Педагогический совет "Формирование элементарных математических представлений средствами занимательной математики"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

Конспект педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_po_femp_2018g.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет на тему: «Формирование элементарных математических представлений средствами занимательной математики».

Старший воспитатель: Евдокимова Анна Юрьевна

I.Вступительное слово

Математика… Опять математика! Часто можно услышать из уст детей, учеников, студентов.

 «Математика всегда… остается для детей, учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Дмитрий  Иванович  Писарев (критик-публицист).

 Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.

А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача, задача педагогов – дать ребенку возможность почувствовать радость от процесса познания.

Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры,  является эффективная организация учебной деятельности.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с ФГОС ДО, заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

Возникает вопрос, как же должен строить свою работу педагог-дошкольник?

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

Математика в детском саду должна быть занимательной 

Это вызвано целым рядом причин:

1.Началом школьного обучения с шести с половиной лет.

2. Обилием информации, получаемой ребенком, и одновременно неумением её применять в изменившихся условиях.

3. Связано с недостаточным уровнем развития долгосрочной памяти и других познавательных процессов.

4. Повышением внимания к компьютеризации.

5.Стремлением родителей  как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи и др.

   Развитие математических способностей детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей и индивидуальных способностей детей. Важно активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом; увлекая и развлекая детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности. 

II.Организация воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ФЭМП с использованием занимательного материала с детьми.

А сейчас мы попросим  рассказать о своей работе по ФЭМП, наших воспитателей.

- Наталья Владимировна Ларионова -  расскажет об организации работы в младшем возрасте.

- Валентина Витальевна Быстролетова – об организации работы по ФЭМП в старшем возрасте.

III.Обсуждение открытых занятий.

Согласно годовому плану были запланированы три открытых занятия по ФЭМП

-2 младшая группа «Колокольчики» воспитатель А.И.Михайлова

- Средняя группа «Солнечные лучики» воспитатель А.А.Молчанова

- Старшая группа «Звездочки»

     Педагоги по очереди дают самоанализ своего занятия.

     После каждого самоанализа каждый педагог  выбирает лепесток  ромашки (на лепестке написаны имена педагогов, которые проводили открытые занятия)

  На  лепестках каждый педагог оставляет свой отзыв:

- записывает на одной стороне -  что понравилось на занятии

- на обратной стороне  - рекомендации.

IV. Итоги тематического контроля «Развитие математических представлений посредством дифференцированного подхода и спользования современных форм организации работы по ФЭМП»

Согласно годовому  плану работы МБДОУ «Детский сад «Солнышко»   на 2017-2018 учебный год, во исполнение приказа №   13 от  16.04.2018г  «Развитие математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы по ФЭМП»  проведена проверка данного направления работы в дошкольных группах.

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ФЭМП.

Сроки проведения: с 18.04.2018г. по 25.04.2018г.

Возрастная группа: младшие – подготовительные к школе группы.

Ответственные за проведение контроля: заведующий, старший воспитатель.

Направления контроля

  • оценка профессионального мастерства педагога;
  • календарно- тематическое планирование работы  педагога;
  • обследование знаний, умений, навыков детей;
  • работа с родителями;
  • создание условий в группе, в методическом кабинете

Методы контроля:

  • анализ непосредственно образовательной деятельности;
  • собеседование с воспитателями;
  • анализ календарно - тематического планирования;
  • анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, беседа с детьми.
  • анализ  анкетирования  родителей;
  • анализ наглядной информации для родителей
  • анализ предметно – развивающей  среды в группах «Уголок занимательной математики»
  • анализ предметно-развивающей среды в методическом кабинете

Рабочие материалы контроля

  1. Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
  2. Карта анализа беседы  с детьми
  3. Карта анализа  предметно-пространственной среды центров занимательной математики.  
  4. Карта анализа  предметно-пространственной среды в методическом кабинете.
  5. Анкета для родителей «Познавательное развитие ребенка – дошкольника»
  6. Карта анализа анкетирования  родителей.
  7. Карта организации и проведения НОД.
  8. Карта самооценки профессионального мастерства воспитателей ДОУ.
  9. Аналитическая справка по результатам контроля.

  1. Планирование воспитательно-образовательной работы

В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы:

    Планирование ведется на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой

   Планы печатаются по предъявленным требованиям «Положения о документации педагога» ДОУ «Солнышко», что соответствует эстетическим нормам.

    Непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с перспективным планом, прописывается цель, задачи, оборудования и материалы, интеграция областей. Количество занятий соответствуют возрастным нормам.

    При анализе планов воспитательно-образовательной работы было выявлено, что при богатом приложении (наличием литературы, картотек…) в свободное от занятий время мало планируется  игр математического  содержания:

2 младшая группа «Колокольчики»

«Выложи круг» (шнуровка)

«Рисуем по  очкам» «Машина»  (геометрические фигуры)

«Найди пару» «Займи свой цветок» «Какой шарик улетел?» (цвет)

«Много-мало-один»

«Где машина?» «Поезд» «Угадай что загадали?» (ориентировка в пространстве)

«Лего» (длина)

«Разбери по группам» (классификация)

Подготовительная группа «Радуга»

«Посчитай» «Звездочеты» «Математические счеты» «Встань на место» (порядковый счет) «Посчитай и назови одним словом» «Разложи по группам и посчитай» «Весенний букет» (счет);

«Четыре времени года» «Когда это бывает?» «Который час?» (части суток) «Живая неделька» «Времена года»;

«Что где находится?» (ориентировка в пространстве);

 «Сделай птицу» «Строим ракеты» «Соедини точки» (геометрические фигуры);

 «Что изменилось?» «Найди пару».

   Ежедневно планируется работа с родителями. Воспитатели проводят беседы и консультации на темы:  беседы о самочувствии детей; о соблюдении режима дня дома; Как и в какие игры играть с детьми, о культуре поведения детей; о культурно-гигиенических.  Не достаточно и не всегда отражена работа по ФЭМП.

   Не всеми воспитателями  планируется индивидуальная  работа с детьми в том числе и по ФЭМП.

Рекомендации:

- планировать индивидуальную работу с детьми и родителями каждый день равномерно распределяя в течении месяца все виды детской деятельности и работу по всем образовательным областям.

  1.  Предметно-развивающая познавательная среда.

Так же были исследованы условия  по созданию предметно-развивающей  среды.

Подбор оборудования и материалов по математике для группы определяется особенностями развития каждой возрастной группы детей. В группах имеются  специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами по ФЭМП.  В 1 Младших группах – это «Сенсорный уголок»; во 2 младшей, средней, старшей и подготовительной группах «Уголок занимательной математики»»

Организация развивающей предметно-пространственной среды

в группах по сенсорному развитию.

Сенсорные уголки:  1 младшая группа «Зайчики», 1 младшая группа «Почемучки»

Уголки сенсорного развития, способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развития психических процессов. Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников. Анализируя созданные условия для развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию можно сделать вывод, что в группах  РППС отвечает всем предложенным критериям.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

в группах по ФЭМП.

Математические уголки: 2 младшая группа «Колокольчики», средняя группа «Солнечные лучики», старшая группа «Звездочки», подготовительная группа «Радуга»

В каждой возрастной группе создана среда по ФЭМП, в группах организованы центры, где находится весь материал: готовый и изготовленный самими воспитателями.

Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.                                  Организация среды отвечает возрастным требованиям программы. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров, подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием.

       Комиссия отметила почти везде достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми, поэтому было предложено продемонстрировать всю проделанную работу воспитателей  в презентации.

 

Рекомендации:

Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми подобная организация пространства и материала по математике позволяет детям выбирать интересные для себя занятия и игры, поэтому должны быть доступны детям.

-Разместить центры так, что бы каждый ребенок имел доступ к играм и пособиям.

-В группах продолжать обогащать предметно-развивающую среду занимательным материалом по ФЭМП.

  1. Непосредственно-образовательная деятельность.

По результатам оперативного контроля непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП   существенных замечаний не было.
Занятия по математике проводятся начиная со 2 младшей группы проводятся согласно планированию, проходят в дружеской и спокойной обстановке.

Педагоги готовятся к занятиям: составляют конспекты, готовят демонстрационный и раздаточный материал.

       Для того, чтобы занятия дали ожидаемый результат педагоги организовывают образовательную деятельность так, что новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Дети получают  первоначальное представление о величинах и их свойствах;  знакомятся с геометрическими фигурами, учат различать и называть их; учатся сравнивать группы предметов, соотносить с числами и т.д.

      Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются. Воспитатели стараются, чтобы программный материал по математике был усвоен. Для этого используют разнообразные формы и методы работы: счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, дидактические игры,  работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, дидактические игры, и т. д.

      Математические навыки у детей развиты. Требования по каждой возрастной группе многими детьми выполняются. Дети с желанием занимаются математикой: знают геометрические фигуры, цвета, счет прямой и обратный, сравнение по величине, пространственные отношения, знают времена  года, и т. д.  Занятия в каждой группе проводятся один раз в неделю, в подготовительной группе два раза в неделю. Педагоги проводят их на хорошем уровне.

   Не всегда воспитатели продумывают размещение демонстрационного материала из-за этого у детей может теряться интерес к занятию, к увеличению времени НОД.

   Так же зачастую  не точно формулируются вопросы и не продумываются наводящие вопросы из-за чего многие дети не сразу понимают объясняемый материал или задание поэтому  у детей могут сформироваться не правильные представления.

  Чтобы сохранить интерес в течении всего занятия -  речь педагога речь педагога должна быть четкой и эмоциональной, на что воспитателям нужно обратить больше внимания.

         

         Воспитателем старшей группы «Звездочки» было подготовлено и проведено занятие на тему «Путешествие в страну математики». Занятие построено методически правильно. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей.  Работа педагога с детьми видна, дети знают дни недели,  свободно считают, называют предыдущие и последующие числа,  геометрические фигуры, ориентируются на листе  и т. д.

Занятие прошло в игровой форме:   Королева математики в письме просит помочь детей навести порядок в ее королевстве, для этого отправляет ковры самолеты. Дети отгадывают загадки про геометрические фигуры украшают ими ковры по словесной инструкции  и отправляются в путешествие. Во время путешествия дети решают задания: исправляют последствия урагана – расставляют перепутанные цифры - находят соседей числа; расселяют животных по квартирам – уточняют состав чисел 3, 4, 5; собирают ключ, отгадывая загадку-шутку.

 Речь воспитателя чёткая, правильная, но не достаточно эмоциональная. В задании по ориентировке на листе дала не правильную инструкцию, поэтому дети запутались в выполнении задания.

Не достаточно продуман демонстрационный материал (соразмерность частей) и его размещение (при выполнении задания , на доске оставался демонстрационный материал предыдущего задания, который мешал  ребенку  располагать фигуры  для решения текущего задания и  находился ниже для зрительного восприятия детей состава числа)

        В средней группе прошло открытое занятие по ФЭМП на тему «Поможем гному»

Воспитатель Александра Александровна Молчанова к занятию подготовилась: был конспект занятия, подобран интересный демонстрационный материал:

-цветок с лепестками 2-х цветов для закрепления понятий «завтра» «сегодня»

-схема – для выкладывания цветовой дорожки

-зайчики – для закрепления счета до пяти

-грядки с контурными изображениями овощей

-«печенье» - для закрепления формы и цвета.

Занятие прошло в игровой форме путешествия в сказку к гномикам. Была задана цель, которая с мотивировала детей помочь гномикам открыть дверь. Использовались игровые приемы, менялись виды деятельности, поэтому дети на занятии были активны, старались помочь гному  попасть в домик. Занятие интегрированное: математика, развитие речи, рисование

Дети с заданиями справились:

-различают понятия «сегодня», «завтра».

-называют дни недели

-считают в пределах пяти  и соотносят  число предметов с цифрой

-знают основные цвета и геометрические фигуры.

IV.Работа с родителями.

             Воспитателями планируется и ведется работа с родителями:

 В течении года стенды для родителей периодически меняется. Вся информация эстетически оформляется и доступна для восприятия и чтения. На момент проверки в приемных оформлена информация для родителей

2 младшая группа «Колокольчики»: 

«Возрастные особенности детей», «Режим дня» «Как вырастить маленького патриота»  «Профилактика гриппа» «Развиваемся играя» «1оо тысяч почему» «Как бороться с драчунами»

Средняя группа «Солнечные лучики»

«Учимся наблюдать» «Развиваемся играя» «Игры-загадки» «Вредные полезные продукты»  «Правила дорожного движения» «Закаливание» «Математические игры  по дороге домой» «Что такое математика?» «Играем вместе с детьми»

Старшая группа «Звёздочки»

«Взрослый и кроха берегись палочки Коха» «Правила для родителей» «Сетка занятий, режим дня»

Подготовительная группа «Радуга»

«Адаптация к школе» «Ориентировка во времени»

Игры по математике:

«Геометрические формы», «Знакомимся с формой», «Дорису        й фигуру» «Нарисуй недостающую фигуру» «Считаем предметы» «Знакомимся с цифрами.

          Таким образом, анализ наглядной информации для родителей  в некоторых проверяемых группах позволяет сделать вывод, что воспитатели уделяют недостаточно внимания взаимодействию ДОУ и семьи по формированию у детей элементарных математических представлений.

          С  целью  выявления  представлений  родителей  о формировании у детей элементарных математических представлений    в  ДОУ  было  проведено  анкетирование  родителей.      

56 родителей приняли участие в анкетировании.

Результаты  показали:

- с требованиями программы детского сада по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста знакомы только 12 родителей -23%.

- основной  целью ФЭМП у детей в детском саду считают:

   а) научить считать, решать задачи, выучить цифры – 12% опрошенных  родителей;

   б) научить ориентироваться в пространстве и во времени - 0% опрошенных родителей;

   в) подготовить к обучению в школе -14% опрошенных родителей;

   г) развивать психические функции мышления, внимания, памяти.

- О наглядной информации в группе  по ФЭМП ответы распределились следующим образом:

   а) не ответили  – 30% опрошенных родителей;

   б) информация есть, но очень много – 5% опрошенных родителей;

   в) я не обращаю на нее внимание – 10% опрошенных родителей;

   г) наглядная информация интересна и полезна для меня – 55 % опрошенных родителей.

- О  знании развивающих  играх  и  познавательном  развитии   детей:  

       50 % опрошенных  считают,  что  их  дети  часто  задают  вопросы  почему?  Зачем?  Как? т.е. являются  любознательными.  

  1. % родителей отвечают,  что  их  дети  дома  иногда  задают вопросы.

       15% - не задают вопросы

-Среди развивающих  игр  родителям  наиболее  знакомы  такие  игры:  

               домино  (78%),  

               лото  (60 %),

               шашки  (56 %),

                100% родителей не  слышали  о  блоках  Дьеныша, палочках Кюизенера…..

- Дома  у  наших  воспитанников  есть  такие  развивающие  игры:

             домино и  лото  (76 %),

             шашки (56 %),

             шахматы,  пазлы  (18 %).

            блоки  Дьеныша, кубики Никитиных,  палочки  Кюизенера -  нет ни у кого.

-Как часто дети занимаются дети познавательными играми:

15 % - часто      

45% - иногда    

 40% - редко

V.Профессиональное мастерство педагога

Для  выяснения  уровня  знаний  по  данной  теме  контроля,  воспитателям  был  предложена  карта  самооценки  проф.мастерства  по  ФЭМП,

Анализ  ответов  показал:

Все педагоги знают программу по развитию элементарных математических представлений  у детей, цели и задачи своей возрастной группы. Воспитатели знают индивидуальные особенности развития каждого ребенка своей группы,  ориентируются  в методике по ФЭМП, развивающих  технологиях,  особенностях  организации  познавательной  деятельности.

VI.Оценка деятельности детей.

 Анализ уровня развития детей.

Для обследования  уровня формирования элементарных  математических представлений детей, использовались следующие методы контроля:

обследование уровня формирования элементарных  математических представлений детей  по

   специально разработанным заданиям (тестирование);

общее количество обследованных детей – 81 ребенок

22ребенка

 24 ребенка

   20 детей

15 детей

2 младшая

«Колоколь

чики»

Средняя

«Солнечные

Лучики»

Старшая

«Звёздочки»

Подготов-я

«Радуга»

Высокий уровень

     36%

    54%

      7%

Уровень выше среднего

     23%

     40%

      7%

Средний уровень

     9%

     33%

     35%

      54%

Уровень ниже среднего

     5%

     10%

Низкий уровень

     27%

     13%

     15%

       33%

 Общий результат:  (81 ребенок)              Высокий уровень              -   22 ребенка – 27%

                                                                         Уровень выше среднего  -   14 детей     - 17%

                                                                         Средний уровень              -   25 детей     - 31%

                                                                         Уровень ниже среднего   -   3 ребенка   - 4%      

                                                                         Низкий уровень                -   17 детей     - 21%

анализ познавательных интересов по наблюдениям воспитателей;

Общее количество обследованных  детей - 82 ребенка

  20 детей

23 ребенка

24 ребенка

15 детей

2 младшая

«Колоколь

чики»

Средняя

«Солнечные

Лучики»

Старшая

«Звёздочки»

Подготов-я

«Радуга»

Высокий уровень

Познавательные интересы выражены сильно

 

     31%

     61%

     42%

   46%

Средний уровень

Познавательные интересы выражены умеренно

     1%

     17%

     25%

      27%

Низкий уровень

Познавательные интересы выражены слабо

     13%

     22%

      33%

   

      27%

Общий результат (82 ребенка)                 Высокий  уровень –  37 детей

                                                                        Средний   уровень -  15 детей

                                                                        Низкий уровень    -  30 детей

Вывод по тематическому контролю

        Эффективность  работы   педагогов  по формированию элементарных математических   представлений у детей    в  ДОУ  можно считать   удовлетворительной,  при  выполнении  следующих  рекомендаций:

  1. Создать   доступную  насыщенную  предметно-пространственную  среду  для  формирования элементарных математических представлений  у  детей. Организовать  центры  занимательной  математики, периодически  пополнять их развивающими  играми.
  2. Обратить  внимание на систему планирования работы с детьми по формированию элементарных математических представлений в различных видах деятельности, в непосредственно образовательной деятельности других направлений.          
  3. Продумать и разнообразить формы ознакомления родителей  с работой в группе по формированию у детей элементарных математических представлений. Познакомить   родителей  на  родительских  собраниях, семинарах, мастер-классах и т.д.  с  новыми  развивающими  играми.
  4. Внести в планирование работу по математике в режимные моменты на закрепление и повторение материала в соответствии с возрастом.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ПЕДАГОГОВ:

1. Внести в план консультации для родителей по развитию математической деятельности дошкольников, советы «Играйте с детьми в математические игры дома».

Срок: постоянно Ответственные: воспитатели

2. Проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН.

Срок: в соответствии с годовым планом Ответственные: воспитатели

3. Активизировать работу с детьми по формированию математических навыков, используя разнообразные приемы и методы, использовать создание проблемных ситуаций на НОД и в свободное время, побуждающих к активизации мыслительной деятельности.

Срок: постоянно Ответственный: воспитатели

4. Использовать современные ИКТ технологии в ходе НОД.

Срок: постоянно Ответственные: воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений тема «Юный математик»

Занятие на закрепление определенных умений и навыков: •соотнесение цифры и количества обозначаемых ею предметов•сравнение предметов по высоте методом взаимно однозначного соотнесения (способами н...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений через занимательные игры» - (публикация в журнале «Совушка» №2-2015)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8471037","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"326","style":"width: 230px; height: 326px; float: left;","width":"230"}}]]...

Родительское собрание "Формирование математических представлений средствами занимательной математики"

Уважаемые родители!Познакомьтесь с тем, как можно  научить детей математическим  понятиям, используя разнообразный занимательный материал....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Учить детей разгадывать ребусы, развивая умственную активность и активизируя психические процессы: концентрацию внимания, логического мышления....

Сценарий итогового педагогического мероприятия по формированию элементарных математических представлений «Письмо царицы Математики» /подготовительная к школе группа/

Сценарийитогового  педагогического мероприятия по формированию элементарных математических представлений «Письмо царицы Математики»/подготовительная к школе группа/...