"Конспект открытого занятия для педагогов по столовому этикету: «Поможем Бабушке Федоре». Обучение детей дошкольного возраста(2 младшей группы) сервировке чайного стола».
план-конспект занятия (младшая группа)

Шуваева Любовь Николаевна

Программное содержание:

 - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных;

 - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на   поставленный вопрос;

 - Закреплять знания о разных видах посуды и ее назначении;

 - Развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, память, мышление;

 - Развивать умение правильно обращаться с посудой;

 -  Формировать навык последовательности сервировки стола к

Чаю;

 -  Воспитывать умение правильно сервировать стол к чаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedora_egorovna_2-_dlya_sliyaniya.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                 города Москвы "Школа № 492" Структурное подразделение № 3                         «Медвежонок»

        Конспект открытого занятия  для педагогов по столовому         этикету: «Поможем Бабушке Федоре». 

Обучение детей дошкольного возраста(2 младшей группы) сервировке чайного стола».

Провели воспитатели

 группы № 9:

 Шуваева Л.Н.

 Духанина Т.И.

                        22 апреля 2015 Москва

Программное содержание:

 - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных;

 - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на   поставленный вопрос;

 - Закреплять знания о разных видах посуды и ее назначении;

 - Развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, память, мышление;

 - Развивать умение правильно обращаться с посудой;

 -  Формировать навык последовательности сервировки стола к

Чаю;

 -  Воспитывать умение правильно сервировать стол к чаю.

Предварительная работа:

 -   Рассматривание посуды во время приема пищи;

 -   Отгадывание и разучивание загадок о посуде;

 -    Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов),

 «Какая посуда спряталась?» и др.

 -    Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»

Методы и приемы: сюрпризный момент, загадывание загадок, физкультминутки, дидактические игры:

 «Четвертый лишний»,

Словарная работа: сервировать, столовые приборы, сервиз

 Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Восприятие художественной литературы и фольклора», «Художественное творчество».

 Задачи: 

Познавательное развитие.

Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понятие «посуда»; классифицировать предметы по характерным признакам, функциональному значению. Расширять представления о материале, из которого изготавливается посуда, об особенностях ее внешнего вида. Закреплять умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы.

 Речевое развитие.

Развивать связную речь детей, обогащать их словарь - чайник доливной, масленка, молочник, салатник; активизировать словарь: конфетница, половник, ложка столовая, ложка чайная; умение участвовать в диалоге, поддерживать диалог в рамках поставленной проблемы.

 Социально – коммуникативное развитие. 

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, работать сообща, доводить начатое дело до конца; доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим, бережное отношение к посуде; воспитывать у детей правила хорошего тона.

 Физическое развитие.

 Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки. Развивать мелкую моторику рук через рисование, пальчиковую игру.

 Восприятие художественной литературы и фольклора.

 Понимать образный смысл загадок.

 Методы и приемы:

 практические:

 игра, аппликация, динамическая пауза, эксперимент;

 наглядные:

предметы чайной посуды;

 словесные: чтение отрывка произведения, беседа, вопросы к детям.

 Материал и оборудование:

1. Предметы чайной посуды, скатерть, салфетки, приборы  сервировки,

салфетница, салфетки из ткани для сервировки стола.    

2.Набор геометрических фигур, согласно схеме.

 3. Мольберт со схемой, клей, листы А 4,

  Детская деятельность, Формы и методы организации совместной деятельности:

 Коммуникативная беседа о посуде, обсуждения, вопросы-загадки

 Познавательно-исследовательская:

 познавательно-исследовательский проект «Посуда»

 Игровая:

 игры «Назови правильно посуду», «Накрой стол к чаю»

Сюрпризный момент:

 появление  шкатулки от бабушки,

 Двигательная:

пальчиковая игра «Девочка Ирина порядок наводила», «Стол», динамическая пауза «Посуда», « Чайник»

 Восприятие:

 художественной литературы и фольклора Чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», беседы, обсуждения, разгадывание загадок

 Логика образовательной деятельности

 Ожидаемые результаты:

Правила поведения за столом

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем, входят в группу  под музыку, проходят по кругу.

        Воспитатель:  

                        - Так случилось, что однажды

                         Дети в сказке оказались.                         

                         Пришли в волшебную страну,

                         И очутились в  доме,

                        где жила Федора Егоровна. (Везде лежит посуда)

Посмотрите, сколько гостей сегодня в доме бабушки Федоры, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).

 Слышится громкий звук, падает конверт.

-Ребята, что это в конверте? (Письмо),

Открывает и читает:

«Здравствуйте дорогие ребята!

У меня случилась беда,

Пропала посуда для чаепития,

Помогите отыскать, а иначе, как же я устрою праздник?».

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

- Ребята, как вы думаете от кого это письмо (от Бабушки Федоры).

Почему от неё убежала посуда?

(Фраза с использованием глаголов:

«Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»)

- Ребята, а сколько посуды убежало? (много).

Дидактическая игра «Продолжи фразу… »

  • Воспитатель: - А как звенели блюдца, когда бежали?

 Дети: - «… дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля… »

  • - А, что Федора кричала, когда помчались по улице ножи?

 Дети: - «… Эй, держи, держи, держи, держи, держи… »

  • Продолжите, пожалуйста, фразу: «… Вот и чайник за кофейником бежит… »

 Дети: - «Тараторит, тараторит, дребезжит… »

Коррекционная гимнастика.

-Ребята, а давайте покажем нашим гостям, как посуда убегала, отыщем её.

 (Дети идут по коррекционным дорожкам).

 - Воспитатель ритмично, отрывисто произносит: 

                       бежала посуда  по полям, 

                       по лугам,

                        побежала лесочком, 

                        поскакала по пням и по кочкам.

ОСТАНОВКА 1.

(Останавливаются, видят на полу лежит столовая посуда)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это  (посуда). Эта посуда подходит для чаепития (нет, это столовая посуда).

 - Воспитатель: А давайте гостям покажем посуду, которая точно подходит для чаепития.

Пальчиковая  гимнастика «Чашка»

- Воспитатель: Спасибо, ребята, что напомнили про чайную посуду, а  наш паровоз поехал дальше (дети делают ещё круг).

ОСТАНОВКА 2

Здесь подсказка, как последовательно расставить чайный сервиз.

А какую посуду называют сервизом? (разнообразные предположения детей).

- Воспитатель: Сервизом называется посуда, в которой цвет предметов повторяется.

Я буду загадывать загадки про посуду на картинке, кто отгадает поставит этот предмет в начало и так далее друг за другом.

Игра -  алгоритм последовательности сервировки стола:

воспитатель вешает на мольберт в разнобой  картины с изображением  чайной посуды и скатерти.

Воспитатель обращается к детям: - Дети картинки по ошибке смешались, Нужно последовательно и правильно расставлять посуду для чаепития.

Практическая работа.

Дети по очереди подходят к мольберту и поправляют алгоритм последовательности сервировки стола. Воспитатель  хвалит детей.

  1. Предметом моим ты стол застилаешь,

  Потом очень вкусные блюда расставишь. (Скатерть)

 воспитатель по очереди  вызывает детей и просит накрывать и сервировать стол.

  1. отгадайте загадку –

                 Она бывает глубока.

                Она бывает мелка;

Однако, это не река.

(Десертная тарелка), в неё можно положить тортик или печенье.

  1. Следующая подсказка:

вот фарфоровые …блюдца,

 вдруг уронишь – разобьются (дети договаривают)

  1. Она всем очень нравится,

         На блюдечке красавица,

         С одной рукой милашка,

         Голубенькая ...

        (чашка)

6.        Следующая подсказка

  Помощница маленькая,

        Любит сладенькое.

         Берёт понемножку

         Чайная… ложка

 решить, куда же  положить чайные  ложечки?

Выслушать ответы детей.

Правильный ответ: ложка в блюдце, около чашки.

- Воспитатель: спасибо за помощь. Поехали дальше (делают круг).

ОСТАНОВКА 3.

Видят речку (ткань голубого цвета) читают потешку вместе с воспитателем:

Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.  

В это время убирается ткань, дети видят геометрические фигуры, рассыпанные на полу: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Воспитатель: - Вот, во что превратилась чайная посуда, наверное, она обиделась. Не беда у нас есть подсказка, благодаря которой мы  сможем вернуть посуду и накрыть чайные столики.

Для того, чтобы накрыть стол, что в первую очередь нужно постелить на стол?

Показывает на мольберт.

Вызывает 2-х детей стелить скатерть на стол.

                  Перед детьми ставится задача:

Но посуды у нас еще нет. Зато есть вот такие фигуры. Как вы думаете, что может обозначать эта фигура? А эта? Почему вы так решили?»

Иными словами, закрепление значения за каждым знаком надо предоставить детям.

(Воспитатель прикрепляет фигуру рядом с посудой, выбранную детьми).

- Воспитатель: Ребята возьмите каждый по фигуре в руки.

Поднимите руки у кого фигура соответствует десертной тарелке, несите их на стол, и так с каждой фигурой – заместителем, пока дети не накроют стол полностью.

Ребята, поднимите «чашки», на что вы их поставите? Правильно на блюдца. Чашка без блюдца, это уже кружка

Итог: дети рассматривают, называют предметы чайного стола.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите  нашу посуду можно назвать сервиз? (разнообразные ответы детей). Да, можно, так как цвета повторяются, назовите, какие. 

Сервиз в подарок - очень мило!

Чтоб всех гостей чайком поила!

На видном месте пусть стоит,

Всех очарует и пленит!

Воспитатель: - Ребята, а чего не хватает на столе?  Салфеток, кладёт салфетницу с   бумажными салфетками:

Для тех, кто замарается,

Салфетки расставляются.

Воспитатель: - А самого главного хозяина на чайном столе?

Правильно, чайника.

Физкультминутка «Чайник».

Воспитатель: - Ребята, давайте гостям напомним, что бабушка приговаривала, жалея бедную посуду.

(Интеграция области «Чтение художественной литературы»)

Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои,

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

 Я водою вас умою ключевой,

 Я почищу вас песочком,

 Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять, Федора (обнимает детей):

 Словно солнышко, сиять.

  - Воспитатель: давайте покажем солнышко.

 Проводится дыхательная  гимнастика «Солнышко».

Сюрпризный момент: дети дуют на стол, снимается покрывало и открывается стол, накрытый к чаю.

 - Воспитатель: Какая красивая и чистая посуда стоит на её столе, это потому, что бабушка Федора помирилась  с посудой и пожалела её.

Рассматривает стол с детьми, называя все предметы сервиза, обращает внимание на спасательные салфетки, задаёт вопрос: - Почему так называют.

Бабушка Федора рада, даже помолодела, устроит чаепитие. А угощение за Вами, ребята.

Пальчиковая гимнастика: «Пирожки»

 Подведение итогов.

  1. Что мы искали?
  2.  Где бежала посуда?
  3. Во что превратилась посуда?
  4. Для чего чайная посуда Федоре?

Сюрприз: угощение.

Прощание с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации  по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста»....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.Задачи:- расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении; - созд...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Цель: повышение активности воспитателей по формиро...

Консультация для педагогов «Применение компьютерных технологий в коррекционно-направленном обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для ока...