Дидактические игры на развитие геометрических представлений.
картотека по математике

Жук Софья Алексеевна

Дидактические игры на развитие геометрических представлений.

Младшая группа.

  1. «Разложи фигуры».

Цель: формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Материал: набор геометрических фигур.

Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Описание:

1. Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

2. Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

3. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

Средняя группа.

  1. «Кто в домике живет?».

Цель: продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;          

Материал: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром фигур для обозначения формы.

Игровое правило: ребенок берет только по одной геометрической фигуре, определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

Описание:

Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

- Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

- Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

- Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

- Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

- Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

(форму).

- Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

- Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

     Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.

(Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)

    Далее дети расселяют всех «жильцов в домике».

Старшая группа.

  1. «Веселый поезд».

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Материал: паровозик из картона, геометрические фигуры.

Игровое правило: правильно разложить геометрические фигуры.

Описание:

Воспитатель в паровозик кладет карточку-ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон, воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

Подготовительная группа.

  1. «Нарисуй квадрат».

Цель: продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

Материал: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Игровое правило: правильно нарисовать квадрат.

Описание:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Четыре есть у нас угла,

Четыре стороны.

Все стороны равны у нас

И все углы равны.   (квадрат)

Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»

Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.

Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.

Дети заштриховывают квадраты разными цветами.

  1.  «Сломанная машина».

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Игровое правило: заметить, какая геометрическая фигура была убрана.

Описание: 

На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие геометрических представлений.

Младшая группа.

  1. «Разложи фигуры».

Цель: формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Материал: набор геометрических фигур.

Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Описание:

1. Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

2. Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

3. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

Средняя группа.

  1. «Кто в домике живет?».

Цель: продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;          

Материал: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром фигур для обозначения формы.

Игровое правило: ребенок берет только по одной геометрической фигуре, определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

Описание:

Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

- Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

- Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

- Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

- Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

- Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

(форму).

- Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

- Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

     Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.

(Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)

    Далее дети расселяют всех «жильцов в домике».

Старшая группа.

  1. «Веселый поезд».

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Материал: паровозик из картона, геометрические фигуры.

Игровое правило: правильно разложить геометрические фигуры.

Описание: 

Воспитатель в паровозик кладет карточку-ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон, воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

Подготовительная группа.

  1. «Нарисуй квадрат».

Цель: продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

Материал: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Игровое правило: правильно нарисовать квадрат.

Описание:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Четыре есть у нас угла,

Четыре стороны.

Все стороны равны у нас

И все углы равны.   (квадрат)

Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»

Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.

Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.

Дети заштриховывают квадраты разными цветами.

  1.  «Сломанная машина».

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Игровое правило: заметить, какая геометрическая фигура была убрана.

Описание: 

На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...

Дидактические игры по развитию математических представлених для детей младшего дошкольного возраста.

картотека дидактических игр по рарвитию математических представлений у дошкольников....

Дидактические игры по развитию количественных представлений в старшей группе.

Дидактические игры можно использовать как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Игры хороши для индивидуальной работы с детьми....

Влияние дидактических игр на развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, опери...

«Дидактическая игра для развития математических представлений и представлений об окружающем мире у детей раннего возраста»

laquo;Дидактическая игра для развития математических представлений и представлений об окружающем мире у детей раннего возраста»Цель: Формирование представлений у родителей о развивающих играх и...

Подвижные игры на развитие геометрических представлений

Подвижные игры на развитие геометрических представлений.Младшая группа.«Попади в круг».Цель: развивать умение бросать предметы в определенное место двумя и одной рукой, развивать глазомер,...