Зрительная гимнастика для детей с нарушениями зрения.
консультация по математике (старшая группа)

Макеева Анастасия Евгеньевна
Зрительная гимнастика – группа специальных упражнений. 

- комплексы упражнений на снятие общего мышечного напряжения;
- комплексы упражнений на снятие зрительного напряжения;
- комплексы упражнений на снятие мышечного и зрительного напряжения;
- комплексы упражнений на снятие зрительного утомления, выполняемые на специальных зрительных тренажерах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_glaz.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 компенсирующего вида»

Зрительная гимнастика для детей

 с нарушениями зрения.

Учитель-дефектолог: Макеева А.Е.

Особое место в коррекционной работе занимают зрительные гимнастики.

Зрительная гимнастика – группа специальных упражнений, направленных на восстановление зрительной работоспособности, профилактику зрительного утомления и развитие зрительных функций.

Они включают в себя:
- комплексы упражнений на снятие общего мышечного напряжения;
- комплексы упражнений на снятие зрительного напряжения;
- комплексы упражнений на снятие мышечного и зрительного напряжения;
- комплексы упражнений на снятие зрительного утомления, выполняемые на специальных зрительных тренажерах.

Зрительные гимнастики активно востребованы современной педагогической практикой. Их выполнение не требует больших временных затрат, но предполагает соблюдение определенных правил:
- обязательное снятие очков;
- соблюдение правильной позы (прямо, свободно, не напрягаясь);
- движение глаз при неподвижной голове;
- сосредоточение внимания на выполнении упражнений;

- зрительная гимнастика необходима при проведении любого вида деятельности, которую требуется проводить 2-3 минуты; (Гимнастика для глаз проводится на 10 - 11 минуте в течении 2 – 3 минут на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 17 – 18 минуте на занятиях первая половина которых не связана со  зрительной работой).

- обязательно комплекс должен включать направление взора вверх, вниз, вправо, влево, по кругу: по часовой и против часовой стрелке; моргание глаз; зажмуривание (крепко зажмурить и широко открыть глаза).

При подборе гимнастики для глаз необходимо учитывать возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

При отборе упражнений зрительной гимнастики  необходимо руководствоваться выполнением ряда требований:

1. Использование двух основных групп упражнений: укрепление глазодвигательных мышц и расслабление зрительных мышц.

2. Подборка упражнений с учетом характера зрительного нарушения.

Например, во время зрительной гимнастики   детям со сходящимся косоглазием нельзя направлять взор вниз, и фиксировать взор на предмете, который находится вблизи. Им нужно направлять взор вверх и вдаль. Также во время работы с дидактическим материалом, в тетрадях, альбомах,  пользоваться специальными подставками.  А детям с расходящимся косоглазием, наоборот, надо  направлять взор вниз и фиксировать взор на ближнем предмете.      

 Итак,  зрительные гимнастики бывают:

1) с предметами;

2) игровая коррекционная физ.минутка (когда физ. минутка сочетается со зрительной).

 Правило: «Следить за руками нам удаётся, а голова на месте остаётся».

3) комплексы по словесным инструкциям;

4) по зрительным тренажерам;

1. Первый  вид зрительных гимнастик – это зрительные гимнастики с предметами: 

Они используются чаще всего в работе с детьми младшего дошкольного возраста.  На первом этапе предмет держит в руке педагог и дети прослеживают взором за движущимся предметом. В старшем возрасте, когда дети уже научатся выполнять правильно зрительные упражнения – можно давать предметы-ориентиры в руки ребенка.

             Это яркие, красочные колпачки, шарики, колокольчики и др., которые дети могут взять в руки, надеть на пальчики руки. Это дает возможность выполнять глазодвигательные действия за конкретным предметом более осознанно, не напрягая зрение.

Помните:

- показ движений дается чуть выше уровня глаз;

- располагая детей, надо учитывать их остроту зрения;

- во время выполнения гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна. 

 Прослеживание за любым ярким предметом.

Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, активизация кровообращения мозга и области глаз.

Раз - налево, два - направо,       Три - наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,        Чтобы лучше видеть мир.    

  (Снежинка, осенний листок, игрушка, «пальчиковый театр: животные, птицы, рыбы» можно подобрать к любой изучаемой теме).

2.  Аккомодационные упражнения (направление взора близко-далеко) + развитие прослеживающей функции окологлазных мышц.  Внимание для сходящегося косоглазиянельзя фиксировать взор на предмете(метка)

  • Приблизить к себе предмет: «Кораблик» (подплывай, кораблик: потянуть ниточку, либо намотать на катушку).
  • Прокатить мяч (кто ближе, дальше). «Прокати мяч в ворота», «Попади в цель»  
  • Подбрасывание мяча вверх Зрительные гимнастики с предметами для детей – это  увлекательная и  интересная игра,  которые доставляют им огромную радость и удовольствие.
  1. Следующий вид - сочетаемые  упражнения по развитию общей моторики со зрительными гимнастиками:

Рекомендуем вам подбирать ее согласно изучаемой темы. Например, по временам года: если зима - мы с детьми превращаемся в снежинки, прослеживаем глазами в разных направлениях: вверх, вниз, вправо, влево, по кругу летят снежинки, аналогично с осенними листьями. Практически в любую физ. минутку можно включить зрительную гимнастику. Данный вид гимнастики позволяет экономить время (выполнить физические движения  в сочетании со зрительной гимнастикой отдых глазам)

  1. Следующий вид зрительных гимнастик - по словесным инструкциям:

Их можно выполнять в стихотворной форме:

Крепко глазки мы закрыли,             Широко теперь открыли.

Поморгали наши глазки,                   Посмотрели вверх и вниз.

Влево, вправо; влево, вправо.         Вот так глазки побежали без оглядки, берегись! (по часовой и против час. стрелке)

Это упражнение способствует снятию  зрительного напряжения, подготовить глаза к предстоящей работе, например, работе в тетрадях, альбомах,  и т.д.

5. Особое место по профилактике зрительного утомления и развития глазодвигательных функций занимают тренинги на специальных зрительных тренажерах.
При работе с тренажерами необходимо учитывать:

-  характер зрительного заболевания;
- правильная поза и положение головы в процессе тренинга;
- использование ярких и контрастных цветов при изготовлении тренажеров для активизации зрительных функций;
- проведение подготовительного этапа по обучению детей определенным движениям глазных яблок;
Подготовительный этап - обучаем детей определенным движениям глаз:
- прослеживающим движениям глаз без поворотов головы за движущимися предметами;
- движениям глаз в разных в разных направлениях: по горизонтали, по вертикали, по периметру в прямом и обратном направлении;
- колебательным и вращательным движениям глаз.

Зрительные тренажеры используются как для коллективных, так и для индивидуальных тренингов.
Такие тренажеры, как всем известный  Тренажер Базарного, «Стрелоплан» (который разработал Мишин М.А.)  и другие таблицы, представленные на слайде: ЗD,  Макоостимуляторы (стимулируют глазную мышцу – несут лечебную функцию). Их можно использовать для индивидуальных и коллективных тренингов.

  1. Пальминг -Не забываем снять очки, если они у вас есть. Выключим основное освещение.

  Пальминг – упражнение, которое  снимает  зрительное утомление глаз, проводятся в конце любого вида деятельности. Более того он не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления.

   Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза, должно быть темно, опустите немного голову вниз, расслабьтесь.  Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос.  Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.) Можно прочитать детям следующее стихотворение (допускается проводить упражнение в тишине):

Спи, мой птенчик, мой цветочек (перечисляются имена детей)   Спи, мой маленький дружочек…    Глазки спят и спят ладошки…  Сладко спит любимый крошка.

 

Расслабляющее упражнение проводится в конце любого вида деятельности, оно направлено на  расслабление глазных мышц и расслабление всего тела: детям предлагается выбрать удобную позу, сесть, например, «по-турецки» или прилечь на ковер. Данное упражнение можно проводить под спокойную музыку (снять очки, выключить свет).

Наступила ночь..Она будет длиться пока я считаю до 10. Один, два…(2-3 минуты)

  1. Упражнения для глаз часто сочетаем с играми и заданиями, направленными на развитие общей и мелкой моторики. Например: сортировка и раскладывание мелких предметов по цвету, форме.

  1. Раскачивание и повороты

Перенося вес тела то на одну, то на другую ногу, плавно и ритмично раскачиваться из стороны в сторону.

Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивать то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову.

Море вращается раз,         Море вращается два,  

Море вращается три-      на месте, фигура, замри!

  1.  Пальцевые повороты 

Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль -15 раз. Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.

«Если головой вертеть,            И на палец не глядеть,

Палец быстро убегает.             Почему, никто не знает»

  1. Световые ванны 

На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону.

Глазки солнцу покажу,

  1. «Здравствуй»,- солнышку скажу. Упражнение «Замечаем пальчики»

   Локти ставим на стол, ладони рук по обеим сторонам от лица. Шевелим пальцами на обеих руках, глядя перед собой. Смотрим перед собой, но краем глаза (периферическим зрением) видим движения пальцев. По расфокусированному взгляду ребёнка видно, получается ли упражнение. Проводить после зрительной работы вблизи.

  1. НА   ПРОГУЛКЕ.

 Тренировка внутренних мышц глаза – перевод взгляда с одного объекта, находящегося на расстоянии 1 метра, на дальний объект – крышу дома, облака, макушку дерева и др.

 «Одень» взглядом ёлку на участке в бусы сверху-вниз и по диагонали.

 «На что похожи облака?» - взгляд вверх и вдаль. Однако, не допускать попадания прямых солнечных лучей в глаза. 

  1.  Точечный массаж глаз

Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внутреннего угла глаза.

  Большими пальцами обеих рук надавливаем точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаз.

 Упражнение «Прищепочки» 

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

 Упражнение «Растирание»

Большие пальцы разогреть потиранием боковой поверхности друг о друга. Закрыть глаза и приложить их к векам.

Умелое сочетание коррекционно-развивающих мероприятий с лечебно-восстановительными создаёт благоприятные условия для развития неполноценной зрительной системы детей, повышает эффективность преодоления патологий зрения, и комплексно воздействует на общее развитие детей с нарушением зрения.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проведения зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ...

Виды и условия проведения зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ...

Консультация для родителей и педагогов "Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения"

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения -обязательный компонент коррекционной работы с этими детьми....

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ для детей с нарушением зрения.

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИдля детей с нарушением зрения....

Зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Зрительные гимнастики с картинками для старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения»

Познакомить родителей со спецификой проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушениями зрения....

Картотека зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения

Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся ...