Учебно-методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости".
учебно-методический материал по математике (младшая группа)

Учебно - методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnye_gosti.docx946.3 КБ

Предварительный просмотр:

                          Сегал Ольга Игоревна

      Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №129»

                                    г. Воронеж

                                                    makssgl@mail.ru

«СКАЗОЧНЫЕ ГОСТИ»

 Учебно-методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОО.

Цель: развитие проблемного обучения на занятиях по математике в младшей группе ДОУ.

Задачи:

Познавательное развитие:

 Упражнять в  сравнении  двух различных групп предметов путем наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: "поровну", "больше", "меньше"; закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: "большой", "маленький"; упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: "впереди", "сзади", "слева", "справа", "вверху", "внизу".

Речевое развитие:

-совершенствовать диалогическую форму речи;

- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с  ответом товарища;

- совершенствовать умение согласовывать существительное с числительным.

Социально- коммуникативное развитие:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание помогать друзьям.

Физическое развитие:

- формировать потребности в двигательной активности, через речедвигательные  упражнения.

Актуальность:  Формирование у воспитанников метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом. Согласно концепции ФГОС достижение таких результатов происходит в процессе овладения обучающимися универсальными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными) и метапредметным содержанием, обеспечивающим интеграцию образовательных областей, формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира, широких возможностей не только практического, но и творческого применения знаний [1, с. 10].  

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению [5, с.203].

 В своей методической разработке я использовала следующие структурные компоненты проблемной ситуации:

а) проблемные вопросы;

б) занимательные вопросы;

в) занимательные задачи;

поэтапно планируя результат:

1) постановка, формулирование проблемы;

2) выдвижение предположений и гипотез;

3) выбор, обоснование;

4) подведение итогов

 [материалы семинара-практикума «Реализация проблемного подхода в формировании математических представлений дошкольников" ВГПУ 18.03.2022 г.].

Оборудование и материалы:  деревянный домик; игрушки (черепахи, мишка, зайка, смурфики); тарелки из набора детской посуды;  раздаточный материал из картона (коза, козлята, елки, забор, капуста); деревянные палочки;  крышки (различных цветов);  зонтик; дидактические карточки: «Цвет», «Форма», «Величина».

Ход:

Организационный момент.

Круг радости: дети встают в круг на ковре

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и свету!

Доброе утро – весне и рассвету!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

- Давайте вспомним, чем мы занимались на этой неделе?

- Какие стихотворения, сказки читали (о ком)? [6, с.62, 64, 41, 98].

Ответы детей.

- Всю неделю сказочные персонажи старались для нас, а теперь пришла наша очередь быть им полезными. Они у нас в гостях сегодня и просят нашей помощи.

  Проблемная (игровая) ситуация.

- Черепашка и ее малыш очень голодны и хотят полакомиться вкусной капустой, но не могут разобраться из какой тарелочки это нужно сделать?

Распределим тарелочки так, что бы они смогли это сделать. Мама Черепашка большая – ей большую тарелку, а малыш маленький. Какую тарелочку выберем для малыша? Почему? Какой формы тарелочки? Какой формы капуста? А что может случиться, если тарелки поменять?

Ответы детей (см. приложение 1).

- Черепашки сыты и довольны, приглашают вас поиграть с ними.

Пальчиковая игра «Черепашка»:

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.

Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)

- Вот наша черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет ее обратно.

- Я открою вам секрет, черепашки очень любят спать, особенно когда они изрядно подкрепились.  Перенесем их в домик, и пусть они отдыхают.

- Это кто спешит к нам в сад? Это смурфиков отряд!

Они никак не могут построить свой дом [4; 6 серия].

- Поможем им ребята?

- Какой формы дом, забор, крыша, елки?

Строительный материал (крышки) какой формы и цвета мы использовали? Сколько палочек использовали?  Где расположены елочки, а где смурфы и забор? Сколько смурфиков с подарком, а сколько их всего?

Ответы детей (см. приложение 2).

- Смурфики остались очень довольны новым домом и вашими ответами.

- Посмотрите, ребята, а кто это еще встречает нас на полянке в нашем сказочном лесу?

Ответы детей.

- Конечно, это наши друзья Миша и Зайка, о которых мы узнали из стихотворений А. Барто [6, с.62, 64].

 - Что-то они не веселы, что же случилось?

- Зайка никак не может попасть к Мише в гости, дорожку размыло сильным дождиком. Поможем им и построим дорожку, однако Зайка просит вас, что бы дорожка была «очень ласкового», солнечного цвета. Какой же это цвет? И сколько фишек надо взять? Дорожку будем строить от Зайки к Мише. Как она будет располагаться, если Зайка внизу?  Какая дорожка у нас получилась?

Ответы детей (см. приложение 3).

- И что бы дождик больше не размыл нашу дорожку, позовем Солнышко к нам в гости (п/и «Солнышко-дождик»). Миша предлагает нам продолжить игру на лесной полянке (ковер группы):

Мишка косолапый

По лесу идет.

Шишки собирает                                                            

Песенку поет.

Шишка отскочила

Прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился,

(Дети идут в развалку с ноги на ногу, приседают, делая вид,

что собирают шишки.)   

И ногою топ! [3, с.185].

- Посмотрите, ребята, на лугу около леса пасутся два козленка, но где же их мама, почему они одни?

Ответы детей.

 - Да, верно, они заблудились. Давайте проводим их к маме. Нужно построить мосты (строительный материал – деревянные палочки), но обратите внимание, один козленок почти рядом с мамой, но не может ее найти из-за высокой травы, а другой намного дальше. [2, с.98].

- Сколько палочек нам нужно взять для одного и другого мостика? Где расположены козлята по отношению к маме, а сама коза? Какие мосты у нас получились? Ответы детей (см. приложение 4).  

- Благодарная коза и козлята предлагают нам поиграть с ними на лугу.

 П/и «Идет коза рогатая»:

Идет коза рогатая, (дети показывают рожки)

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ-топ, (топают ногами)

Глазками хлоп-хлоп-хлоп. (моргают глазами)

Кто каши не ест,

Молока не пьет?

Забодаю! Забодаю! (разбегаются и кричат: «Ме-е-е!») [2, с.99].

- Молодцы ребята, справились со всеми заданиями!

Подведение итога.

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое задание оказалось самым интересным?

- Какое самым сложным?

- Вы большие молодцы, постарались и помогли нашим гостям!

       

        Список используемой литературы и электронных ресурсов

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2014.-368 с.

2.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Издательство «Учитель» Волгоград: Методкнига.-292 с.

3.Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст  (1,5-2 года) / Карпухина Н.А..  Практическое пособие.- Воронеж: ООО «М-КНИГА» 2017.-200 с.

4.Канал  «YouTube детям». Сборник мультипликационных фильмов «Приключения смурфиков».

5. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - Москва: Директмедиа Паблишинг 2008. -392 с.

6. Стихи детям / А. Барто. Издательство «Эксмодетство» Москва 2020. -144 с.

                                   

                                          Приложение

Приложение 1

C:\Users\user\Desktop\Фото ВГПУ\Накормим черепах.jpg C:\Users\user\Desktop\Фото ВГПУ\Накормим черепах 2.jpg

Приложение 2

C:\Users\user\Desktop\Фото ВГПУ\Смурфы 1.jpg

Приложение 3

C:\Users\user\Desktop\Фото ВГПУ\В гости к Мише.jpg  C:\Users\user\Desktop\Фото ВГПУ\В гости к Мише 3.jpg

Приложение 4

C:\Users\user\Desktop\Фото ВГПУ\поможем козлятам.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект открытого занятия для педагогов по столовому этикету: «Поможем Бабушке Федоре». Обучение детей дошкольного возраста(2 младшей группы) сервировке чайного стола».

Программное содержание: - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных; - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на   поставленный ...

О Новой «Тайне» Очага. Креативный подход к обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности

Смелый мальчик деревянный, по имени Буратино, в этот раз раскрыл новую «тайну» очага.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10955359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...

«Инновационные подходы в обучении детей дошкольного возраста ПДД»

Консультация для воспитателей на тему «Инновационные подходы в обучении детей дошкольного возраста ПДД»...

"Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста"

Нейропсихология - это интегративная наука, которая объединила знания медицины, психологии и педагогики, изучает мозговую организацию психологических процессов. В целом, нейропсихология выявляет нейроп...

«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»

laquo;Современные подходы к обучению  детей дошкольного возраста»...

Материал к методическому объединению «Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ» 23.11.2022 г.

Материал к методическому объединению «Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ» 23.11.2022 г.Интегрированная непосредственно образовательная деятельность...