Блоки Дьенеша – эффективное средство развития логической сферы у дошкольников"
консультация по математике (старшая группа)

Лысоконь Ольга Вячеславовна

 

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

  Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же»«Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

6. Можно использовать и задания с игрушками. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?»«Какие фигуры у зайца?» и т. д.

7. В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Усложняется работа по схемам по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме.

В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию педагога. Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

Игра по карте«Довези машину до гаража»

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих)Ответ: он не красный, не синий, некруглый, не треугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Для проведения различных игр, нами приобретается различная методическая литература.

Блоки Дьенеша можно использовать:

  1. в подвижных;
  2. как настольно-печатные;
  3. в сюжетно-ролевых.

   Игра с блоками плавно перетекает в моделирование русской народной сказки нашей любимой - «Теремок» 

- Стоял в поле теремок. Кто первый подошел к теремку? (мышка-норушка)

А мышка была такой: круглая, маленькая, желтая (четвертое свойство «тонкий-толстый» можно пока не вводить)

- Что произошло дальше? (Никто не отозвался, и стала мышка в нем жить).

- Кто пришел дальше? (лягушка)

(Остальные герои рассматриваются по этому принципу; блоки дети выкладывают перед собой слева направо; воспитатель выполняет те же действия, что и дети).

Лягушка – квакушка будет какой: треугольная, маленькая, красная.

Зайчик - попрыгайчик: треугольный, большой, синий.

Лисичка - сестричка: треугольная, большая, красная.

Волчок – серый бочок: квадратный, большой, желтый.

        Воспитатель:

- Вот они все в теремочке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Медведь какой: прямоугольный, большой, синий.

- Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел.

- Что заревел медведь?

          Воспитатель:

- Медведь полез в теремок. Лез-лез – никак не мог влезть. На крышу полез, теремок под ним и развалился.

        Когда работаем с детьми, у каждого ребенка своя коробка с блоками, и при рассказе сказки мы не навязываем, какими будут герои сказки.

Сегодня вашему вниманию были предложены лишь несколько игр с использованием логических блоков Дьенеша. Но вы смогли увидеть, насколько разнообразными могут быть игры и упражнения с их использованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bloki_denesha_.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 21 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области Блоки Дьенеша – эффективное средство развития логической сферы у дошкольников Подготовила: Голубева Н.Н. - ВКК Россошь 2023

Слайд 2

– продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию. Задачи: 1. Донести до осознания педагогов необходимость работать с блоками Дьенеша. 2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике. 3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей. Цель мастер-класса

Слайд 3

Создатель логических блоков Венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Пал Дьенеш . Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Слайд 4

Логические блоки Дьенеша

Слайд 5

Игры для детей младшей группы Покажи блок такого же цвета как этот. Найди блок такой же формы. Найди такой же блок по цвету и форме. Найди не такой блок по цвету. Найди такой же блок как этот по цвету и форме, но другого размера. Помоги животным разделить блоки. Работа по схемам.

Слайд 6

Дети средней группы Знакомятся с символами свойств - форма - размер - цвет - толщина

Слайд 7

Дети средней группы 2. Знакомятся с понятием «НЕ» не квадрат не круг не жёлтый не тонкий не большой

Слайд 8

Дети средней группы 3. Строят цепочку по схемам

Слайд 9

Игры для детей старшей и подготовительной группы Подвижная игра «Посадим красивую клумбу»

Слайд 11

Использование логических блоков в различных видах игр в подвижных; как настольно-печатные; в сюжетно-ролевых.

Слайд 12

Методическая литература

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления ребенка»

Консультация знакомит родителей с логическими блоками Дьенеша и способами их использования с работе с детьми...

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

   Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только по математике, но и информатике. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основам...

Логические блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников

консультация для педагогов и родителей о работе с логическими блоками Дьенеша, описание игры, цели и задачи, ожидаемые результаты,практическая работа...

Консультация для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"

              Здесь можно найти консультацию для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"...

Блоки Дьенеша – эффективное средство развития логической сферы у дошкольников

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни эт...

Блоки Дьенеша – эффективное средство развития логической сферы у дошкольников

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни эт...