, количество и счет)

3. Познакомить с понятиями один – много (гр. раннего возраста, количество)

4. Познакомить детей с новой геометрической фигурой – прямоугольником (средняя группа, форма)

5. Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание (младшая группа, форма)

6. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником (старшая группа, форма)

7. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет (средняя группа, количество и счет)

8. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве (подготовительная группа, ориентировка в пространстве)

9. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа (подготовительная группа, ориентировка во времени)

  1. Решение педагогических ситуаций

1.  В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: «Елочка одна, грибок один и еще кубик один». На вопрос «Сколько всего игрушек?», ребенок не смог ответить.

Вопросы:  Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?

Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

  1. Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: «Сколько у меня машин?». Дети отвечают: «Много». Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: «Сколько я тебе дала машин?». Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы: Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя? Какие ошибки были допущены воспитателем? Как нужно правильно организовать это занятие?

IV.  Внимание! Черный ящик

1. Этот предмет изобрел его в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться (их количество равно 432520032744898 65000). Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток.

(кубик Рубика)

2. Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел хорошую стадию своего обновления и доработки. Его наряд растет у нас в Сибири. Им пользуются все взрослые и дети. (карандаш)

V. Задание «Фольклорная математика»
Командам предлагается вспомнить пословицы и сказки, в которых упоминаются числа, меры длины, величины, времена суток: кто больше назовёт пословиц и сказок за определённое (3 мин) время. На раздумья 1 мин.

Примерный перечень пословиц:
•    Один ум хорошо, а два – лучше.
•    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
•    Старый друг лучше новых двух.
•    Знать, как свои пять пальцев.
•    Семь бед – один ответ.
•    Семеро одного не ждут. И т.д.

Примерный перечень сказок:
«Три поросенка», «Три медведя», «Цветик-семицветик», «7 Симеонов», «1000 и 1 ночь», «Волк и 7 козлят», «Белоснежка и 7 гномов», «Дюймовочка», «Маленький мук», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев» "Два Мороза", "38 попугаев", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Семь подземных королей", "Али Баба и 40 разбойников".

Решение педсовета:

  1. Признать результаты работы ДОУ по ФЭМП удовлетворительными. Строить работу по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО: использовать приемы для поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Срок – постоянно. Ответственные – воспитатели.

  1. В целях совершенствования условий для организации работы по ФЭМП в группах продолжать пополнять и обогащать «математические центры» играми, демонстрационным, раздаточным материалом и пособиями, картотеками математических игр.

Срок – постоянно. Ответственные – воспитатели.

  1. Принять к сведению рекомендации по итогам тематической проверки по теме «Состояние работы по ФЭПМ дошкольников в ДОУ», устранить замечания. 
    Срок: 20.05.2022. Ответственные: воспитатели. 
  2. Для обеспечения устойчивых познавательных интересов у детей на ОД соблюдать следующие педагогические условия: включение занимательности в содержание ОД и режимных моментов; создавать проблемно-поисковые ситуации.

Срок: постоянно. Ответственные воспитатели.

  1. Принять Положение о внутренней системе оценки качества образования МАДОУ №10, Положение «О педагогической диагностике (оценке индивидуального развития детей), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования», Программу «Финансовая азбука дошкольника» в части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.

Срок: 29.04.2022. Ответственные: воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Методы и формы работы»

Цели:·         повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;·         овладевать методикой развития у детей ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с применением ИКТ (интерактивной доски Mimio) для старшей группы (5 — 6 года).

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с применением ИКТ (интерактивной доски Mimio) для старшей группы (5 — 6 года).Тема: Осенний огород.Провела: воспитатель МБДОУ...

Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных представлений по астрономии у дошкольников с применением технологии ТРИЗ»

Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного образовательного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышлени...

Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений через конструктивную деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича "Незнайка в Фиолетовом лесу»

Конспект ООД " Незнайка в Фиолетовом лесу" разработан с целью развития познавательных способностей и математических представлений детей (5 - 6 лет)  на основе развивающих игр В. В....