Описание к мастер-классу "Путешествие Точки и Линии..."
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие математического стиля мышления в искусстве у дошкольников
Организация: МКДОУ Д/С №8
Творчество и математика в такой же степени
есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта,
- совокупность идей, подобно совокупности красок и слов,
должна обладать внутренней гармонией.
Годфри Харди, английский математик
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Цель нашей встречи: Показать неразрывную связь математики и изобразительного искусства в красоте и гармонии окружающего мира.
Развитие современной науки и техники ставит новые задачи перед дошкольным образованием.
Владимир Путин в выступлении на форуме «Рабочая молодежь» отметил, что «Нашей обновляющейся экономике, которая выходит на новые рубежи, нужны новые кадры». По его словам, всего этого можно достичь при использовании инновационных технологий в обучении подрастающего поколения. Сегодня к педагогу применяются современные требования, которые отражены в стандарте.
Для построения образовательного процесса по ФГОС ДО педагог ориентируется на следующие принципы своей образовательной деятельности:
- Интеграции образовательных областей культуросообразного и полихудожественного образования
- Амплификации (обогащение среды различными видами деятельности, которые вызывают интерес у ребенка; разнообразные художественные материалы в разных видах художественного творчества; нетрадиционные техники рисования для выразительности образов; подлинные источники культуры и ценности искусства; накопление впечатлений о красоте окружающего мира; дополнительные образовательные программы
- Создания комфортных предметно-пространственных условий в соответствии с видами изобразительной деятельности, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Почему это актуально сегодня?
Показатели качества дошкольного образования в группе ДОУ на основе мониторинга развития детей: образовательные ориентиры, образовательная программа, содержание образовательной деятельности, образовательный процесс, условия, здоровье, безопасность и повседневный уход.
Качество образования – это соответствие норме, нормы – это стандарт.
Другими словами, мы должны заложить в детях основу человека, который будет полезен обществу и он будет в нем успешен.
Формирование 4 компетенций: коммуникативность, креативность, командность, критическое мышление помогают ребенку стать социально уверенным.
Поэтому мы решили, что такой технологией, которые развивают такие качества будет СТЕАМ.
Как вы думаете, что такое СТЕАМ?
С — естественные науки (ознакомление с окружающим миром и др.),
Т — технологии (алгоритм),
Е — моделирование (схемы, карты, маршруты),
А — искусство,
М — математика.
СТЕАМ позволяет педагогу интегрировать все образовательные области и выступает универсальным инструментом для достижения целевых ориентиров ФГОС ДО: самостоятельность, инициативность, активность, любознательность и др.
Образовательная модель СТЕАМ относится к тренду мирового образования, который подразумевает смешанную среду обучения и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни.
Скажете: «Зачем все это?».
Основы развития интеллекта у ребенка в возрасте от 4 до 7 лет формируют основу для его успешного развития в дальнейшей учебной деятельности.
Значит, формирование математического и естественнонаучного мышления связаны друг с другом.
В нашем случае, математическое мышление – это математические «законы красоты» в творении природы и предметного мира.
Мы рассматриваем математические понятия в искусстве как
- выразительные средства живописи;
- инструмент художника в запечатлении образов и красоты природы, окружающих нас предметов;
- А в целом, это творческие продукты живописца, архитектора, поэта, музыканта.
Коллеги, давайте подискутируем: где вы видите интеграцию математики в искусстве, в каком возрасте мы ее начинаем?
Основы математического мышления закладываются с младшего возраста и от возраста к возрасту усложняется и опирается на предыдущие знания через доступные виды деятельности, когда мы учим видеть их образ окружающего мира: через линию, форму, штрих.
- Начнем с формы. Форма есть единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта. Все творения окружающей нас природы можно построить из геометрических фигур. С помощью них можно рисовать разные рисунки и даже, писать портреты.
- Линия. Линия рассматривается педагогом как средство выразительности в изобразительном искусстве, как основа в рисовании. Линии мы учим рисовать с раннего возраста: рисуем дорожку, по которой катится колобок, дорогу, по которой едет машина и др. Линией можно нарисовать простой рисунок и трехмерное пространство. Она может делать из пространства глубину, показывать объём.
- Следующим понятием становится перспектива. Она как наука помогает правильно изображать предметы в пространстве.
- Симметрию и пропорцию мы начинаем использовать в портретном жанре. А для этого необходимо знать технологию соотношения частей тела относительно друг друга. В этом нам помогает математика: величина, размер, количество, ориентировка в пространстве, то есть знания всех разделов элементарных математических представлений.
- Для поддержания познавательного интереса можно рассказать о Золотом сечении через знакомство с картиной Леонардо да Винчи. Суть в том, что любая картина имеет определенные точки, привлекающие наше внимание, так называемые зрительные центры. Дети увидят, что изображение делится по горизонтали и вертикали. Знания о сечении может примениться в дальнейшем для обучения в художественных школах.
Подводя итог выше сказанному, мы можем сказать, что действительно математические понятия дают идеи для создания прекрасного, шедевров мирового искусства, а также обогащают и активизируют понятийно-смысловой художественно-эстетический словарь ребенка.
С введением ФГОС ДО образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается с позиций развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной деятельности детей, предполагает развитие предпосылок к творчеству.
Работая воспитателем в группе детей с ОВЗ, считаем, что данная технология поможет моим детям развить самостоятельность, инициативность, любознательность и коммуникативность.
Для этого в образовательном процессе с детьми мы применяем такие методы и приемы, которые делают моих детей успешными.
Методы работы:
Метод наблюдения за красотой окружающего мира.
Метод знакомства с иллюстрациями, книжной графики.
Метод демонстрации картин виртуального музей, репродукциями знаменитых художников.
Метод сенсорного обследования.
Метод практического действия, показа нетрадиционного рисования и др. способов.
Метод упражнений.
Метод стимулирования (интрига, неожиданность).
Метод мотивации.
Метод продуктивности (желания воспроизвести).
Метод использования схем, карт.
Метод игровой деятельности (игровые обучающие ситуации, опыты, исследования).
Приемы художественно-эстетического направления (прием как составная часть метода, его элемент, разовое действие)
Прием сотворчества в совместной деятельности как ценность совместного опыта (работа в команде) для обмена творческими идеями.
Прием творческого воображения:
- аналогия (на что похожи облачка?)
- ассоциация (лист дуба – елочка, лист клена – корона). Задания: дорисуй, чтобы превратить в предметы (из круга – мяч, часы и т.д., овала – осьминога, яйцо)
- акцентирование (разные сказочные дома, сказочные образы)
- типизация (рисуем смех, радость, грусть..)
Игровые методы и приемы:
Игры и упражнения на знакомство с формой, цветом, светом, линией, перспективным изображением, композицией.
Игры-опыты с линией, пятном, смешивания красок.
Обыгрывание эстетических предметов.
Ярмарка народных промыслов.
Помощь художнику в росписи изделия.
Посещение воображаемой мастерской Билибина, Чарушина и др.
Вопрос к детям. Инструкция. Объяснение.
Создание игровых ситуаций:
«Вспомни и назови предметы, похожие на следующие фигуры»
«Разложи ленты по ширине и длине»
«Из каких геометрических форм составлен рисунок?»
«Что перепутал художник»
«Расскажи про свой узор»
«Отгадай, кто где стоит»
«Орнамент. Придумай свой узор».
Рассмотрим формы работы, которые наиболее эффективны в работе с детьми:
Беседа искусствоведческая: о художественных материалах, о техниках рисования (рассказ о художнике Чарушине).
Экскурсии в музей для знакомства с творчеством и народными промыслами жителей города. Помогают в работе походы к зданию Управления ВНИИТФ, где проходят выставки художников нашего города. А здание кинотеатра Космос является инструментом, который показывает в реальных условиях линейную перспективу.
Создание минимузеев мировых художественных образов и различных жанров искусства: портретная живопись, натюрмортов.
А современной формой активизации ребенка, рекомендуемой ФГОС ДО, является коллекционирование: открытки различных тематик художественной направленности, с изображениями каслинского литья, урало-сибирской росписи, украшений из камней и т.д.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Один из целевых ориентиров ФГОС ДО - «Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства». В этом помогает музыка и взаимодействие с родителями, потому что они помогают их достигать, когда они так же водят детей на выставки, музеи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию для дальнейшей работы раздатки «Как происходит приобщение к изобразительному искусству?»
Для детей 3-4 лет:
Подведение детей к восприятию произведений искусства. Знакомство с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, свет, форма, движение), подведение к различению видов искусства через художественный образ.
Для детей 4-5 лет:
Побуждение узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах.
Закрепление умения различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).
Формирование умения выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
Знакомство с архитектурой. Формирование представлений о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания) – это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д.
Закрепление умения замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
Поощрение стремления детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
Для детей 5-6 лет:
Продолжение знакомства с архитектурой. Закрепление знаний о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры и др.
Знакомство с произведениями живописи: (Шишкин И., Левитан И., Серов В., Грабарь И., Кончаловский П. и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Знакомство с творчеством Художников-иллюстраторов детских книг (Васнецов Ю., Рачев Е., Чарушин Е., Билибин И. и др.).
Привлечение внимания детей к описанию сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках ), дворцов при чтении сказок.
Для детей 6-7 лет:
Продолжение знакомства с произведениями живописи: Шишкин И. «Утро в сосновом бору», Левитан «Весна», «Золотая осень», Саврасов А. «Грачи прилетели» и др.
Обогащение представлений о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, позы, движения и др.).
Знакомство со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, барабан (круглая часть под куполом).
Развитие умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрение стремления изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Рисование: Обращать внимание детей на отличие предметов по форме, величине, пропорциям частей.
Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги (стоять, лежать и др.).
Как вы думаете, теперь, когда мы знаем целевые ориентиры, что дает приобщение к искусству моим детям? Ребенку?
Ответы:
- Научатся общаться друг с другом с точки зрения красоты окружающего мира и математики, проявлять инициативу и самостоятельность в видении образов, овладеют способами художественной деятельности, смогут выбирать род занятий.
- Развито воображение.
- Контролирют свои движения (короткие, длинные линии).
- Умеют выражать свои эмоции.
- Научатся проявлять ответственность за начатое дело, любознательность (умение задавать вопросы)
- Знание произведений художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- достаточный познавательно-эмоциональный интерес к изобразительному искусству и рисованию;
- достаточно владеет художественными эталонами и интерпретирует их;
- хорошая любознательность к изобразительному и декоративному искусству;
- умело экспериментирует с художественными техниками рисования;
- осознанно применяет выразительные графические средства в рисунке (штриховка, тонировка, характер линий);
- говорит об искусстве на его «языке»;
- владеет художественными эталонами и выразительными средствами;
- достаточно яркие впечатления о красоте окружающего мира;
- созданная художественно-эстетическая среда и разнообразие художественных материалов в разных видах художественного творчества.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, занимаясь математикой и искусством с детьми дошкольного возраста, мы развиваем у них мышление математическими понятиями, умение видеть окружающий мир в геометрических конструкциях и формах, понимать «законы красоты» и совершенства изображаемых образов – т.е. особенности их построения, сравнивать увиденное в окружающем мире, анализировать характер искусства с точки зрения красоты: перспективы и композиции (художественного пространства), взаимоотношения по величине – пропорции и симметрии, применения выразительных средств живописи: линии, формы, цвета!
Мы надеемся, что в будущем наши дети станут изобретателями, новаторами и лидерами, проводить исследования, как ученые, моделировать, как технологи, создавать предметы на основе механизмов, как инженеры, созидать, как художники, аналитически мыслить, как математики, а сейчас они будут учиться, играя, и играть как дети.
Консультация для воспитателей МКДОУ Д/С №8
«Развитие математического стиля мышления в искусстве у дошкольников»
г. Коркино. 02.12.2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
План-конспектВоспитатель: Калмыкова Е. Н.Предмет: Познание (формирование элементарных математических представлений).Тема: Точка. Линия. Прямая и кривая линии.Цель: формирование представлений о геометр...
Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки.
Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки....
Конспект занятия в старшей группе на тему : Дума Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
Думаю, что этот конспект поможет воспитателям в подготовке к занятию. Он не требует большой подготовки. В то же время занятие получается интересным и красочным....
«Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».
занятие-путешествие...
ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация». Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия.
ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация». Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия....
Мастер класс по ИЗО "Точки и линии Яёи Кусама"
Мастер клас предназначен для воспитателей и педагогов ИЗО...
Мастер-класс на тему "Путешествие Точки и Линии из Страны Математики в Изобразительное искусство"
2022г я поменяла фамилию в связи с замужествот, теперь я -МЕЛЬНИКОВА В.А.Выступление на городском РМО....