Главные вкладки

    Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
    план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

    Калмыкова Елена Николаевна

    План-конспект

    Воспитатель: Калмыкова Е. Н.

    Предмет: Познание (формирование элементарных математических представлений).

    Тема: Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

    Цель: формирование представлений о геометрических фигурах: точка, линия, прямая и кривая линии.

    Задачи:

    1) - познакомить детей с понятиями: геометрические фигуры, точка, линия, прямая и кривая линии;

    2) - закреплять умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

    3) - развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный- картинка с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами-точками, реки, дороги.

    Раздаточный- несколько чистых листов бумаги, цветные карандаши, нитка, палочки, ленточки, полоски бумаги, линейка, немного гороха или пшена.

    Ход занятия

    1. Формирование представлений о точке, линии, прямой линии.

    а) на доске картинки:

    - Что вы видите на картинке? (Птицы клюют зерна)

    - На что похожи зерна? (ответы детей)

    -Что нарисовано на второй картинке (Ночное небо)

    -На что похожи звездочки? (ответы детей)

    - Что нарисовано на третьей картинке (Цветущий луг)

    - На что похожи цветы?

    -Как вы думаете как можно нарисовать зерна, цветы, звезды?

    - Верно, надо коснуться карандашом листа бумаги – получатся точки.

    - Что еще в нашей окружающей жизни напоминает точки? (ответы детей)

    б)- Сегодня в гости к нам пришла Точка – она из волшебной страны Геометрии. Она любит путешествовать и приглашает вас в путешествие. Для этого возьмите лист бумаги, карандаш и линейку. А еще надо уметь отгадывать загадки и рисовать. И так следуем вместе с нашей гостьей.

    Воспитатель на доске, дети на листах бумаги.

    - Покатилась точка сначала по узенькой… догадайтесь по чему:

    Меня все топчут,

    А я все лучше! (тропинка)

    - катилась она по тропинке и привела ее тропинка к широкой…

    Не живая, а идет.

    Неподвижна, а ведет. (дорога)

    - Эта дорога была ровная-ровная, прямая. Какой инструмент поможет нам нарисовать дорогу? (линейка)

    - Дорога привела точку к…

    Течет, течет – не вытечет.

    Бежит, бежит – не выбежит. (река)

    - Нужна ли нам линейка, что бы нарисовать берега реки? (нет, берега – кривые линии)

    - А через речку нельзя перебраться. Что же делать?

    Я над речкою лежу,

    Оба берега держу.

    Через речку лег,

    Пробежать помог. (мост)

    - с помощью каких линий мы нарисуем мост?

    - Посмотрите на свои листочки, какие из этих линий кривые, прямые.

    II. Физкультминутка. «Крот»

    До темна трудился крот-

    Рыл большой подземный ход.

    До утра идет веселье

    У крота на новоселье.

    1. Закрепление представлений о точках и линиях.

    - Выложите на ковре с помощью веревки сначала прямую линию, затем кривую.

    - Встаньте друг за другом как прямая линия, теперь изобразите кривую линию.

    - Давайте поиграем в «Змейку». Какую линию нарисовала ваша змейка.

    Молодцы отложите свои листочки в сторону и подвинте тетради.

    1. Работа в тетради.

    1, стр. 34.

    - Волшебный карандашик прислал вам письма-картины. Что вы видите на первой картине?

    Ответы детей: точки.

    -Что вы видите на 2-ой картине?

    Ответы детей: кривая линия

    - Что вы видите на 3-й картине?

    Ответы детей: прямую линию

    - Что помогло карандашу сделать такую прямую линию?

    Ответы детей: линейка.

    - Как вы думаете: котенок мешает или помогает бабушке?

    Ответы детей: мешает бабушке.

    - Какая получиться линия если нитку натянуть и отпустить?

    Ответы детей: Если натянуть будет прямая, а отпустить кривая.

    - Возьмите ниточки у себя в тарелочках и сделайте из них прямые и кривые линии.

    2 стр. 34

    В задании закрепляется умение различать прямые и кривые линии. Дети учатся пользоваться линейкой при вычерчивании прямых линий.

    -Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

    Ответы детей: воспользоваться линейкой.

    - Обведите прямые линии красным карандашом. Что поможет нам провести прямые линии?

    Ответы детей: линейка

    - На каждой прямой линии отметьте по одной синей точки.

    - Обведите все кривые линии синим карандашом. Нужна ли теперь линейка? Почему?

    Ответы детей: линейка не нужна. Волной нарисуем кривую линию.

    - На каждой кривой линии поставьте по одной красной точке.

    3 стр. 34

    В этом задании закрепляется умение вычерчивать кривые и прямые линии, пользоваться линейкой для проведения прямых линий.

    - На каждом рисунке проведите через красную точку прямую линию. Какой помощник нужен вам?

    Ответы детей: Линейка.

    -Через синюю точку проведите кривую линию так.

    V. Физкультминутка.

    Дети становятся в кружок – изображают «точки». В центре круга – «ластик». Дети движутся по кругу с речевкой:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Вышли точки погулять.

    Вдруг ластик выбегает

    И одну из них стирает.

    «Ластик» подходит и осаливает одну из «точек».

    Что тут делать?

    Как тут быть?

    Надо думать

    И чертить.

    «Точка» становиться «ластиком», а «ластик» становиться на место «точки»

    VI. Повторение.

    4 стр. 35

    В задании закрепляется умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, развивается произвольное внимание, навыки самоконтроля.

    - Посмотрите на картинки.

    - Почему цифру 1 соединили с грушей, а цифру 2 – с грибами.

    Ответы детей: Потому что груша одна, а грибочков два.

    - Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

    Ответы детей: Все что по одному соединить с цифрой 1 и все что по два соединить с цифрой 2.

    Выполняют самостоятельно.

    5 стр. 35

    В задании закрепляется смысл сложения и вычитания, умение соотносить действия с предметами и действия с числами. В зависимости от уровня подготовки детей его можно выполнять с разных формах: с комментированием, в форме соревнования, самостоятельно.

    6 стр. 36

    -Точка путешественница летит в самолете. Изобразите ее путь так, чтобы голубые облака были справа от самолета, а белые –слева.

    - Что вам напоминают точки внизу страницы?

    Ответы детей: зерна, звезды, горох, пшено.

    - В каком порядке они идут?

    Ответы детей: Одна точка, две точки.

    - Из каких фигурок составлены фонарики?

    Ответы детей: из треугольников.

    -Дорисуйте точки и фонарики, продолжая закономерность.

    VII. Итог занятия.

    - На что похожи точки?

    Ответы детей: точки похожи на звезды, горох, пшено.

    - На что похожи кривые и прямые линии?

    Ответы детей: На дорогу, на реку, на полоски.

    - Как можно нарисовать точку?

    Ответы детей: Надо только коснуться карандашом листа и получиться точка.

    -С помощью чего можно нарисовать прямую линию?

    Ответы детей: С помощью линейки.

    VIII. Анализ занятия.

    Занятие прошло хорошо. Дети хорошо усвоили что такое точка и линии, прямая и кривая, как можно нарисовать прямую линию и кривую. Активность в ответах детей была хорошая, но отвечали не все дети.

    Трудности возникли с заданием №5 стр 35. Право и лево.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nochnoe_nebo.docx124.1 КБ
    Файл doroga.docx83.99 КБ
    Файл ptitsy_klyuyut_zerna.docx55.77 КБ
    Microsoft Office document icon matematika_tochka_liniya_pryamaya_i_krivaya.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    План-конспект

    Воспитатель: Калмыкова Е. Н.

    Предмет: Познание  (формирование элементарных математических представлений).

    Тема: Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

    Цель: формирование представлений о геометрических фигурах: точка, линия, прямая и кривая линии.

    Задачи: 

    1) - познакомить детей с понятиями: геометрические фигуры, точка, линия, прямая и кривая линии;

    2) - закреплять умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

    3) - развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный- картинка с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами-точками, реки, дороги.

    Раздаточный- несколько чистых листов бумаги, цветные карандаши, нитка, палочки, ленточки, полоски бумаги, линейка, немного гороха или пшена.

    Ход занятия

    1. Формирование представлений о точке, линии, прямой линии.

    а) на доске картинки:

    - Что вы видите на картинке? (Птицы клюют зерна)

    - На что похожи зерна? (ответы детей)

     -Что нарисовано на второй картинке (Ночное небо)

     -На что похожи звездочки? (ответы детей)

     - Что нарисовано на третьей картинке (Цветущий луг)

     - На что похожи цветы?

     -Как вы думаете как можно нарисовать зерна, цветы, звезды?

    - Верно, надо коснуться карандашом листа бумаги – получатся точки.

    - Что еще в нашей окружающей жизни напоминает точки? (ответы детей)

    б)- Сегодня в гости к нам пришла Точка – она из волшебной страны Геометрии. Она любит путешествовать и приглашает вас в путешествие. Для этого возьмите лист бумаги, карандаш и линейку. А еще надо уметь отгадывать загадки и рисовать. И так следуем вместе с нашей гостьей.

    Воспитатель на доске, дети на листах бумаги.

    - Покатилась точка сначала по узенькой… догадайтесь по чему:

    Меня все топчут,

    А я  все лучше! (тропинка)

    - катилась она по тропинке и привела ее тропинка к широкой…

    Не живая, а идет.

    Неподвижна, а ведет. (дорога)

    - Эта дорога была ровная-ровная, прямая. Какой инструмент поможет нам нарисовать дорогу? (линейка)

    - Дорога привела точку к…

    Течет, течет – не вытечет.

    Бежит, бежит – не выбежит. (река)

    - Нужна ли нам линейка, что бы нарисовать берега реки? (нет, берега – кривые линии)

    - А через речку нельзя перебраться. Что же делать?

    Я над речкою лежу,

    Оба берега держу.

    Через речку лег,

    Пробежать помог. (мост)

    - с помощью каких линий мы нарисуем мост?

    - Посмотрите на свои листочки, какие из этих линий кривые, прямые.

    II. Физкультминутка. «Крот»

    До темна трудился крот-

    Рыл большой подземный ход.

    До утра идет веселье

    У крота на новоселье.

    1.  Закрепление представлений о точках и линиях.

    - Выложите на ковре с помощью веревки сначала прямую линию, затем кривую.

    - Встаньте  друг за другом как прямая линия, теперь изобразите кривую линию.

    - Давайте поиграем в «Змейку». Какую линию нарисовала ваша змейка.

    Молодцы отложите свои листочки в сторону и подвинте тетради.

    1. Работа в тетради.

    №1, стр. 34.

    - Волшебный карандашик прислал вам письма-картины. Что вы видите на первой картине?

    Ответы детей: точки.

    -Что вы видите на 2-ой картине?

    Ответы детей: кривая линия

    - Что вы видите на 3-й картине?

    Ответы детей: прямую линию

    - Что помогло карандашу сделать такую прямую линию?

    Ответы детей: линейка.

    - Как вы думаете: котенок мешает или помогает бабушке?

    Ответы детей: мешает бабушке.

    - Какая получиться линия если нитку натянуть и отпустить?

    Ответы детей: Если натянуть будет прямая, а отпустить кривая.

    - Возьмите ниточки у себя в тарелочках и сделайте из них прямые и кривые линии.

    №2 стр. 34

    В задании закрепляется умение различать прямые и кривые линии. Дети учатся пользоваться линейкой при вычерчивании прямых линий.

    -Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

    Ответы детей: воспользоваться линейкой.

    - Обведите прямые линии красным карандашом. Что поможет нам провести прямые линии?

    Ответы детей: линейка

    - На каждой прямой линии отметьте по одной синей точки.

    - Обведите все кривые линии синим карандашом. Нужна ли теперь линейка? Почему?

    Ответы детей: линейка не нужна. Волной нарисуем кривую линию.

    - На каждой кривой линии поставьте по одной красной точке.

    №3 стр. 34

    В этом задании закрепляется умение вычерчивать кривые и прямые линии, пользоваться линейкой для проведения прямых линий.

    - На каждом рисунке проведите через красную точку прямую линию. Какой помощник нужен вам?

    Ответы детей: Линейка.

    -Через синюю точку проведите кривую линию так.

    V. Физкультминутка.

    Дети становятся в кружок – изображают «точки». В центре круга – «ластик». Дети движутся по кругу с речевкой:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Вышли точки погулять.

    Вдруг ластик выбегает

    И одну из них стирает.

    «Ластик» подходит и осаливает одну из  «точек».

    Что тут делать?

    Как тут быть?

    Надо думать

    И чертить.

    «Точка» становиться «ластиком», а «ластик» становиться на место «точки»

    VI. Повторение.

    №4 стр. 35

    В задании закрепляется умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, развивается произвольное внимание, навыки самоконтроля.

    - Посмотрите на картинки.

    - Почему цифру 1 соединили с грушей, а цифру 2 – с грибами.

    Ответы детей: Потому что груша одна, а грибочков два.

    - Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

    Ответы детей: Все что по одному соединить с цифрой  1 и все что по два соединить с цифрой 2.

    Выполняют самостоятельно.

    №5 стр. 35

    В задании закрепляется смысл сложения и вычитания, умение соотносить действия с предметами и действия с числами. В зависимости от уровня подготовки детей его можно выполнять с разных формах: с комментированием, в форме соревнования, самостоятельно.

    №6 стр. 36

    -Точка путешественница летит в самолете. Изобразите ее путь так, чтобы голубые облака были справа от самолета, а белые –слева.

    - Что вам напоминают точки внизу страницы?

    Ответы детей: зерна, звезды, горох, пшено.

    - В каком порядке они идут?

    Ответы детей: Одна точка, две точки.

    - Из каких фигурок составлены фонарики?

    Ответы детей: из треугольников.

    -Дорисуйте точки и фонарики, продолжая закономерность.

    VII. Итог занятия.

    - На что похожи точки?

    Ответы детей: точки похожи на звезды, горох, пшено.

    - На что похожи кривые и прямые линии?

    Ответы детей: На дорогу, на реку, на полоски.

    - Как можно нарисовать точку?

    Ответы детей: Надо только коснуться карандашом листа и получиться точка.

    -С помощью чего можно нарисовать прямую линию?

    Ответы детей: С помощью линейки.

    VIII. Анализ занятия.

    Занятие прошло хорошо. Дети хорошо усвоили что такое точка и линии, прямая и кривая, как можно нарисовать прямую линию и кривую. Активность в ответах детей была хорошая, но отвечали не все дети.

    Трудности возникли с заданием №5 стр 35. Право и лево.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Линия в природе и линия в музыке»

    Занятие направлено на развитие способности находить общее в музыке и природе, трансформировать впечатления реального мира. Творчество проявляется в певческой и музыкально- двигательной деятельности. Д...

    Сценарий активизированного общения с использованием лоскутного конструктора "Точки, линии, прямые"

    Задачи:Обучающие:Знакомство с понятиями «прямая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия»;Формирование навыков проведения прямых линий через две точки;Закрепление навыков устного счета.Развиваю...

    НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Линия: прямая, кривая, ломанная»

    Цель: эффективность методов мотивации в развитии элементарных математических способностей.Задачи:Знакомство с разнообразием линий, с понятиями: «прямая линия», «ломаная линия», «кривая линия»;Закрепит...

    КОНСПЕКТ ПО ФЭМП " ТОЧКА,ПРЯМАЯ И КРИВАЯ ЛИНИЯ"

    Возрастная группа: старшая, 5-6 летТема: «Зима»Тема НОД: «Снеговик», художественно-эстетическое развитие.Цель: закрепить приёмы: раскатывания, отрывания, сплющивание; побуждать к д...

    Консультация для родителей "ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ, ВЫШЛА РОЖИЦА КРИВАЯ..."

    Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут - картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неу...

    Презентация. ФЭМП в подготовительной группе. Тема "Точка, прямая, отрезок, луч, кривая, ломаная"

    Некоторые математические понятия объяснить сложно. Эту презентацию я сделала, чтобы облегчить понимание детьми понятий точка, прямая, луч, отрезок, кривая, ломаная. Некоторые интерактивные  ситуа...

    Конспект совместной образовательной деятельности по математике «Прямые и кривые линии» по программе «Предшкола нового поколения»

    Конспект совместной образовательной деятельности по математике«Прямые и кривые линии» по программе «Предшкола нового поколения»             ...