Рекомендации к проведению занятий по математике с дошкольниками по системе программы "Школа 2000..."
материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

В данном материале рассматриваются схемы анализа соответствия занятия по математике для дошкольников технологии деятельностного метода и анализа соответствия занятия по математике для дошкольников дидактическим принципам деятельностного метода. Описываются типы и особенности структуры занятий с дошкольниками по системе "Школа 2000...", предлагаемые авторами "Игралочки"  Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анализ соответствия занятия по математике для дошкольников
технологии деятельностного метода

Этапы занятия

Требования к этапам

Обратить внимание на…

1

Принцип психологической

комфортности.

Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии
спокойной, доброжелательной атмосферы.

1. Тембр голоса воспитателя, манеру общения.

2. Двигательную активность воспитателя и детей.

3. Оборудование рабочего места
воспитателя и ребенка.

4. Наличие интереса у детей.

2

         

Принцип деятельности.

Ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности.

Владение воспитателем технологией деятельного метода.

3

Принцип
целостного
представления
о мире.

Образование должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явление не разрозненно, а во взаимной связи.

 Связь изучаемого материала с жизненным опытом ребенка и уже имеющимися у него знаниями по
различным предметам, изучаемым в д/с.

4

Принцип вариативности.

Развитие вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов ответа, способности к систематическому перебору вариантов.

1. Предложение детям заданий, имеющих различные варианты решения (с учетом содержания занятия).

2. Осуществление детьми выбора вариантов, в простейших случаях - перебора вариантов по
определенному правилу.

5

             

Принцип творчества.

Максимальная ориентация на
творческое начало в деятельности детей.

1.Использование воспитателем собственных
методических находок
 и средств наглядности.

2. Самостоятельное построение детьми новых способов действий.

6

Принцип минимакса.

Воспитатель должен предложить детям содержание материала на максимальном уровне, который определяется «зоной
ближайшего развития» детей данной возрастной группы, и создать условие для усвоения этого содержания на уровне,
не ниже минимального уровня,
соответствующего данной образовательной программе.

1. Учет воспитателем индивидуальных особенностей всех детей группы, подбор для каждого из
них заданий, соответствующих индивидуальному уровню развития.

2. Создание условий для освоения каждым ребенком минимального уровня знаний и умений по теме
занятия.

7

Принцип непрерывности.

Преемственность между всеми этапами и ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Знание воспитателем содержательно-методических линий курса математики программы
«Школа 2000...».

Литература:

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «ИГРАЛОЧКА», ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС МАТЕМАТКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ,

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, (Части 1 и 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ соответствия занятия по математике для дошкольников
дидактическим принципам деятельностного метода

Этапы занятия

Требования к этапам

Обратить внимание на…

1

Введение в игровую
ситуацию.

Мотивация и включение
детей в деятельность.

   

1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, т. е. обозначение «детской» цели.

2. Соответствие выбранного приема ситуации особенностям
группы.

3. Наблюдается ли готовность детей к деятельности.

2

Актуализация знаний.

Актуализация ЗУН и мыслительных

операций, достаточных для построения нового знания.

1. Логика построения игровой
ситуации.

2. Как воспитатель проводил инструктаж?

3. Как дети поняли задания и как их выполняли.

3

Затруднение
в игровой
ситуации.

1. Создание затруднения в
индивидуальной деятельности.

2. Самостоятельная (с помощью воспитателя) фиксация детьми затруднения.

3. Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.

Было ли затруднение личностно
значимо для детей?

4

Открытие нового

знания.

1. Создание затруднения в индивидуальной деятельности.

 2. Самостоятельная (с помощью воспитателя) фиксация детьми затруднения.

3. Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.

 1. Логично ли выстроен подводящий диалог?

 

 2. Не нарушена ли воспитателем роль организатора (а не участника) коммуникации?

3. Достаточно ли четко была проведена фиксация нового понятия или алгоритма воспитателем?

5

Включение нового
знания в систему
знаний ребенка.

 

1. Выполнение задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, свойства.

2. Самостоятельная проверка по эталону (если запланировано).

3. Выполняются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным.

1. Логично ли было включение нового знания в систему знаний ребенка?

2. Сумели ли дети применить новое знание при выполнении предложенных им заданий?

3. Имела ли место ситуация успеха для каждого ребенка?

6

Итог занятия.

 

1. Фиксирование детьми достижения «детской» цели.

2. Проговаривание воспитателем (младшей и средней группе) или самими детьми (в старшей подготовительной группе) условий, которые позволили добиться этой цели.

  Каково эмоциональное
и психофизиологическое состояние детей?

Литература:

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «ИГРАЛОЧКА», ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС МАТЕМАТКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ,

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, (Части 1 и 2)

Рекомендации к организации занятий по математике в ДОУ (система «Школа 2000…)

В дидактической системе «Школа 2000...» выделяются три основных типа занятий с дошкольниками:

  • занятие открытия нового знания;
  • тренировочное занятие;
  • итоговое занятие.

Структура занятия каждого типа и дидактические задачи каждого этапа занятий являются адаптацией технологии деятельностного метода для детей данного возраста с учетом целей дошкольной подготовки.

Особенностью занятий открытия нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим тренируются их мыслительные операции, внимание, память, речь, деятельностные способности.

Таким образом, основные цели занятий данного типа можно сформулировать следующим образом:

сформировать представление о ...

сформировать опыт ...

тренировать (ту или иную мыслительную операцию, познавательный процесс, деятельностную способность и т. д.)

Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:

1) Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель).

  1. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего
шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и пониманием его причины
(«не получилось!», «почему не получилось?»).

  1. Открытие детьми нового знания.

На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется

им вместе с детьми в речи и знаково.

  1. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. В старшей и подготовительной группах возможна работа в учебной тетради.

Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

  1. Итог занятия.

В завершение воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому
помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали...».

При оформлении конспекта занятия открытия нового знания надо помнить, что необходимо.

  • отмечать смену положения детей (на ковре, за столами, у фланелеграфа, сидят, стоят...);
  • прописывать диалоги для организации открытия нового знания (наводящий или побуждающий);
  • указывать способ и форму фиксации вывода.

Продолжительность этапов зависит от того, на какой ступени обучения находятся дети (младшая, средняя, старшая или подготовительная группа) и от дидактических целей занятия.

На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Параллельно с этим идет закрепление материала предыдущих занятий. Поэтому основной целью занятий такого типа является:   тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т.д.)

Эта цель, по сути, эквивалентна таким знакомым для воспитателей целям, как закрепить, отработать, однако данные формулировки менее предпочтительны, поскольку смысл их в языке предполагает активность прежде всего педагога, а не ребенка.

Структура тренировочных занятий аналогична структуре занятий открытия нового знания, но для создания затруднения в ходе дидактической игры используются мотивационные ситуации типа:

  1. «достань подарок» (например, заранее приготовленные подарки находятся под замками; на оборотной стороне нарисованных замков — задания, которые надо выполнить);
  2. «помоги герою»;
  3. решение бытовых вопросов;
  4. путешествие (важно никого не потерять, обращаем внимание на взаимопомощь);
  5. соревнование (только для 5—6-летних детей, зачет — командный, обращаем внимание на взаимопомощь).

Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные на занятиях знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

На разных этапах игровой деятельности дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с тренировкой запланированных воспитателем способов действий, навыков, мыслительных операций.

При оформлении конспекта тренировочного занятия надо помнить, что необходимо:

  • подробно прописывать ход дидактической игры с фиксацией дидактических задач каждого задания.

Цель итогового занятия можно определить следующим образом: проверить уровень сформированности (мыслительной операции,. познавательного процесса, способности, навыка и т. д.).

Методические приемы организации работы, этапы занятий этого типа ничем не отличаются от тренировочного занятия, и это не случайно. В игре ребенок чувствует себя раскрепощенно, поэтому результаты проверки будут более объективны.

Хочется сразу предостеречь воспитателей от создания обстановки экзамена на занятии. Кроме никому не нужной нервозности это ни к чему не приведет, ребенок может надолго потерять интерес к занятиям, а результаты проверки нельзя будет считать объективными.

Организуя работу на итоговом занятии, надо помнить:

  • групповую работу воспитатель использует для выявления коммуникативных способностей;
  • основными формами работы должны быть индивидуальные задания с письменной фиксацией результатов;
  • в проведении занятия участвуют оба воспитателя, работающие в группе (один проводит занятие, другой фиксирует результаты).

В Приложении 1  приведена Схема анализа занятия открытия нового знания для дошкольников по программе «Школа 2000...», а в Приложении 2  — Схема анализа соответствия занятий по математике для дошкольников дидактическим принципам деятельностного метода, которые помогут воспитателю в подготовке занятий и их самоанализе.

Сопоставление предлагаемого для дошкольных учреждений варианта реализации технологии деятельностного метода с алгоритмом рефлексии, лежащим в основе организации обучения в школе, показывает, что если в учебной деятельности механизм рефлексии используется для перехода от одного способа действий к другому, то в период дошкольной подготовки использование рефлексии направлено на переход от предметной деятельности к мыслительной. Таким образом, в период
дошкольной подготовки формируется мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников
.

Для того чтобы мотивация была успешной, необходимо обращать внимание на соблюдение следующих условий:

  1. процесс мыслительной деятельности должен иметь положительную эмоциональную окраску;
  2. результат мыслительной деятельности должен приносить видимую пользу в предметной деятельности.

В силу особенностей психологического развития детей этого возраста решение задач дошкольной подготовки таких, как формирование умения работать в коллективе, эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата внутри некоторой группы, мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности, и др. невозможна без благоприятного эмоционального сопровождения образовательного процесса. Таким образом, приоритетным требованием к
организации обучения на этапе дошкольной подготовки является
принцип психологической комфортности, обеспечивающий эмоциональное благополучие ребенка.

Продолжительность занятий изменяется при переходе детей с одной ступени обучения на другую. В младшей группе она составляет примерно 15 мин., в средней — 20 мин., в старшей — 25 мин., а в подготовительной — 30 мин.

Литература:

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «ИГРАЛОЧКА», ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС МАТЕМАТКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ,

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, (Части 1 и 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации к проведению НОД по развитию речи дошкольников 4-5 лет»

Цыганкова М.М.Старший воспитатель, ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района«Рекомендации к проведению НОД по развитию речи дошкольников 4-5 лет»   Воспитательный и э...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА У ДОШКОЛЬНИКОВ.

           В современном обществе ребенок испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие э...

"Рекомендации по проведению подвижных игр для младших дошкольников на улице"

Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены – независимо от того,  родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его...

Рекомендации по проведению подвижных игр для младших дошкольников на улице

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация)  вторая младшая группа «Угощение для зайки»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием малых форм фольклора для дошкольников.

Использование фольклорных песенок, потешек, считалок, скороговорок для развития правильного произношения(воспитание звуковой культуры речи)...