Дидактические игры по формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа) на тему

Жильникова Дарья Васильевна

Дмдактические игры по математике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_matematike.docx343.25 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «ОТКРОЙ ЗАМОК»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимание.

Игровые правила: найти правильно ключ нужной формы.

Игровые действия: воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.

Варианты проведения: усложнить задание можно завязав глаза участнику и назначить ребенка, который будет говорить где лежит подходящий ключ «лево», «право», «вверх», «низ».

  1. «ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать память и внимание.

Игровые правила: правильно разложить геометрические фигуры.

Игровые действия: воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры – паровозик. Дети из геометрических фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.

Варианты проведения: воспитатель в паровозик кладет карточку-ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон, воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

  1. «ВКУСНЫЙ ГРУЗ»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимательность.

Игровые правила: найти овощи и фрукты, похожие на определенную геометрическую фигуру.

Игровые действия: воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геометрической фигурой.

Варианты проведения: усложнить задание можно подобрав карточки и разными геометрическими фигурами.

  1. «СПРЯЧЬ ОТ ДОЖДИКА»

Игровая задача: закреплять умение быстро и правильно находить геометрические фигуры.

Дидактическая задача: развивать внимательность, интерес к математическим играм.

Игровые правила: положить под зонтик только те фигуры, которые сказал взрослый.

Игровые действия: ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Воспитатель показывает геометрическую фигуру и предлагает ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.

Варианты проведения: усложнить задание можно назначив ребенка, который будет ему подкладывать те геометрические фигуры, которые не потребуются для выполнения задания.

  1. «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ»

Дидактическая задача: закрепить знания о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимание.

Игровые действия: ребенок должен назвать правильно геометрические фигуры.

Игровые правила: внимательно посмотреть на фигуру, показанную взрослым и назвать соседние геометрические фигуры.

Варианты проведения: назвать соседние фигуры только слева или только справа, дети называют соседей геометрических фигур, расположенных на фланелеграфе, дети подбирают соседей геометрических фигур, описанных воспитателем или детьми.

  1. «ЧТО ПОДХОДИТ?»

Дидактическая задача: развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основные группы словом.

Игровая задача: развивать внимательность.

Игровые правила: правильно подобрать геометрические фигуры.

Игровые действия: детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основные формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла, четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).

Варианты проведения: усложнить задание можно добавив еще по одной геометрической фигуре разного по форме и цвету.

  1. «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

Дидактическая задача: формировать умение находить предметы определенной геометрической формы в окружающем мире.

Игровая задача: быстро ориентироваться и находить свой домик.

Игровые действия: дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по группе. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры.

Игровые правила: после сигнала воспитателя быстро найти свой домик.

Варианты проведения: усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз – шар, тарелка, блюдце, обруч – круг, дверь, стена, пол, потолок, окно – прямоугольник, платок – квадрат, косынка – треугольник, стакан – цилиндр, яйцо, кабачок – овал.

  1. «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАЙКА»

Дидактическая задача: закреплять у детей знания о геометрических фигурах, формировать умение преобразовывать их, развивать воображение и творческое мышление, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

Игровая задача: организуя игру, воспитатель заботиться об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков, закреплять умение работать в команде.

Игровые правила: команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека –девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур.

Игровые действия: дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Варианты проведения: усложнить задание можно разделившись на две команды и какая команда справиться с заданием быстрее получает фишку.

  1. «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о геометрических фигурах, развивать внимательность.

Игровая задача: развивать внимание детей.

Игровые правила: стараться запомнить, как можно больше геометрических фигур и назвать их.

Игровые действия: на доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, и он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Варианты проведения: назвать фигуры только определенного цвета, назвать фигуры маленькие или большие.

  1. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах, обследовать геометрическую форму предметов, упражнять в различении форм.

Игровая задача: правильно назвать и описать выбранную геометрическую фигуру.

Игровые действия: ребенок должен обследовать предмет и правильно назвать фигуру, которую хочет показать.

Игровые правила: в мешочке находятся предметы разных геометрических фигур, ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать.

Варианты проведения: усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру, при этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.  

  1. «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Дидактическая задача: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Игровая задача: догадаться и правильно назвать геометрическую фигуру.

Игровые действия: ребенок должен назвать фигуры одним словом.

Игровые правила: перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

Варианты проведения: усложнить задание можно попросив ребенка назвать фигуру двумя или тремя синонимами.

  1. «ПОДБЕРИ ПО ВЕЛИЧИНЕ»

Дидактическая задача: развивать умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Игровая задача: правильно разложить геометрические фигуры по величине.

Игровые действия: ребенок должен догадаться в какую группу отнести каждую геометрическую фигуру и правильно назвать ее.

Игровые правила: педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие.

Варианты проведения: усложнить задание можно попросив ребенка выложить фигуры только определенного цвета в корзину.

  1. «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, круг, многоугольник, овал.

Игровая задача: закреплять умение находить предмет такой же геометрической формы.

Игровые правила: найти и назвать предмет такой же геометрической формы.

Игровые действия: перед детьми лежат карточки, на которых изображены три – четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку или называет, перечисляет фигуры на карточке. Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

Варианты проведения: усложнить задание можно добавив еще по одной карточке.

  1. «ПОСМОТРИ ВОКРУГ»

Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах и находить предмет такой же формы вокруг.

Игровая задача: воспитывать умение играть в команде.

Игровые действия: игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок.

Игровые правила: правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Варианты проведения: найти в группе предметы определенной формы, найти на улице предметы определенной формы, просто назвать предметы определенной формы.

  1. «НАЗОВИ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ»

Дидактическая задача: формировать умение зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Игровая задача: развивать внимательность.

Игровые действия: рассмотреть геометрическую фигуру, обвести пальцем и назвать. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях.

Игровые правила: игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребенку 2-3 таблицы. Варианты проведения: усложнить задание, предложив ребенку обследовать предмет с закрытыми глазами.

  1. «НАЙДИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ»

Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать умение находить предметы в окружающей среде, соответствующих определенной геометрической фигуре.

Игровые правила: найти и назвать предмет такой же формы.

Игровые действия: у взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Он показывает ребенку одну из фигур, например, круг. Ребенок должен назвать предмет такой же формы.

Варианты проведения: усложнить задание можно обследовать предмет закрытыми руками.

  1. «УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАЛИ»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах и правильно их называть.

Игровая задача: развивать интерес к игре, внимательность.

Игровые действия: на столе перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур. Ребенок внимательно их рассматривает. Затем ребенку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребенок открывает глаз и говорит, что спрятано.

Игровые правила: ребенок должен запомнить геометрические фигуры.

Варианты проведения: усложнить задание можно убрав воспитателем или добавив еще одну карточку.

  1. «ПРИНЕСИ И ПОКАЖИ»

Дидактическая задача: формировать осмысленное восприятие формы геометрческих фигур, умение применять зрительное обследование формы, создавать зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет, развивать внимание, память.

Игровая задача: развивать интерес к игре, внимательность.

Игровые действия: выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель, прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти, искать фигуру только на своем столе, выбранную фигуру проверить, приложить к контуру.

Игровые правила: дети должны по установке воспитателя принести нужную фигуру.

Варианты проведения: усложнить задание можно завязав глаза детям.

  1. «ПОСМОТРИ ВОКРУГ СЕБЯ»

Дидактическая задача: закреплять умения видеть геометрические фигуры вокруг себя.

Игровая задача: посмотреть вокруг себя и найти названную геометрическую фигуру.

Игровые действия: поиск предметов вокруг себя, похожих на данную геометрическую фигуру.

Игровые правила: нельзя называть дважды одну и ту же геометрическую фигуру при виде предметов вокруг себя.

Варианты проведения: усложнить задание можно сказав ребенку о том, что он должен составить рассказ о фигурах и где фигуры используются.

  1. «НАЙДИ ПОХОЖУЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ»

Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимательность, умение сравнивать предметы.

Игровые действия: воспитатель показывает картинки разных предметов (дом, солнце, яблоко и т.д.), ребенок должен найти похожую геометрическую фигуру.

Игровые правила: разложить каждому ребенку геометрические фигуры, воспитатель показывает картинку, дети ищут и поднимают похожую геометрическую фигуру.

Варианты проведения: проводить игру может ребенок под руководством воспитателя выкладывая результаты на фланелеграфе.

  1. «КТО БЫСТРЕЕ НАЗОВЕТ»

Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах, умение находить их по осязанию.

Игровая задача: развивать умение обследовать предмет с закрытыми глазами.

Игровые действия: ребенок с закрытыми глазами должен потрогать предмет и назвать какой он формы.

Игровые правила: ребенок закрывает глаза, взрослый дает ему предмет, ребенок должен потрогать его и сказать какой он формы.

Варианты проведения: дети по очереди выходят и угадывают, все дети закрывают глаза, а взрослый раздает каждому предмет определенной геометрической формы.

  1. «РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимательность.

Игровые правила: правильно разложить по коробкам геометрические фигуры.

Игровые действия: на столе все геометрические фигуры. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображены форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

Варианты проведения: дети раскладывают по коробкам геометрические фигуры, разложить фигуры по цвету и по величине (маленькие треугольники в одну коробку, большие в другую и т.д.)

  1. «КАКОЙ ФИГУРЫ НЕ СТАЛО?»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимание, интерес к игре.

Игровые правила: назвать правильно фигуру, которую убрал воспитатель.

Игровые действия: воспитатель выбирает 4 геометрические фигуры разной формы и кладет на стол. Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало.

Варианты проведения: игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета и размера.

  1. «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ»

Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимательность.

Игровые правила: найти правильно геометрические фигуры.

Игровые действия: ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геометрических фигур разного размера и набор геометрических фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблице.

Варианты проведения: игра может усложниться если назначить ребенка, который будет подавать геометрические фигуры. Так же игру можно провести в виде соревнований между двумя командами.

  1. «ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимательность.

Игровые правила: найти геометрическую фигуру, соответствующей формы, размера и цвета.

Игровые действия: воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геометрических фигур разного размера и набор геометрических фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть из на карточке.

Варианты проведения: задание можно усложнить, назначив время его прохождения.

  1. «ЖИЛ-БЫЛ КРУЖОЧЕК»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимательность, интерес к математическим играм.

Игровые правила: дети должны назвать предметы, похожие на определенные геометрические фигуры.

Игровые действия: детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

Варианты проведения: усложнить задание можно включив загадки. Так же можно завязать глаза участникам.

  1. «ИГРА С ОБРУЧЕМ»

Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать интерес к дидактическим играм.

Игровые правила: найти геометрическую фигуру похожую на игрушку.

Игровые действия: для игры используются 4-5 сюжетов. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.

Варианты проведения: усложнить задание можно положив в обруч две или три игрушки. Так же завязать глаза платком, чтобы ребенок на ощупь определял из каких геометрических фигур состоит данная игрушка.

  1. «ЗАКРОЙ ОКОШКО В ДОМИКЕ»

Дидактическая задача: закреплять умение находить и правильно называть геометрические фигуры.

Игровая задача: развивать интерес к играм.

Игровые правила: правильно подобрать по форме окошко к домику.

Игровые действия: воспитатель раздает детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

Варианты проведения: усложнить задание можно подобрав геометрические фигуры не подходящих размером для окошек.

  1. «ЗАШЕЙ КОМБИНЕЗОН»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах и умение находить предметы похожие на них.

Игровая задача: развивать интерес к дидактическим играм.

Игровые правила: найти заплатку нужной формы.

Игровые действия: воспитатель раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.

Варианты проведения: усложнить задание можно назначив ребенка, который будет подавать заплатки, но не всегда правильно. Или же подобрать заплатки большего или маленького размера чем комбинезон.30.

  1. «НАЙДИ СТЕКЛЫШКО»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровая задача: развивать внимание, интерес к математическим играм, умение играть в команде.

Игровые правила: подобрать стеклышко нужной формы.

Игровые действия: на столах лежат вазы из картона и геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что от вазы откололось стеклышко и предлагает детям найти стеклышко соответствующей формы и цвета.

Варианты проведения: каждый ребенок ищет стеклышки к своей вазе, дети делятся на две команды, чья команда быстрее подберет стеклышки к вазам.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль дидактической игры в формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возроста

как дидактическая игра способствует формированию математических представлений...

Публикация "Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности"

В данной публикации представлен личный педагогический опыт по формированию геометрических представлений посредством продуктивной деятельности....

Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по формированиюэкономических представлений у детей...

Консультация для родителей «Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...

«Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».Примерное учебно-тематическое планирование занятий по формированию геометрических представлений у детей ст...

«Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».Примерное учебно-тематическое планирование занятий по формированию геометрических представлений у детей по...