Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Калмыкова Елена Николаевна

План-конспект

Воспитатель: Калмыкова Е. Н.

Предмет: Познание (формирование элементарных математических представлений).

Тема: Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах: точка, линия, прямая и кривая линии.

Задачи:

1) - познакомить детей с понятиями: геометрические фигуры, точка, линия, прямая и кривая линии;

2) - закреплять умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

3) - развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный- картинка с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами-точками, реки, дороги.

Раздаточный- несколько чистых листов бумаги, цветные карандаши, нитка, палочки, ленточки, полоски бумаги, линейка, немного гороха или пшена.

Ход занятия

  1. Формирование представлений о точке, линии, прямой линии.

а) на доске картинки:

- Что вы видите на картинке? (Птицы клюют зерна)

- На что похожи зерна? (ответы детей)

-Что нарисовано на второй картинке (Ночное небо)

-На что похожи звездочки? (ответы детей)

- Что нарисовано на третьей картинке (Цветущий луг)

- На что похожи цветы?

-Как вы думаете как можно нарисовать зерна, цветы, звезды?

- Верно, надо коснуться карандашом листа бумаги – получатся точки.

- Что еще в нашей окружающей жизни напоминает точки? (ответы детей)

б)- Сегодня в гости к нам пришла Точка – она из волшебной страны Геометрии. Она любит путешествовать и приглашает вас в путешествие. Для этого возьмите лист бумаги, карандаш и линейку. А еще надо уметь отгадывать загадки и рисовать. И так следуем вместе с нашей гостьей.

Воспитатель на доске, дети на листах бумаги.

- Покатилась точка сначала по узенькой… догадайтесь по чему:

Меня все топчут,

А я все лучше! (тропинка)

- катилась она по тропинке и привела ее тропинка к широкой…

Не живая, а идет.

Неподвижна, а ведет. (дорога)

- Эта дорога была ровная-ровная, прямая. Какой инструмент поможет нам нарисовать дорогу? (линейка)

- Дорога привела точку к…

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (река)

- Нужна ли нам линейка, что бы нарисовать берега реки? (нет, берега – кривые линии)

- А через речку нельзя перебраться. Что же делать?

Я над речкою лежу,

Оба берега держу.

Через речку лег,

Пробежать помог. (мост)

- с помощью каких линий мы нарисуем мост?

- Посмотрите на свои листочки, какие из этих линий кривые, прямые.

II. Физкультминутка. «Крот»

До темна трудился крот-

Рыл большой подземный ход.

До утра идет веселье

У крота на новоселье.

  1. Закрепление представлений о точках и линиях.

- Выложите на ковре с помощью веревки сначала прямую линию, затем кривую.

- Встаньте друг за другом как прямая линия, теперь изобразите кривую линию.

- Давайте поиграем в «Змейку». Какую линию нарисовала ваша змейка.

Молодцы отложите свои листочки в сторону и подвинте тетради.

  1. Работа в тетради.

1, стр. 34.

- Волшебный карандашик прислал вам письма-картины. Что вы видите на первой картине?

Ответы детей: точки.

-Что вы видите на 2-ой картине?

Ответы детей: кривая линия

- Что вы видите на 3-й картине?

Ответы детей: прямую линию

- Что помогло карандашу сделать такую прямую линию?

Ответы детей: линейка.

- Как вы думаете: котенок мешает или помогает бабушке?

Ответы детей: мешает бабушке.

- Какая получиться линия если нитку натянуть и отпустить?

Ответы детей: Если натянуть будет прямая, а отпустить кривая.

- Возьмите ниточки у себя в тарелочках и сделайте из них прямые и кривые линии.

2 стр. 34

В задании закрепляется умение различать прямые и кривые линии. Дети учатся пользоваться линейкой при вычерчивании прямых линий.

-Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

Ответы детей: воспользоваться линейкой.

- Обведите прямые линии красным карандашом. Что поможет нам провести прямые линии?

Ответы детей: линейка

- На каждой прямой линии отметьте по одной синей точки.

- Обведите все кривые линии синим карандашом. Нужна ли теперь линейка? Почему?

Ответы детей: линейка не нужна. Волной нарисуем кривую линию.

- На каждой кривой линии поставьте по одной красной точке.

3 стр. 34

В этом задании закрепляется умение вычерчивать кривые и прямые линии, пользоваться линейкой для проведения прямых линий.

- На каждом рисунке проведите через красную точку прямую линию. Какой помощник нужен вам?

Ответы детей: Линейка.

-Через синюю точку проведите кривую линию так.

V. Физкультминутка.

Дети становятся в кружок – изображают «точки». В центре круга – «ластик». Дети движутся по кругу с речевкой:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг ластик выбегает

И одну из них стирает.

«Ластик» подходит и осаливает одну из «точек».

Что тут делать?

Как тут быть?

Надо думать

И чертить.

«Точка» становиться «ластиком», а «ластик» становиться на место «точки»

VI. Повторение.

4 стр. 35

В задании закрепляется умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, развивается произвольное внимание, навыки самоконтроля.

- Посмотрите на картинки.

- Почему цифру 1 соединили с грушей, а цифру 2 – с грибами.

Ответы детей: Потому что груша одна, а грибочков два.

- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

Ответы детей: Все что по одному соединить с цифрой 1 и все что по два соединить с цифрой 2.

Выполняют самостоятельно.

5 стр. 35

В задании закрепляется смысл сложения и вычитания, умение соотносить действия с предметами и действия с числами. В зависимости от уровня подготовки детей его можно выполнять с разных формах: с комментированием, в форме соревнования, самостоятельно.

6 стр. 36

-Точка путешественница летит в самолете. Изобразите ее путь так, чтобы голубые облака были справа от самолета, а белые –слева.

- Что вам напоминают точки внизу страницы?

Ответы детей: зерна, звезды, горох, пшено.

- В каком порядке они идут?

Ответы детей: Одна точка, две точки.

- Из каких фигурок составлены фонарики?

Ответы детей: из треугольников.

-Дорисуйте точки и фонарики, продолжая закономерность.

VII. Итог занятия.

- На что похожи точки?

Ответы детей: точки похожи на звезды, горох, пшено.

- На что похожи кривые и прямые линии?

Ответы детей: На дорогу, на реку, на полоски.

- Как можно нарисовать точку?

Ответы детей: Надо только коснуться карандашом листа и получиться точка.

-С помощью чего можно нарисовать прямую линию?

Ответы детей: С помощью линейки.

VIII. Анализ занятия.

Занятие прошло хорошо. Дети хорошо усвоили что такое точка и линии, прямая и кривая, как можно нарисовать прямую линию и кривую. Активность в ответах детей была хорошая, но отвечали не все дети.

Трудности возникли с заданием №5 стр 35. Право и лево.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nochnoe_nebo.docx124.1 КБ
Файл doroga.docx83.99 КБ
Файл ptitsy_klyuyut_zerna.docx55.77 КБ
Microsoft Office document icon matematika_tochka_liniya_pryamaya_i_krivaya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

План-конспект

Воспитатель: Калмыкова Е. Н.

Предмет: Познание  (формирование элементарных математических представлений).

Тема: Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах: точка, линия, прямая и кривая линии.

Задачи: 

1) - познакомить детей с понятиями: геометрические фигуры, точка, линия, прямая и кривая линии;

2) - закреплять умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

3) - развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный- картинка с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами-точками, реки, дороги.

Раздаточный- несколько чистых листов бумаги, цветные карандаши, нитка, палочки, ленточки, полоски бумаги, линейка, немного гороха или пшена.

Ход занятия

  1. Формирование представлений о точке, линии, прямой линии.

а) на доске картинки:

- Что вы видите на картинке? (Птицы клюют зерна)

- На что похожи зерна? (ответы детей)

 -Что нарисовано на второй картинке (Ночное небо)

 -На что похожи звездочки? (ответы детей)

 - Что нарисовано на третьей картинке (Цветущий луг)

 - На что похожи цветы?

 -Как вы думаете как можно нарисовать зерна, цветы, звезды?

- Верно, надо коснуться карандашом листа бумаги – получатся точки.

- Что еще в нашей окружающей жизни напоминает точки? (ответы детей)

б)- Сегодня в гости к нам пришла Точка – она из волшебной страны Геометрии. Она любит путешествовать и приглашает вас в путешествие. Для этого возьмите лист бумаги, карандаш и линейку. А еще надо уметь отгадывать загадки и рисовать. И так следуем вместе с нашей гостьей.

Воспитатель на доске, дети на листах бумаги.

- Покатилась точка сначала по узенькой… догадайтесь по чему:

Меня все топчут,

А я  все лучше! (тропинка)

- катилась она по тропинке и привела ее тропинка к широкой…

Не живая, а идет.

Неподвижна, а ведет. (дорога)

- Эта дорога была ровная-ровная, прямая. Какой инструмент поможет нам нарисовать дорогу? (линейка)

- Дорога привела точку к…

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (река)

- Нужна ли нам линейка, что бы нарисовать берега реки? (нет, берега – кривые линии)

- А через речку нельзя перебраться. Что же делать?

Я над речкою лежу,

Оба берега держу.

Через речку лег,

Пробежать помог. (мост)

- с помощью каких линий мы нарисуем мост?

- Посмотрите на свои листочки, какие из этих линий кривые, прямые.

II. Физкультминутка. «Крот»

До темна трудился крот-

Рыл большой подземный ход.

До утра идет веселье

У крота на новоселье.

  1.  Закрепление представлений о точках и линиях.

- Выложите на ковре с помощью веревки сначала прямую линию, затем кривую.

- Встаньте  друг за другом как прямая линия, теперь изобразите кривую линию.

- Давайте поиграем в «Змейку». Какую линию нарисовала ваша змейка.

Молодцы отложите свои листочки в сторону и подвинте тетради.

  1. Работа в тетради.

№1, стр. 34.

- Волшебный карандашик прислал вам письма-картины. Что вы видите на первой картине?

Ответы детей: точки.

-Что вы видите на 2-ой картине?

Ответы детей: кривая линия

- Что вы видите на 3-й картине?

Ответы детей: прямую линию

- Что помогло карандашу сделать такую прямую линию?

Ответы детей: линейка.

- Как вы думаете: котенок мешает или помогает бабушке?

Ответы детей: мешает бабушке.

- Какая получиться линия если нитку натянуть и отпустить?

Ответы детей: Если натянуть будет прямая, а отпустить кривая.

- Возьмите ниточки у себя в тарелочках и сделайте из них прямые и кривые линии.

№2 стр. 34

В задании закрепляется умение различать прямые и кривые линии. Дети учатся пользоваться линейкой при вычерчивании прямых линий.

-Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

Ответы детей: воспользоваться линейкой.

- Обведите прямые линии красным карандашом. Что поможет нам провести прямые линии?

Ответы детей: линейка

- На каждой прямой линии отметьте по одной синей точки.

- Обведите все кривые линии синим карандашом. Нужна ли теперь линейка? Почему?

Ответы детей: линейка не нужна. Волной нарисуем кривую линию.

- На каждой кривой линии поставьте по одной красной точке.

№3 стр. 34

В этом задании закрепляется умение вычерчивать кривые и прямые линии, пользоваться линейкой для проведения прямых линий.

- На каждом рисунке проведите через красную точку прямую линию. Какой помощник нужен вам?

Ответы детей: Линейка.

-Через синюю точку проведите кривую линию так.

V. Физкультминутка.

Дети становятся в кружок – изображают «точки». В центре круга – «ластик». Дети движутся по кругу с речевкой:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг ластик выбегает

И одну из них стирает.

«Ластик» подходит и осаливает одну из  «точек».

Что тут делать?

Как тут быть?

Надо думать

И чертить.

«Точка» становиться «ластиком», а «ластик» становиться на место «точки»

VI. Повторение.

№4 стр. 35

В задании закрепляется умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, развивается произвольное внимание, навыки самоконтроля.

- Посмотрите на картинки.

- Почему цифру 1 соединили с грушей, а цифру 2 – с грибами.

Ответы детей: Потому что груша одна, а грибочков два.

- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

Ответы детей: Все что по одному соединить с цифрой  1 и все что по два соединить с цифрой 2.

Выполняют самостоятельно.

№5 стр. 35

В задании закрепляется смысл сложения и вычитания, умение соотносить действия с предметами и действия с числами. В зависимости от уровня подготовки детей его можно выполнять с разных формах: с комментированием, в форме соревнования, самостоятельно.

№6 стр. 36

-Точка путешественница летит в самолете. Изобразите ее путь так, чтобы голубые облака были справа от самолета, а белые –слева.

- Что вам напоминают точки внизу страницы?

Ответы детей: зерна, звезды, горох, пшено.

- В каком порядке они идут?

Ответы детей: Одна точка, две точки.

- Из каких фигурок составлены фонарики?

Ответы детей: из треугольников.

-Дорисуйте точки и фонарики, продолжая закономерность.

VII. Итог занятия.

- На что похожи точки?

Ответы детей: точки похожи на звезды, горох, пшено.

- На что похожи кривые и прямые линии?

Ответы детей: На дорогу, на реку, на полоски.

- Как можно нарисовать точку?

Ответы детей: Надо только коснуться карандашом листа и получиться точка.

-С помощью чего можно нарисовать прямую линию?

Ответы детей: С помощью линейки.

VIII. Анализ занятия.

Занятие прошло хорошо. Дети хорошо усвоили что такое точка и линии, прямая и кривая, как можно нарисовать прямую линию и кривую. Активность в ответах детей была хорошая, но отвечали не все дети.

Трудности возникли с заданием №5 стр 35. Право и лево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПО ФЭМП " ТОЧКА,ПРЯМАЯ И КРИВАЯ ЛИНИЯ"

Возрастная группа: старшая, 5-6 летТема: «Зима»Тема НОД: «Снеговик», художественно-эстетическое развитие.Цель: закрепить приёмы: раскатывания, отрывания, сплющивание; побуждать к д...

Конспект занятия в старшей группе на тему : Дума Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

Думаю, что этот конспект поможет воспитателям в подготовке к занятию. Он не требует большой подготовки. В то же время занятие получается интересным и красочным....

ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация». Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия.

ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация». Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия....

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии».

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»....

Точка. Линия. Прямая и кривая

Образовательная область познавательное развитиеЦель: формирование представлений о точке, линии, прямой и кривой линиях.Задачи:1)...

Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии.»

МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек"Город Смоленск 2022 год.Подготовила воспитатель: Титова Ольга Игоревна Цель: формирование представлений о геометрических фигурах...