Методика Нумикон
консультация по математике

Породкина Елизавета Игоревна

Применение методики нумикон с целью формирования элементарных математических представлений и сенсорных эталонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика Нумикон602.67 КБ

Предварительный просмотр:

Нумикон - это программа обучения и набор наглядного материала,

разработанные в Англии в конце 90-х годов для детей, испытывающих трудности при изучении математики, в которой используется мультисенсорный подход. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны ребенка - способность обучаться на практике и способность запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны.

В Нумиконе числа натурального ряда от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами. Подобно привычным «костяшкам» домино, игральным картам, расположению точек на гранях кубика, формы Нумикона «стандартизованы»: каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. Действия с числами становятся наглядными и осязаемыми

Второй этап - конструирование рядов из форм и штырьков Нумикона.

Этот этап можно условно назвать «лесенка». Основная его цель – показать, что каждое последующее число больше предыдущего на

«ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу.

На этом этапе дети учатся нанизывать «бусы» из штырьков Нумикона, чередуя их, выкладывать на специальной доске и столе штырьки и формы Нумикон в определенной последовательности. Ребенку предлагается выложить дорожки разных цветов из штырьков (например, внизу доски – красную, а наверху – синюю). Таким образом, решается несколько задач: освоение пространства, закрепление понятий о различных цветах. Потом ребенку предлагается составить «дорожку» из чередующихся элементов: штырьков двух цветов или двух различных шаблонов. Постепенно количество элементов в последовательностях увеличивается. Параллельно с этим дети выкладывают картинки на досках по схемам, входящим в состав набора Нумикон и собирают различные картинки по образцу (домики, машинки, животных) на столе.

Третий этап - обучение счету

Когда ребенок уверенно выбирает нужный шаблон и подкладывает его, собирая лесенку, можно ввести числовое название каждого шаблона. Для этого, построив «лесенку», «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и т.п. Таким образом, дети знакомятся с цифрами и начинают работать с числовым рядом.

Когда ребенок уверенно собирает «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и «подводить итог»: «Сколько штырьков поместилось в форме?». Происходит своеобразный "уход" от геометрии - вкладываем в отверстия пуговки, камушки и т.п., проговариваем, что их "столько же", сколько отверстий и выкладываем с произвольном порядке рядом: форма шаблона не

  • Представление о цвете
  • Числовой ряд
  • Чередование цветовых фигур
  • Ориентировка на плоскости
  • Развитие мышления
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие зрительного внимания
  • Количественные представления
  • Понятия: число , форма
  • Соотнесение цифры и количества
  • Решение задач
  • Развитие воображения
  • Арифметические действия
  • Понятие : величина
  • Координация движения руки и речь
  • Базовые свойства натуральных чисел (увеличение – уменьшение)
  • Развитие конструктивных навыков
  • Прямой, обратный и порядковый счѐт
  • Состав числа из двух меньших
  • Понятие «больше» - «меньше»

К сожалению, вычитание с помощью Нумикона требует большего абстрактного мышления. Например, чтобы решить пример 7 - 4 надо

«розовую семерку накрыть сверху салатовой четверкой». А потом определить «на что похожа незакрытая часть?». Осознание целостности незакрытого     участка     довольно     сложно,     вот     почему     так     важна

предварительная длительная работа по освоению состава числа. Помогает освоить вычитание «прорисовывание» примера. Оставшиеся незакрытыми отверстия не просто обводятся, а закрашиваются черным или коричневым карандашом (такого цвета формы в наборе нет). Потом ребенку предлагается найти форму с таким же количеством «кружков, дырочек».

Вообще, некоторым ребятам легче решать примеры, обводя именно отверстия форм Нумикона, а не все их целиком. Для закрепления приемов сложения и вычитания играем в математическое лото с выкладыванием ответа формой Нумикон.

Кроме того, структура набора отражает базовые свойства натуральных чисел (например, тот факт, что каждое следующее число «на один больше», чем предыдущее), а также связь между разными числами (например, равенства 4 = 2 + 2 или 4 = 1 + 3).

Кроме форм-шаблонов в набор входят: разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов; белые доски с пупырышками и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например кораблик, машинку; «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданную форму, числовая прямая и некоторые другие материалы.

Нумикон можно использовать, чтобы освоить состав числа, сложение, вычитание. Нумикон также успешно применяют при обучении детей школьного возраста. Он помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д.

Когда дети играют с деталями, сравнивают, подбирают соответствующие им числа, у них постепенно формируются не только зрительное и тактильное представление об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами. Таким образом, Нумикон дает возможность опираться при счете уже не на наглядность, а на представление о формах и числах.

Дидактические игры, которые я применяю в процессе        работы с пособием Нумикон

Задачи

Название игр

1

Научить детей сравнивать предметы по

форме, размеру, цвету

«Найди пару» «Найди такую же»

2

Практическое употребление

единственного и множественного числа существительных

«Один – много» -

3

Развивать умение узнавать предметы на

ощупь

«Чудесный мешочек»

4

Развивать зрительное внимание

«Что изменилось?» -«Чего не стало?» -

«Найди лишнее» «Найди спрятанную форму»

5

Научить узнавать предметы по

перечисленным признакам.

«Найди о чем расскажу» -

6

Закрепить цифры в пределах 5

закрепить цифры в пределах 10

«Что изменилось?» -«Назови цифру,

число» -

7

Развитие логического мышления,

внимания.

«Что лишнее?» -

8

Развивать зрительное внимание,

реакцию на визуальный сигнал.

«Не ошибись» -

9

Упражнять в счете в пределах 10.

«Не ошибись» -«Отсчитай столько же»

10

Упражнять в порядковом счѐте

«Что за чем?»

11

Упражнять в ориентировке в пространстве, использовать слова:

«над», «перед», «под».

«Что, где?»        «Найди свое место»

12

Согласование количественных

числительных с существительными и прилагательными.

«Сосчитай» -

13

Умение находить предыдущее и

последующее число

«Назови соседей»-

14

Учить детей правильно использовать

знаки :< >»

«Поставь правильно знак»

15

Учить соотносить форму с количеством

предметов

«Подбери нужную форму»

16

Учить чередовать штырьки по цвету в

очерѐдности заданной педагогом

«Построй дорожку»

17

Учить детей сравнивать две группы

предметов. Понятия «равно»; «< >»

«Накорми белочек» «Рассади птенцов по

гнѐздам»

18

Упражнять в порядковом счѐте-

понятие: между

«В каком вагончике сидит зайка?»»

Дополнительные пособия, которые я использую        в процессе работы с пособием НумиконC:\Users\ADMIN\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190122_121647.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НУМИКОН

НУМИКОН - это программа и набор наглядного материала, разработанный в Англиии в 1996 - 1998 г.,, для детей испытывающих трудности при изучении математики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОГРАММЫ «НУМИКОН» ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье  представлен инновационный метод программы «Нумикон» для обучения математическим навыкам детей с синдромом Дауна, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные ...

«Инновационная методика «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога»

laquo;Нумикон» - это методика обучения ребенка математическим навыкам, которая задействует сразу несколько органов чувств (мультисенсорный метод)....

Описание книги деятельности с методикой "Нумикон"

Книга деятельности "Нумикон"Подход Numicon разработан, чтобы помочь вашему ребенку увидеть связи между числами....

Применение методики «Нумикон» для обучения счету

В дошкольном детстве развитие ребёнка строится на бесценном сенсорном (чувственном) опыте. Опыт предметно-практической игры, насыщенной богатством свойств и качеств предметов – фундаме...