Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Данный проект долгосрочный, исследовательский. В проекте систематизирована и представлена работа по  формированию представлений о времени у детей дощкольного возраста за последние четыре года (2008 – 2012 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_vospitatelya__gruppy_domovenok.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕТСКИЙ САД 1 КАТЕГОРИИ №81 «МАЛЬВИНА»

        Педагогический   проект.

Тема: «Формирование представлений о времени

у детей дошкольного возраста»

 

Выполнила:

Воспитатель 1 категории

                                     

Горбунова

                                                                                   Ирина  Владимировна


                                                                     Лишь время всё расставит по местам,
                                                                       Напомнит нам о том, что подзабыли,
                                                                       Покажет путь к родным тем берегам,
                                                                       Где родились, где мы с тобою были.

                                                          Виктор Вайденгаймер

 

Краткая аннотация проекта.

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Данный проект долгосрочный, исследовательский. В проекте систематизирована и представлена работа по  формированию представлений о времени у детей дощкольного возраста за последние четыре года (2008 – 2012 г.).

В принципе, овладение элементарными временными представлениями детьми   дошкольного возраста оказывается вполне возможным. Это доказывает разработанный мною проект  по выявлению уровня сформированности временных представлений. Основная идея заключается в разработке методического комплекса , это ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

Данный исследовательский  педагогический проект  обусловлен необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.  

Важность данной проблемы для практики воспитания и обучения дошкольников и неполная методическая разработанность и определяет актуальность проекта.

    Проект включает в себя: конспекты занятий по формированию представлений о времени , дидактические игры,множество консультаций, как для воспитателей, так и для родителей. Разработан комплекс электронных приложений, использующихся как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми

Как дети научаться   регулировать и планировать  свою деятельность во времени создаст  основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни.

Обоснование необходимости проекта.

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени. Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека   сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени.  Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.

Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени.

Точность оценки временных интервалов определена динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Вре менные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Несмотря на то что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них срав нительно поздно. Существуют многочисленные трудности при осво ении ребенком временных категорий. Это связано со специфиче скими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование времен ных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории. Высокое качество учебно-воспитательного процесса  это, прежде всего, результат деятельности, которой можно чем-то измерить, подтвердить и оценить. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и  стало основой для выбора проектом.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта развитие  «чувства времени»  у детей дошкольного возраста c  использованием разнообразных  средств , методов  и приемов. Поставленная цель реализуется решением следующих   задач:

 Задачи педагога, реализующего данный проект:  

- Изучить проблему развития представлений о времени в психолого-педагогической и методической литературе;

  1. Выявить основные особенности методики формирования временных представлений у  дошкольников;
  2. Разработать и провести экспериметальную работу по  формированию временных представлений у дошкольников;
  3. Сформулировать практические рекомендации воспитателям, развивающим  временные представления у  дошкольников (репрезентативность педагогического проекта).

Задачи для работы с дошкольниками: 

Обучающие:

1. Дать понятие о времени.

2. Учить изменять ритм и темп

     своих действий.

3. Понимать назначение календаря,

 знать название и последовательность

времен года, месяцев, дней недели.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, память.

2. Развивать лексическую грамотность,

 обогащать словарный запас.

3. Развивать речь.

4. Развивать чувство времени, активность, целеустремленность.

Воспитательные:

1. Уметь беречь время.

2. Воспитывать чувство удовлетворение от выполнения заданий на время.

3. Воспитывать дисциплинированность, целеустремленность.

   Направления работы педагога  по формированию представлений о времени                следующие:
1.Основная документация в электронном формате:

-         тематическое планирование по формированию представлений о времени;
- диагностический  инструментарий ;

- создание электронных методических копилок: «В помощь педагогу», «Для вас, родители!», «Разработка конспектов занятий по формированию представлений о времени у детей дошкольного возрастаям с использованием         ИКТ».
2. Методическое сопровождение:

-         создание картотеки: «Наше время»;
- систематизация электронных домашних заданий на выходные.

3. Электронное приложение: «Материалы для работы с детьми».
 «Времена  года», « Неделька»,  «Колесо времени», «Время, вперед»

 - презентации (подобраны и составлены в соответствии с темой недели);
- игры ( Комплекс игр по формированию представлений о времени«Неделя, стройся», «Найди соседей», «Найди свой день», «День и ночь»  др.);
- сценарии развлечений.

Основное         содержание проекта

В процессе работы используются  самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассмат ривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, послови цы, поговорки, загадки)

Ознакомление детей со временем проходит через различные формы взаимодействия педагога и детей:

  1. специально организованные занятия,
  2.  совместная деятельность вне занятий,
  3.  самостоятельная деятельность детей.

Для реализации проекта использовала следующие методы:

Игровой метод –  (игры с правилами - сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, режиссерские, подвижные, музыкальные; театрализация) предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании со словесным методом: пояснениями, указаниями, вопросами, чтением художественной литературы, общением, беседой и т.д.. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.

Метод моделирования – (придумывание моделей, использование символов-схем, анализ и моделирование ситуаций) познание абстрактных понятий, представлений о скрытых, непосредственно не воспринимаемых свойствах, явлениях жизни.

Метод упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и  умственных заданий.

Наглядный метод – (использование наглядных пособий, технических средств, визуализация) это форма усвоения знаний, умений и навыков с использованием наглядности.

Практический метод – (поисково-экспериментальная, проблемная деятельность, поиск решений, наблюдения; продуктивная деятельность: аппликация, конструирова ние, лепка, тематическое рисование) для развития представлений о времени у детей разного возраста, но чаще всего использую в работе со старшими детьми. По содержанию они чрезвычайно разнообразны.

Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач на занятиях. Выбор методов и приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.

Ресурсы.
Организация предметной среды в группе, способствует успешной реализации данной темы, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности,  возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям. Имеются разнообразные технические средства обучения (компьютер, телевизор, аудио и видео магнитофон), подобраны диагностические методики для определения уровня знаний, умений и навыков у детей.

Организация в группе центра «Я и  время» позволяет активизировать деятельность по формированию представлений времени у детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. В это  центре собраны дидактические игры, упражнения, наглядный материал, художественная литература для чтения детям, видеоматериалы: « Колесо времени», «Время, вперед!»,  « В ногу со временем»,  пособия для индивидуальной работы, позволяющие детям правильно ориентироваться во времени. В реализации проекта  акцентируется внимание  на использование метода моделирования, поэтому в центре представлены наглядные модели «Частей суток»,«Дней недели», условные обозначения «Времен года».

Имеется подборка методической литерату ры, которая систематически пополняется новинками. Но даже при наличии хорошей материально – технической базы, необходимо подготовленное методическое сопровождение.
Эффективная разработка и внедрение проекта возможна при консультативной помощи администрации.

Работа, которой я занимаюсь, вызывает у меня большой интерес. Я очень верю , что дети идущие  в детский сад, попадают в теплый дом, где царит семейная обстановка, где их ждут и любят, где они чувствуют себя защищенными. Возможности улучшения своей деятельности я вижу в планомерной работе в том же направлении, что ведет к накоплению базы данных, и повышение квалификации

Партнеры.

Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагога с родителями. Они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.

 Формы работы  с родителями:

- беседы,

- родительские собрания,
- консультации,

- открытые мероприятия,

- дни открытых дверей,
- анкетирование,
- практикумы,

- организационно-просветительные мероприятия

А также в реализации проекта необходимо и сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада

Педагог-психолог: предлагает рекомендации по установлению межличностных отношений в коллективе, подбирает игры и упражнения направленные формирование представлений о времени у детей, самооценки, развития чувства времени, социально-ролевые игры, игры с правилами, проблемные ситуации, направленные на развитие у детей чувства  временных представлений.

Музыкальный руководитель: разучивает песни и танцы, связанные с временами года, привлекает родителей к подготовке праздников и развлечений.

Педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность): рисует с детьми времена года, сюжеты по мотивам прочитанных книг, просмотренных фильмов, знакомит с репродукциями и иллюстрациями картин по  литературным произведениям и сказкам, с произведениями художников.

Инструктор физической культуры: подбирает и проводит игры и упражнения направленные на формирование  представление о времени у детей, организовывает и проводит праздники и развлечения: «Делу время, потехе час»,  дает рекомендации по организации активного отдыха детей в разное время года.

Такое тесное сотрудничество позволяет качественно и системно подходить к решению поставленных задач по формированию  времени с учетом физических и психических особенностей  и возможностей каждого ребенка

Для расширения возможности реализации проекта ведется тесное сотрудничество с организациями города:

-         Центральная         детская         библиотека.
          -         «Станция         юных         натуралистов»

Целевая  аудитория.

Работа по реализации проекта « Формирование представлений о времени детей дошкольного возраста»  проводится с детьми в течение четырех лет и  строится на основе программы «Детство».

Всего в проекте  участвовало 23 ребенка. Непосредственными участниками реализации проекта являются специалисты (7 чел.) и родители (42 чел.). Активность участия родителей в мероприятиях около 80%. Консультативную помощь в планировании и реализации проекта оказывают заместители заведующего по УВР.

План         реализации         проекта.

Реализация проекта рассчитана на три этапа:
Первый этап (подготовительный) (Май 2008- август2008)

-Изучить проблему развития представлений о времени в психолого- педагогической и методической литературе;

 - Определение  целей и задач исследования;

 - Разработка перспективного плана образовательной деятельности, обеспечивающего последовательность и системность работы по теме.

  - Обогащение методического сопровождения образовательной работы по теме: разработка конспектов, обогащение дидактического материала.
Второй этап (этап внедрения) - сентябрь 2008г. – май 2010г. 

- реализация основных направлений проекта, обеспечивающих качество воспитательно-образовательного         процесса.
-
Разработка диагностического инструментария  по определению качества работы по формированию представлений о времени у детей дошкольного  возраста.
- Анализ результатов образовательной деятельности, характеризующий уровень сформированности у детей временных представлений
- Подборка и разработка электронных консультаций для родителей по формированию представлений о времени.

Третий этап (обобщающий) - июнь2010г. – май2012г.
- Проведение открытых занятий для родителей дошкольников.
-    Создание домашних заданий на выходные «Наше время».

 - Создание электронных консультационных циклов для родителей.

- Распространение и тиражирование опыта работы, публикация статей по обмену         опытом.
Работа по ознакомлению детей со временем разделена на четыре блока:

 Первый блок ( 2 младшая группа 2008-2009 г)- учить различать и называть утро, день, вечер, ночь;

Второй блок (средняя группа 2009-2010) - закреплять представление о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, раскрывать на конкретных примерах понятия "быстро", "медленно";

Третий блок( старшая группа 2010-2011 г) - учить последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;

Четвертый блок (подготовительная группа 2011-2012г) - закреплять знания о последовательности дней недели и времени года, знакомить с названием текущего месяца, знакомство с часами.

Предложенная последовательность работы проекта  целесообразна, т.к дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдель ные единицы измерения времени, но и по мере надобности учатся их использовать в практической и интеллектуальной деятельности.

В настоящее время работа педагога в основном заключается в следующем:

       -  подбор иллюстративного материала к занятиям;

       - подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;

        - обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

         - создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
        - оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов поформированию представлений о времени.

        - создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Оценка уровня формирования  представление  времени у детей проводится согласно требованиям  образовательной программы «Детство» образовательная область «Познание» Для отслеживания результатов и определения уровня знаний, умений и навыков в ориентировке во времени, два раза в год проводятся диагностические исследования с использованием тестовых заданий.Структура диагностики  состоит из четырех блоков заданий:

- исследование знания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека;

- выявление знания ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра;

- определение знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их          -последовательность и какие месяцы входят в определенное время года; выявление умения определять время с использованием календаря и механических часов

Цель обследования – определить исходный уровень детей в ориентировке во времени, спланировать работу на год и получить динамику к концу года.   Составленные критерии, на основе программы «Детство», помогают выявить уровень достижений детей   формированию представлений о времени.

Общие требования к проведению методики диагностики по формированию представлений о времени

Проведение диагностического обследования одного ребенка занимает 30-

35 минут. Правильная организация последовательности методик помогает

регулировать состояние ребенка в процессе обследования, а так же позволяет

учитывать степень его утомления.

Время суток

Назначение методики: оценка общей осведомленности ребенка о времени суток с указанием  их признаков и последовательности.

Времена года

Назначение методики: оценка общей осведомленности ребенка о временах года с указанием  их признаков и последовательности.

Дни недели

Назначение методики: оценка общей осведомленности ребенка о днях недели с указанием их последовательности.

Вчера, сегодня, завтра

Назначение методики: соотнесение понятий «вчера», «сегодня», «завтра» по

отношению к настоящему времени, определение временной

последовательности и закономерности каких-либо действий и событий.

Часы

 Назначение методики : Умение ориентироваться по часам, предназначение часов.

     По всем показателям оценка дается по трехбалльной системе: полное усвоение программы – 3 балла, частичное – 2 балла, требует корректировки – 1 балл. Конечный результат диагностики выводится в процентах.

3 балла - ребёнок оперирует понятиями о времени, обнаруживает зависимости и изменения временных объектов в процессе группировки, сравнения. Устанавливает связи между временными явлениями. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.

2 балла- ребёнок различает, называет, обобщает временные параметры по выделенным свойствам, но затрудняется в высказываниях, пояснениях.

1 балл- ребёнок различает временные параметры по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности, но допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.

Данные для определения уровня сформированности  собирались  в ходе различной деятельности детей (игровые действия, рисунки, аппликации, самостоятельные и коллективные работы), отмечая для себя их реальные действия. В попытке охватить более широкий спектр знаний и умений  мною  были учтены оценочные суждения детей, ответы, высказывания, полученные на занятиях. Результаты диагностики за период 2008 – 2012 гг. (контрольные срезы в феврале месяце 2012г.).

Мною была составлена  диаграмма результативности,которая  говорит о том, что предложенная методика работы по формированию временных представлений повышает усваиваемость знаний дошкольников, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий о времени.

Я выражаю надежду, что некоторые рекомендации по методике формирования у дошкольников временных представлений помогут другим воспитателям  предупредить появление ошибок и в целом составить опорный план, подойдет для применения на занятиях по формированию представлений о времени в любой конкретной   группе детского сада.

Перспективы         дальнейшего         развития         проекта.

В перспективе ставлю перед собой следующие задачи:

  1. совершенствовать использование в деятельности воспитателя современные технологии;
  2. познакомить и обучить родителей с созданием презентаций для детей;
  3. познакомить детей с многообразием дидактических игр по формированию представлений о времени
  4. вызвать желание детей применять  разнообразные игры в самостоятельной деятельности;
  5. развивать самостоятельность .чувства  времени , воображение.
  6. воспитывать аккуратность, интерес ко времени , умение доводить начатое дело до конца;
  7. продолжать работу по самообразованию;
  8. продолжить публикацию материалов по данной теме на областном и всероссийском уровне, участвовать в сетевом взаимодействии;
  9. принимать участие в различных конкурсах и выставках разного уровня;
  10. представление опыта работы по данной теме на городских методических объединениях воспитателей.


Список использованной литературы

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991г.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение 1989 г.
  3. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981г.
  4. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, М.: Просвещение 1987
  5. Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников,- М.: Просвещение 1992г.
  6. Звонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила, 1985г.
  7. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М. : Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.
  8. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, М.: Наука и жизнь. 1974.
  9. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л. : 1990г.
  10. Метлина Л. С. Математика в детском саду, М.: Просвещение 1984.
  11. Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е. -М. : Изд. "Задруга" 1920г.
  12. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика 1981г.
  13. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1982г.
  14. Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Новиздат, 1996г. стр. 9-19.
  15. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников, - М.: Просвещение 1980г.
  16. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г.
  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.


Приложение 1

Конспекты занятий и игр, проведенных в  группе «домовенок» для формирования представлений о времени

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУДА ПОЙДЕМ»

ЦЕЛЬ:

1. Закреплять знания о сезонной одежде.

2. Развитие связной речи.

МАТЕРИАЛ: Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов, обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода, например: зонтик, плетеная корзинка, грабли, лопата, книга и т.д. Листы – фоны и отдельные элементы (желтые листья, снежинки, игрушки), символизирующие сезон или место, куда отправилась кукла.

ХОД.

На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка. Воспитатель советует детям выбрать сезон и вид занятия.

Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону и выбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод – сарафан, панамку, сандалии, корзинку.

Для того, чтобы осенью пойти в магазин – плащ или пальто, зонт, кошелек. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной доске.

Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей. Желающие могут дополнить рассказ. Можно использовать стихи, загадки.

ЗАНЯТИЕ « ВРЕМЕНА ГОДА».

ЦЕЛЬ:

Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

МАТЕРИАЛ: «Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью (белой – зима, зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень) Сюжетные картинки, наклеенные на фланель.

1 – я серия. Сезонные изменения в природе. Весна – солнце, проталины, распускающиеся почки. Лето – теплый, пронизанный солнечными лучами дождь, мокрые, но радостные дети под дождем.

Осень – листопад, туман, моросящий дождь. Зима – снегопад, метель.

2- я серия. Цветы: весенние – подснежники, тюльпаны, фиалки, летние – розы, ромашки, осенние – астры, георгины. Плоды: весенние – редис, зеленый лук, черешня, летние – клубника, помидоры, огурцы, груши, яблоки, арбузы, осенние – мандарины, лимоны, апельсины, яблоки.

3 – я серия. Животные: весна – птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие и домашние животные с маленькими детенышами, лето – птицы кормят птенцов, птенцы учатся летать, плавать; осень – косяки птиц перед полетом, белка запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в водоемах; зима – медведь в берлоге, птицы у кормушек.

4 – я серия. Люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и в поле. Осенние работы в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле.

5 – я серия. Развлечения детей: весна – дети пускают кораблики в ручье; лето – дети купаются в реке, собирают ягоды в лесу; осень – дети идут в школу, собирают ягоды, грибы; зима – катаются на санках, лыжах, коньках, развешивают кормушки для птиц.

ХОД.

Воспитатель вместе детьми вращают «круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в природе. Обсуждаются цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и решаем, какой сезон будет обозначать каждый сектор.

Картинки сериями размещены в разных местах группы. Из первой серии дети выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и размещают их в том секторе – сезоне, когда эти цветы распускаются, а плоды созревают. Также последовательно выбирают и размещают по секторам картинки других серий. Проверка правильности расположения картинок по секторам.

В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий связано с разными временами года.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор О. И. Соловьева).

ЦЕЛЬ: учить целенаправленному рассматриванию картины, уточнить знания учащихся о зиме; учить составлению рассказа по фрагменту картины; развитие связной речи.

ХОД.

Какое время года наступило? Какой сейчас месяц?

Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны, и картины написаны.

Показ картины «Зимние развлечения».

Как можно назвать картину? Какое время года запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день солнечный и теплый?

Однажды в зимний день мы вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Согласны? Как можете подтвердить?

Давайте рассмотрим, что происходит на горке? (ответы детей)

Что происходит со снеговиком?

Не забыли малыши о своих пернатых друзьях?

Попробуйте составить рассказ по картине (2 – 3 ребенка)

Сравнение, оценка рассказов.

Образец рассказа воспитателя.

В солнечный зимний день выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху уже что-то кричат ему. Наверное, просят освободить путь!

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла теплая погода, потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и еще какой-то корм в ведерке.

Хорошее время – зима!

Итог.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».

ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.

ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен вернуть мяч со словом «весна». Воспитатель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО».

ЦЕЛЬ. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения.

ХОД. Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и правильное ее объяснение (доказывать могут разные дети) полагаются фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дел у меня немало:

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня… (зима).  

Я соткано из зноя

Несу с тепло с собою.

Я реки согреваю,

Купайтесь – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я…( лето).

Я раскрываю почки, Несу я урожаи,

В зеленые листочки Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю, Деревья раздеваю,

Движения полна. Но не касаюсь сосен

Зовут меня…(весна). И елочек. Я …( осень).

ЭКСКУРСИЯ В ПАРК.

ТЕМА. Приметы осени.

ХОД.

Какое время года наступило? Сегодня мы поищем приметы осени. Посмотрите на свою одежду и одежду других детей. Мы надели теплые куртки и плащи. Почему?

Стало холоднее – похолодало. Это примета осени.

Листья на деревьях какого цвета?

Осенью реже летают бабочки, в траве трудно отыскать жуков и гусениц. Не слышно щебетанья птиц, многие птицы улетели в теплые края.

Приложение 2

Тестовые задания, использующиеся для определения уровня сформированности временных представлений у детей группы «домовенок»    

«Исправь ошибки»

Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов - модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели.

Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.

Найди различия.

Игровой материал: набор иллюстраций с противоположным изображением предметов.

Найти различия.

«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»

ХОД. Воспитатель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а дети должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен сказать: «Так не бывает. Летом снега нет».

Другой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После сна ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ребенка: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».


 


 

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете на тему: «Развитие логико- математических представлений детей дошкольного возраста посредством развивающих игр».

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможностьознакомления с окружающей действительностью.Хорошо, когда ребенок с...

Конкурс "Педагогический дебют" представление конкурсанта в стихах

Театральная инсценировка по мотивам сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" для представления жюри конкурсанта. Авторское составление в стихотворной форме....

Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году.

Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году....

Педагогическая диагностика представлений детей дошкольного возраста о природе родного края.

Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно парциальной программе «Белгородоведение»....

Педагогический проект "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереоти...