«Инновационная методика «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Макеева Анастасия Евгеньевна

«Нумикон» - это методика обучения ребенка математическим навыкам, которая задействует сразу несколько органов чувств (мультисенсорный метод). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методика "Нумикон"50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационная методика «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога»

Макеева Анастасия Евгеньевна,

г. Мончегорск, МАДОУ №25, учитель-дефектолог.

Математическое развитие детей с нарушением зрения является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка с нарушением зрения «житейских» и «научных» понятий.

 Исследования ведущих психологов и тифлопедагогов (Л.В.Плаксиной, Л.В.Рудаковой и других) показывают наличие определенных трудностей в развитии математических представлений у детей с нарушением зрения. 

 Нарушение бинокулярного и стереоскопического зрения усложняет и затрудняет его практические действия, ориентацию в пространстве, овладение измерительными приемами. Усвоение таких понятий, как «больше - меньше», «толще - тоньше», «выше - ниже», «дальше - ближе», формируется у такого ребенка в сравнении с нормально видящим медленнее и имеет свои особенности.

Детям с ОВЗ, чтобы сформировать понятие о числе, необходимо представлять числа как можно большим количеством способов, задействовав разные каналы восприятия. Для этого необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата надо подключить и осязание, и слух, и кинестетический подход. Дети с ОВЗ, как правило, усваивают новые знания медленнее, поэтому с ними целесообразно продвигаться более мелкими шагами, например, разбивая одно задание на несколько частей. Следует создать поддерживающую среду, то есть сделать занятия как можно более интересными и приятными для ребенка и отмечать даже малейшие его успехи и достижения. Как известно, одним из основных принципов обучения математике на начальных этапах является наглядность. Когда ребенок ощущает, видит, щупает предмет, обучать математике его значительно легче.  На наш взгляд, пособие «Нумикон» обладает всеми базовыми позициями, необходимыми для качественного обучения основам математики, сенсорного восприятия, развития мелкой моторики детей с ОВЗ.

«Нумикон» - это методика обучения ребенка математическим навыкам, которая задействует сразу несколько органов чувств (мультисенсорный метод). Он разработан в Англии для обучения дошкольников и применяется как средство обучения детей с различными формами ОВЗ арифметическому счету.  

«Нумикон» разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны. С деталями набора можно производить множество различных манипуляций – просто рассматривать их и играть с ними; выкладывать в ряд в определенном порядке; сравнивать, накладывая формы друг на друга; выполнять сложение, соединяя формы, соответствующие разным числам. Действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. Важно использовать в коррекционном  процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь. Все формы, соответствующие одному числу, окрашены одинаково (например, все формы, соответствующие числу 3, желтого цвета), чтобы детям было легче их запоминать и представлять в уме. В набор входят также разноцветные штырьки и панель, к которой можно прикреплять детали. Кроме того, имеется так называемый «волшебный мешочек» – в него помещают детали, чтобы распознавать их на ощупь. К набору прилагаются карты с заданиями.

 Хочу отметить, что «Нумикон» позволяет организовать работу одновременно с несколькими детьми, имеющими разный уровень развития. В то время как типично развивающиеся дети осуществляют счетные операции с формами, дети, имеющие трудности могут, например, наглядно сравнить формы, обвести их по контуру, можно предложить детям коллективное выполнение каких-либо заданий, где каждое задание будет соответствовать уровняю возможностей ребенка и т. д. Таким образом, организуется  коррекционно - образовательная деятельность в едином пространстве, с общим материалом, но с применением разноуровневых заданий, исходя из особенностей и потребностей ребенка.

 Имеющийся у меня опыт применения «Нумикона» по развитию элементарных математических представлений, позволил выделить ряд необходимых этапов работы с ним: остановимся поподробнее на каждом!

- этап ознакомления в игре: дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество отверстий, пока без их пересчета. («Собери бусы»,  «Назови цвет». «Составь картину». «Найди одинаковые формы и расположи как я»  «Головоломки»,  «Построй дорожки». «Закрой окошки по цвету». «Повтори дорожку».  «Узоры на доске». «Повтори узор». «Создайте узор и сравни с формой». «Вспомни образец»). 

- конструктивный этап предполагал осознание того, что каждое последующее число больше предыдущего на одно отверстие, т. е. на единицу. Распознавание закономерностей и последовательностей.( «Выложи формы от меньшей к большей», «Выложи формы по образцу». «Найди одинаковые формы». «Чего не хватает?». «Что изменилось?»).

- счетный этап: учатся произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, знакомство с цифрами,  обучение простому пересчёту отверстий в формах, соотносить форму и число (от1до5; от 1-10); формируют навыки счета и называния итогового числа. («Число и формы». «Посчитай».  «Какой по счёту?» «Посчитаем сколько». «Сравни цифру с фигурой». «Почувствуйте число». «Что изменилось?»).

- этап операций: Для дошкольников, которые успешно справлялись с заданиями 4-го этапа, только тогда вводится 5 этап. Я называю это «моделированием». Используем «Нумикон», как дополнительный наглядный материал при знакомстве со сложением, вычитанием, составлением и решением задач. («Номерная башня».  «Введение в факты сложения». «Состав числа». «Составление и решение задач»).

При организации занятий с «Нумикон» дети по-разному могут взаимодействовать с формами. Даже при наличии затруднений в освоении математических умений можно предложить прекрасные развивающие здания с ними: закапывать формы в песок, искать  на ощупь в «Волшебном мешочке» или в миске с крупой, играть с ними, закрывая глаза, сравнивать, подбирать к формам соответствующие цифры. Таким образом, формируются не только зрительные и тактильные представления об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. Дети начинают представлять формы «Нумикон» и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами. Таким образом, при устном счете «Нумикон» дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным.

Отдельным направлением работы с детьми с ОВЗ, которым сложно даются математические знания и навыки стало включение в коррекционно – образовательную работу графических заданий с использованием «Нумикона».  Для детей с ОВЗ графические задания являются одними из самых сложных, и им необходимо совершенствоваться в этом направлении. Графические задания с формами «Нумикона» я использовала такие: соединить и обвести по контуру одинаковые формы, соединить форму и ее контур, соединить формы, а с соответствующими им цифрами, сравнить две формы, обвести все формы, которые больше, чем образец. Подобные задания, косвенно влияя,  приближают детей к подлинному освоению математических умений.

Данная методика, в частности, позволяет формировать у детей с ОВЗ предпосылки для учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, которые будут способствовать успешному овладению учебной деятельностью в начальной школе, обеспечивая равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

В результате работы с пособие «Нумикон» можно говорить о положительных результатах.   Дети научились:

-выполнять задания по сортировке, сериации и классификации предметов, по величине (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, по цвету (основные и оттеночные цвета);

- выбирать заданный предмет по вербальной инструкции, содержащий два-три признака (размер, форма или цвет);

- самостоятельно называть два и более признака предметов, определять величину, форму и цвет паттерна;

- сравнивать объекты по качественным признакам;

- определять пространственное расположение штырьков относительно себя, на вертикальной и горизонтальной плоскости, на белой доске во всех направлениях;

- произносить числовую последовательность до 10;

- пересчитывать паттерны и подводить итог в пределах 10;

- соотносить числа и множества в пределах 5 (некоторые - в пределах 10);

- сравнивать множества по количеству элементов, используя приемы наложения и приложения.

Я считаю, что «Нумикон» является хорошим дополнением к традиционным методам работы по формированию математических представлений. Естественно, «Нумикон» не может быть единственным применяемым в работе по обучению математике пособием, однако, может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, разнообразив традиционные методы и материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"

Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной   программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы)

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы).Отличительной особенностью современного детского сада является создани...

Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога c детьми ЗПР (система EduPlay)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что ...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Нумикон в работе учителя-дефектолога ДОУ

Материал раскрывает особенности использования методики «Нумикон», как эффективного инструмента в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога ДОУ...