ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация». Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ковалева Тамара Владимировна

ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация».

 

Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №12»

НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием технологии «Ситуация».

Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линия.

Провела: воспитатель

Высшей квалификационной категории

Ковалева Тамара Владимировна

Череповец, 2018г .

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

 «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Цель:

  1. сформировать представление о точке, прямой и кривой линиях, о том, что через одну точку можно провести сколько угодно прямых линий, а через две точки - только одну прямую и сколько угодно кривых линий;
  2. тренировать умение чертить прямые и кривые линии, пользоваться линейкой;
  3. сформировать опыт работы в группе (команде), выполнять действия по алгоритму.

Задачи:

1)Мотивировать детей в познавательную деятельность;

2)Актуализировать способ ориентации по элементарному плану;

3)создать мотивационную ситуацию для формирования представления о точке  и линии;

4)сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения, понимать его причины, опыт целеполагания;

5)закрепить способ преодоления затруднения «если чего-то  не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу»

Материалы к занятию

Демонстрационный: 1)рисунок к заданию; 2)географическая карта;

3)образцы выполнения задания; 4)картинки к заданию;

5)карточки с числами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 по 2штуки ( в зависимости сколько детей в группе).

Раздаточный: простой карандаш, цветные карандаши, линейки, листы с заданием, чистые листы.

Методы и приемы:

- практические:

- наглядные:

- словесные:

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей около себя.

-Как вы думаете, можно ли маленьким детям куда-либо уходить одним? - Почему вы считаете, что этого делать нельзя?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает о Мишутке, который жил на краю леса вместе с папой и мамой. Каждое утро родители отправлялись по делам ,а Мишутке строго настрого запрещали уходить далеко от дома, чтоб он не заблудился. Как- то раз Мишутка услышал от болтливой сороки, что на болоте растет вкусная ягода клюква, и решил, пока родителей нет дома, сходить за ягодой и принести ее к обеду.

-Как вы думаете, правильно ли решил поступить Мишутка?

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за Мишуткой, и в случае чего оказать ему помощь

-Хотите? Дети подходят к доске, на которой расположен рисунок. Воспитатель обращает внимание на то, что от дома до озера далеко. Увидела болтливая сорока,  что Мишутка один идёт, и спрашивает: - Куда идёшь, малыш?-За вкусной ягодой к дальнему болоту - ответил Мишутка.

-А дорогу ты знаешь? снова спрашивает сорока. Не знает дороги Мишутка. Пожалела его сорока и говорит:

-Я полечу, а ты иди за мной, да запоминай дорогу! Обратно одному прийти придется, у меня дела в соседнем лесу. И запомни: идти обратно можно только той же дорогой, если пойдешь другим путем - жди неприятностей. Мишутка просит детей помочь ему запомнить дорогу до болота.-Хотите ему помочь? – Сможете это сделать?

-Что нужно для того, чтобы запомнить дорогу? Ответы детей (надо внимательно смотреть, мимо чего идешь, в каком месте в какую сторону поворачиваешь.)

Воспитатель проводит указкой кривую линию от домика до болота и просит детей повторить этот путь, но в обратную сторону. Как правило, дети не могут этого сделать.

- Смогли ли вы с Мишуткой запомнить эту дорогу? (нет.)

- Почему не смогли? (Потому что в лесу нет ни дорог, ни тропинок, а а вокруг много похожих деревьев, и мы не знаем как в этом лесу запомнить дорогу.)

- Значит, что нам надо сейчас узнать? (Нужно узнать способ, который поможет найти обратную дорогу к дому.)

- Как можно узнать? ( Можно посмотреть в книге, можно придумать самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.) Воспитатель предлагает такой способ придумать детям самостоятельно. Выслушиваются все предложения детей. Если дети не предложат решения, можно вспомнить сказку «Мальчик-с-пальчик». - Что делал герой сказки для того, чтоб найти обратную дорогу домой? (Бросал на дорогу камешки.) - Какого размера были эти камешки? (Они были очень маленькими, ведь Мальчик-с-пальчик положил их в карман, чтоб никто не заметил.)  

Дети садятся за столы,  на которых находятся листы с заданием:-Как вы изобразите очень маленькие камешки? Совместно с воспитателем дети приходят к выводу о том, что камешки они будут изображать точками.- Как вы будите рисовать точку? Уточняется, что точка рисуется концом карандаша или фломастера, которым дотрагиваются до бумаги.- Как вы думаете, камешки надо близко бросать близко друг от друга или далеко? - Почему вы думаете, что близко? Дети самостоятельно рисуют точки.- Что вы сейчас нарисовали? Как правило, дети отвечают, что точки. Воспитатель берет один из рисунков детей, и относит подальше.- Что изобразил Саша на рисунке? (Дорожку) Воспитатель уточняет, что Саша изобразил дорожку точками. Он поставил точки так близко, что они слились в одну линию. Воспитатель делает вывод: линия получается из множества точек, которые стоят рядом друг с другом. -Как вы думаете, как по-другому можно нарисовать линию? После ответов детей, воспитатель уточняет, что линию можно изобразить карандашом или ручкой, проводя ими  по бумаге. Дети проводят линию, соединяя между собой нарисованные точки. Воспитатель на рисунке, расположенном на доске, проводит линию прямую дорогу от домика до болота.

- Чем этот рисунок отличается от тех, которые сделаны вами? Ответы детей: дорожки - прямая и кривая. Воспитатель делает вывод: Что линии могут быть кривыми и прямыми. Мишутка благодарит детей. Теперь благодаря им он найдет обратную дорогу домой. Воспитатель просит детей подойти к себе и рассказывает, что когда Мишутка пришел домой, он сел рисовать для мамы картину (воспитатель показывает картину). А когда нарисовал, задумался: «Сколько прямых и кривых линий я нарисовал на картине?» Не знает он  и просит детей помочь ему. Для того чтобы ответить Мишутке на вопрос, воспитатель предлагает разбиться на две команды. 1 Дети подходят к столу и выбирают карточки с числами, которые лежат надписью вниз 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Каждый ребенок берет по одной карточке. Воспитатель предлагает разбиться детям на две команды так, чтобы не было одинаковых чисел. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее. Детям предоставляется самостоятельность. Дети подходят командами к картине: одна команда должна называть прямые линии, а другая кривые, которые они видят на рисунке. Например, берега реки - это кривые линии, шоссе нарисовано прямыми линиями и т.д. Ответы команды дают по очереди. За каждый правильный ответ команда получает очко, которое фиксируется на доске с помощью магнитов. Воспитатель задает вопрос: - Сколько прямых (кривых) линий?; Каких линий больше? Мишутка благодарит детей. Воспитатель собирает детей около карты и рассказывает, что Мишутке понравилась очень эта «картина». Дети отвечают, что это не картина, а обычная карта. Воспитатель обобщает: это во много раз уменьшенная модель нашей Земли.

-Где же тут реки, озера? Горы? Города?- спрашивает Мишутка. Дети показывают названные на карте названные объекты.

- Почему большие города на карте обозначены точками? Потому что на карте уменьшено все в огромное число раз. Например, река Волга очень большая, и имеет очень большую ширину. А как Волга отмечена на карте? (Показываю на карте реку.) Она обозначена на карте с помощью кривой линии. Предлагаю показать на карте другие реки. Дети на карте находят другие реки и показывают, еще раз проговаривая: что реки на карте изображены кривыми линиями, а города точками.

Предлагаю детям пройти сесть за столы, на которых находятся изготовленные заранее листы. Рассказываю детям, что в одном городе возникла необходимость в прямой дороге, которая пройдет через весь город. – С чего начинается строительство дороги? Выслушиваются все ответы детей, после чего подводится итог: сначала дорогу надо нарисовать на плане. Предлагаю рассмотреть первую картинку - Сколько городов изображено на первой картинке? (Один). С помощью чего можно провести прямую? ( С помощью линейки.)

- Как вы будите чертить по линейке? Вместе с воспитателем дети проговаривают алгоритм: «Совмещаем линейку с точкой, прижимаем линейку плотно к бумаге, проводим карандашом прямую по линейке». При этом я проделываю это на доске: рисую горизонтальную прямую. - Как вы нарисуете дорогу, если ехать надо в другом направлении? Воспитатель показывает направление сверху вниз, наискосок. Дети самостоятельно проводят линии. Сколько линий можно провести через одну  точку? Много, сколько угодно. - Сколько городов обозначено на втором рисунке? (два).- Сколько дорог (прямых линий) можно провести между двумя городами, то есть через две точки? Как правило, дети говорят – много.- Как вы будите проводить линию по линейке? Дети должны вместе с воспитателем проговорить алгоритм, а затем выполняют работу. - Сколько можно провести прямых линий через две точки? Только одну. Воспитатель рассказывает детям, что они только что были чертежниками и подготовили хорошие чертежи для строительства дорог.                                                                Осмысление (итог) занятия. Сформировать первичный опят осмысления собственной деятельности, фиксирования достижения запланированного результата и условий которые позволили его достичь.- Кому вы сегодня помогли? Что полезного сделали? Какие знания дали вам возможность вывести мишутку из леса, построить дороги, проложить тропинки? На занятиях по ИЗО, на прогулке закрепить с детьми прямые и кривые линии, показать эти линии в окружающей обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием развивающих компьютерных технологий.

Выявить у детей умение применять в специально созданных условиях знания, полученные на занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений....

План по самообразованию 2019-2020 «Формирование элементарных математических представлений в средней группе с использованием иновационных технологий»

Цель: Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей. Совершенствовать умения и навыки воспитанников....

НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с использованием приемов оригами .

Число 12, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием....