Занятие по ФЭМП "Путешествие в сказку " для детей с тнр 5-7 лет
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Тверитина Наталия Николаевна

Занятие по математике для дошкольников 5- 7 лет, построеное на путешествии по сказкам А.С. Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           КОНСПЕКТ

                             НОД на тему:

«Путешествие в сказку»

                                     (в рамках проекта «Сказки Пушкина»)

Образовательная область «Познание. ФЭМП» 

Цель: обобщение и закрепление полученных знаний 

Задачи:

- Выявить умения детей различать геометрические фигуры, ориентироваться  на плоскости: различать левый верхний, левый  нижний, правый верхний, правый нижний углы, центр квадрата;   считать и отсчитывать предметы в пределах 9; соотносить количество, число и цифру;  определять лишний предмет, недостающий предмет путем логических умозаключений.

-  Формировать умение  считать до 9;              

- Упражнять детей  обратном счете от 10 до 1; в определении первого звука в слове;

 - Развивать у детей интерес к творчеству А.С.Пушкина;

- Доставить детям радость  и удовольствие от игр развивающей направленности и путешествия по знакомой сказке.

            Коррекционные задачи:  

- расширять  и активизировать словарь;

- работать  над звукопроизношением и фразовой речью;

- закреплять произношения звуков «з» и «ж» с помощью звукоподражания;

- развивать речевое  дыхание; мелкую моторику рук;

- развивать  умение мыслить, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

      Демонстрационный материал:   Цифры в геометрических фигурах,  елка, «золотые» шишки – 9шт., цифры 7, 8, 9; «хрустальный дом», белка, корабль, иллюстрации к сказке – «Город на острове», «Тридцать три богатыря»; камешки для аквариума; звуковая карусель, картинки со сказочными героями: Пятачок, Утенок, Шапокляк, Карлсон, Иван Царевич, Незнайка; буквы для выкладывания слова «Пушкин»; книга « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

 Раздаточный материал:   плоскостные воздушные шары, геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал;  карточки с наклеенными фисташками, цифры,  коробочки для сбора камешков, карточки для игры   « Четвертый лишний», «Найди недостающий предмет», еловые шишки.

  Предварительная работа: чтение произведения А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», заучивание отрывков из сказки.

Планируемые результаты : считает и отсчитывает предметы  в пределах 9; соотносит числа и цифры; ориентируется в пространстве и на листе бумаги, различает геометрические фигуры; логически размышляет, умеет делать выводы, следит за звукопроизношением; активно и доброжелательно сотрудничает с педагогом и детьми в решении познавательных задач; любит играть в игры развивающей направленности

     

                           

           

                     Ход непосредственно-образовательной деятельности

    Дети, я знаю, что вы очень любите сказки и любите путешествовать. Сегодня мы с вами отправимся в сказку.  Вы все знаете, что в путешествии, а особенно в сказочном надо быть очень внимательным. И сейчас мы потренируем наше внимание. У нас в группе поселились цифры. Каждая из них живет в своем домике – геометрической фигуре.

    В разных частях группы на стенах,  шкафах, шторах, потолке, на полу закреплены геометрические фигуры с цифрами.

Посмотрите внимательно вокруг и найдите глазами цифру 5.

-  В каком домике она живет?  ( в желтом квадрате )

 - Молодцы! А в каком домике живет цифра 7?  (в красном треугольнике)

-  Какая цифра живет в зеленом прямоугольнике? (цифра 8) и т.д.

     Молодцы, вы все были очень внимательными, и нашли все цифры правильно.

Теперь давайте вспомним, на  чем можно путешествовать в сказочной стране?

(на ковре-самолете, на метле, на самокате, на печке, в ступе, на гусях-лебедях и т.д.)

    А вот на  каком виде транспорта мы будем путешествовать, вы узнаете, когда  выполните  следующее задание.  Игра « Четвертый лишний»

    На индивидуальных карточках велосипед, легковая машина, автобус,   воздушный шар

   У вас на карточках  нарисованы различные  виды транспорта.

Подумайте и обведите в кружок лишний предмет  на вашей карточке.

- Какой предмет вы обвели в кружок?  Почему?

     Правильно. Это воздушный шар.            

Вот на нем то мы и отправимся в путешествие.

     У детей на столах геометрические фигуры и плоскостные воздушные шары с прямоугольной корзиной.         по углам и в середине  корзины наклеены липучки, на геометрических фигурах тоже.

У каждого из вас есть воздушный шар, но  полетит он только в том случае, если в корзине шара будет равномерно разложен груз. Корзина шара представляет собой  прямоугольник, а груз это геометрические фигуры. Мы разложим их по углам квадрата и в середину. Будьте внимательны и разложите фигуры так, как я скажу.

 Круг  кладем в правый верхний угол прямоугольника.

 Овал – в верхний левый угол.

 Треугольник – в левый нижний угол.

  Квадрат – в правый нижний угол.

 Прямоугольник – в центр корзины, т.е. в середину прямоугольника.

- Сколько геометрических фигур мы разложили?

   Груз в корзину мы положили, теперь давайте заполним воздушный шар воздухом.                      

                      Дыхательная гимнастика.

         

        И вот наш воздушный шар  взлетел высоко вверх.  

 Дети поднимают руки с шаром вверх и выполняют упражнения согласно тексту.

Ветер подул сильнее, и наш шар поворачивает влево, ветер переменился, шар летит вправо, немного спустился и снова поднялся высоко вверх. Ветер успокоился, дует в одном направлении, и воздушный шар летит  быстро, никуда не поворачивая.

 (дети держат шар перед собой).     

       Воздушный шар по небу мчится               Попадем на нем мы в сказку!

      Что же с нами приключится?                     А в какую? Где подсказка?

Внимание воздушный шар  опускается. Кладите свои воздушные шары на стол.

Вот мы с вами  и на земле.  Куда же это мы с вами попали?

              Перед детьми елка, под елкой домик и белка.

Ребенок показывает на ель и читает стихотворение:

              Ель растет перед дворцом,                       Да орешки все грызет

              А  под ней  хрустальный дом;                 А орешки не простые,

              Белка там живет ручная,                          Все скорлупки золотые,

              Да затейница какая!                                  Ядра чистый изумруд.

              Белка песенки поет                                   Чудо нас встречает тут!

  - Кто догадался, в какой мы сказке? (в Сказке о Царе Салтане)

Правильно, мы попали в сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеде. На волшебный остров в океане. А вот и белочка, она  очень рада встрече с вами и поет вам веселую песенку.

   (воспитатель включает музыкальную игрушку-белочку) 

Белочка знает,  как  хорошо вы умеете считать, и просит вас  ей помочь.  

Отгадайте загадку: « Зимой и летом одним цветом».  Правильно, елочка. Вот она стоит красавица.  Расскажите, какая елочка? (зеленая, пушистая, колючая, нарядная, высокая, красивая и т.д.)

- У елочки острые иголочки, скажите одним словом, елочка какая? (остроигольчатая)

- Что растет на елке?(шишки)

- Какие шишки? (золотые, еловые)

- Белочке надо на елку повесить цифру, соответствующую количеству шишек на елке. Но она не знает,  какую цифру выбрать.

- Какие цифры, есть у белочки? (7,8,9)

- Как вы думаете, какую цифру надо повесить на елочку?  Как это можно узнать? (посчитать шишки на елке)

-  Посчитайте.(дети считают и говорят, что у кого получилось)

- Давайте проверим, правильно ли вы посчитали.(ребенок берет указку, показывает и считает шишки, согласовывая числительные с существительным)

      Правильно. На елке растет 9 шишек.  И белочка должна повесить цифру 9.

Ребята, давайте вспомним, каким числом предыдущим или последующим является число 9 для 8? (последующим)

- А число 8 для числа 9? (предыдущим)

- Для какого числа 8 является последующим? (для числа 7)

- Назовите соседей числа 8? (7 и 9)

Молодцы! вы порадовали белочку своими знаниями, и она предлагает вам поиграть  с шишками. Берите из корзины по две шишки.

      Мы в ладошки шишки взяли.       Вверх-вниз покатали,

      В кулачках их крепко сжали.       Снова белочке отдали.

А теперь давайте  поможем белочке сосчитать золотые скорлупки. Она  их много заготовила и  разложила  по коробкам. Посчитайте скорлупки в каждой ячейке и приклейте  внизу цифру, обозначающую количество скорлупок.

   Дети рассаживаются по местам и работают по индивидуальным  подписанным карточкам.

Скорлупки от фисташек

 

       

липучки

На карточках и цифрах липучки.

Заполненные карточки воспитатель с белочкой собирает  и относит к елке.

Пока белочка собирает свои коробочки, ответьте на вопрос:

-  Сколько орехов в пустой корзине? Почему?

А сейчас, следующее  сказочное задание. Игра «Найди недостающий предмет» У вас на карточках  в клеточках нарисованы: воздушный шар, велосипед и кораблик.  Одна клеточка пустая.    Подумайте, какая картинка должна быть в пустой клеточке и приклейте ее

     

   

     

   

     

    липучка

    У детей подписанные карточки и три картинки: кораблик, велосипед, воздушный шар. На картинках наклеены липучки.

 А теперь нас ждет путешествие на сказочном кораблике.  Проходите на корабль.

           Дети подходят к кораблю и становятся вокруг него.

Вот он наш красавец. Подберите слова признаки к слову корабль.  Корабль какой?    (красивый, большой, сказочный, веселый, прочный)

- Какая у него мачта?  Какие паруса?                     

 Ребенок читает стихотворение

             Ветер на море гуляет          Он бежит себе в волнах

             И кораблик подгоняет         На раздутых парусах.

    Включается фонограмма с шумом моря.

И вот мы с вами плывем в открытом море океане. Наш корабль идет очень быстро, значит он какой?   (быстроходный)

Теперь давайте немного поиграем.

Речь с движением.    

    И вот перед нами море

   Бушует, шумит на просторе                 волнообразные движения рук

   А в море высокая ходит волна

   Вверх, до небес, и вниз до дна             «волны» вверх – вниз

    Качает волна  соленая, водоросли зеленые

    Влево качает и вправо качает                        движения по тексту

    Откинет назад и наклонит вперед,

    А затем на берег волна пойдет.

Нам тоже пора возвращаться на берег.

Но посмотрите, кто это нас встречает на берегу, в чешуе златой горя… тридцать три богатыря

  На мольберте иллюстрация к сказке: тридцать три богатыря.

 

              Все красавцы молодые,                  Все равны как на подбор,

              Великаны удалые,                           С ними дядька… Черномор.

         Они тоже  рады встрече. Просят вас им помочь собрать морские сокровища для князя Гвидона и прекрасной царевны Лебеди. Поможем?

 Вы должны каждый взять по 8 камешков и положить их в коробочку. (коробочки подписанные) Каждый кладет в свою. Теперь отдаем коробочки богатырям и сходим на берег.

              Под музыку появляется царевна Лебедь – взрослый.

-  Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы попали к нам в сказку. Вы узнали, кто я? ( царевна Лебедь)

Я знаю, что вы, путешествуя, выполнили много трудных заданий. Давайте с вами немного поиграем, а потом выполним еще одно задание.  Вы помните, в кого я превращала князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

                       Упражнение на звукоподражание.

Давайте позвеним, как комарики (з-з-з),  теперь пожужжим как мухи (ж-ж-ж)

А теперь все превратились в шмелей и загудели низким голосом Ж-Ж-Ж-Ж.

-Молодцы! Отдохнули? Сможете выполнить еще одно задание?

У меня есть волшебная звуковая карусель. На карусели катаются сказочные герои.  Они любят  прятать различные слова.

Отгадайте, какое слово  они сейчас спрятали.

Воспитатель:  ребята, посмотрите внимательно на  лодочки  карусели.

Каждая из них имеет свой номер.

В кармашках карусели картинки сказочных героев: Петушок, Утенок, Шапокляк, Карлсон, Иван-царевич, Незнайка.

- Какой сказочный герой   в первой лодочке? На какой звук начинается  его имя? (Петушок -  звук П)

Звук «П» обозначается буквой П, выкладываем ее на фланелеграф.

 - Кто во второй лодочке?  И т.д. 

Давайте теперь прочитаем слово, которое получилось: Пушкин.

Царевна-Лебедь: Молодцы, вы правильно определили спрятанное слово.

 А кто знает, что оно означает? (это фамилия автора сказки о царе Салтане)

- А кто знает имя Пушкина?(Александр Сергеевич)

Правильно. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт написал много сказок и много других произведений. И я хочу подарить вам книгу с еще одной сказкой. Эта сказка называется «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим царевну Лебедь за подарок.

Вам понравилось в ее сказке? Но нам пора возвращаться в группу.

Царевна-Лебедь:  Я вам помогу быстро попасть в группу. Закройте глаза, посчитайте до 10. (звучит удар грома)

Рефлексия:

-   Вот мы с вами и в группе. Понравилось вам путешествие?

Что показалось вам самым интересным?  А какое задание было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛЬ: развитие эмоционально-личностной сферы детей.ЗАДАЧИ:·    Снятие эмоционального напряжения и зажимов с помощью мимики и жестов;·    Воспитание способности к согласов...

Тематическое занятие «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлена технология  использования й музыкально-театрального развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки» для детей средней группы.

Конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки» для детей средней группы№7 детского сада совместно с родителями....

логоритмическое занятие "в гостях у сказки" для детей 4-5 лет

логоритмическое занятие в виде путешествия по сказкам...

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в зимнюю сказку" для детей 5-6 лет

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в зимнюю сказку" для детей 5-6 лет...

Логопедическое занятие «В гостях у сказки» для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Представленное занятие направлено на расширение и закрепление знаний детей о сказках, обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.Конспект содержит подробное изложение хода логопедическо...

Конспект музыкально - игрового занятия "В гостях у сказки" для детей группы раннего возраста.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи младших дошкольников с использованием музыкального фольклора....