Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста
статья по математике

Бекасова Анастасия Юрьевна

 

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени. Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека   сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени.  Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема сообщения:

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени. Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека   сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени.  Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.

В изучении вопроса формирования представлений о времени у старших дошкольников внесли свой вклад многие ученые, педагоги, психологи и методисты. Вопросы содержания методов формирования представлений о времени нашли отражения в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А.Каменским,   И. Г. Песталоци, К. Д. Ушинским, Л. И. Толстым и др. В наши дни исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и отечественные К.А. Абульханова – Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, A.M. Леушина,   Т.Д. Рихтерман,   Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О.Фунтикова Р.Л. Непомнящая. Ими определена достаточно разнообразная программа развития у детей знаний о времени. В своих исследованиях С.А. Рубинштейн затрагивает вопросы восприятия времени детьми дошкольного возраста.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность   умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности.  Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия «время» - это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас» становится результатом материала:

 1. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.

 2. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).

 3. Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни. Календарь.

 4. Свойства времени.

 Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

Для детей дошкольного возраста характерно наглядно – действенное мышление. Именно поэтому при восприятии времени дети нуждаются в опоре на наглядность, в преподнесении материала в занимательной форме -  дидактических игр в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Большую роль  играют дидактические игры, они  помогают  научиться самостоятельно   ориентироваться во времени – определять, измерять, чувствовать его длительность, менять  темп своих действий в зависимости от времени. Одним из эффективных средств формирования представлений о времени являются дидактические игры.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В дидактических играх создаются полноценные условия для реализации поставленных целей и задач обучения. В таких играх дети запоминают последовательность дней, названия дней недели, учатся ориентироваться во времени. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Игры могут применяться воспитателями для уточнения и закрепления у детей знаний и представлений о времени.

Игры способствуют знакомству детей с сезонными изменениями, с признаками, с их последовательностью через игровые действия.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать рекомендации к дидактической игре: если игра имеет оборудование, то его целесообразно рассмотреть до игры: чтобы игра заинтересовала детей, можно на глазах у детей внимательно рассматривать её, читать правила вслух;

если   интерес к игре ослабевает, уберите из поля зрения игру на несколько дней; необходимо  привлекать детей к оценке действий в игре, к исправлению ошибок - это будет способствовать закреплению, полученных знаний;

В дидактических играх, связанных с формированием представлений о времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний. Очень важно, чтобы получая знания, ребёнок получил еще и  удовольствие от игры.

Словесные дидактические игры и упражнения заключаются в следующем:

- в назывании детьми пропущенного слова, окончания предложения;

- в придумывании предложения с заданным словом;

- в перечислении различных определений;

- в нахождении общего понятия к частным;

- в определении, о каком времени идет речь.

В процессе дидактических игр могут использоваться поэтические произведения. Многие настольно-печатные игры с природоведческим содержанием способствуют развитию представлений о времени у детей. Так в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. В этой игре ребенок использует имеющиеся у него знания о мире живой природы и соединяет их со своими ощущениями времени. Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов.  

К дидактическим играм Р. Л. Непомнящая относит и подвижные игры, в которых слова-названия частей суток, дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию. В качестве таких сигналов могут использоваться малые формы фольклора и короткие четверостишья, в строках которых встречаются слова, обозначающие временные категории. Игры и упражнения можно проводить с мячом («Лови, бросай, дни недели называй», «Я начну, а ты продолжи»).

 В подобных играх дети учатся  устанавливать временную последовательность с разных точек отсчета. Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводятся действия, на основе которых дети должны узнать, о каком времени идет речь. Дети могут выполнять роли  дней недели, месяцев, часов в играх «Неделя, стройся»,  «Найди соседей», «Найди свой день», «День и ночь». Можно использовать игры-путешествия в различные отрезки времени: «путешествие в ночное время», «Путешествие в зиму» и т. д.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют «материализовать» различные временные категории и производить с ними те или иные манипуляции: «отыскивать» недостающие дни недели, «вставлять» на место пропущенный месяц, расставлять по порядку, определять, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

«Что такое время? Покажите его!», - но его нельзя потрогать, посмотреть. Как же ребенку показать время? Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различ...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Лобанова Ольга Валентиновна

С проблемой  времени человек  сталкивается  ежедневно, срывая  листок  календаря, ежеминутно  глядя  на  чесы. Время - это отражение  вечного  развити...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Лобанова Ольга Валентиновна

С  проблемой  времени  человек  сталкивается  ежедневно, срывая  листок  календаря,  ежеминутно  глядя  на  чесы. Время - это  отражение...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском са...