Методическая разработка «Космос» для детей дошкольного возраста с 5-6 лет (ФЭМП)
методическая разработка по математике (старшая группа)

 

Методическая разработка

«Космос»

для детей дошкольного возраста с 5-6 лет

 (ФЭМП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 Составитель:

                                                                                           воспитатель

 Лавринович О.С.

 

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

• Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти.

• Объединение частей в целое множество.

• Установление зависимости между множеством и его частью.

• Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения.

• Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть»).

• Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию компонентов.

• Совершенствование навыков ориентировки на плоскости, умения определять величину объёмных геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке.

Развивающие задачи:

• Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики.

Воспитательные задачи:

• Воспитание активности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за вечерним небом, звёздами, знакомство с космическими объектами.

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование иллюстраций, мультимедийного оборудования).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Словарные слова: ракето - носитель, космос, созвездия, конструктор.

Оборудование:  мольберт, контейнеры с геометрическими фигурами по числу детей, карточки с картинками и цифрами для игры в математическое домино, плоскостные изображения ракет по числу детей, набор фломастеров, рабочие тетради по числу детей, цветные карандаши, манеж с мячами разных размеров.

Демонстрационный материал: схема космического корабля.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, тетради, карандаши.

Интеграция областей:

Физическая культура – физминутка «Ракета», пальчиковая гимнастика «Космонавт», социализация – игра «Конструкторы», коммуникация – беседа «О планетах и звёздах», художественное творчество – рисование звёздного неба.

                                                  Ход

1. Организационный момент. Упражнение «Большая Медведица».

Воспитатель. Ребята , а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель. Наше сегодняшнее путешествие в страну Математики посвящено космосу, звёздам и планетам . На каком транспорте мы можем попасть в таинственный космос?

Дети: На ракете, звездолёте, космическом корабле.

Воспитатель. Так давайте построим свой звездолёт.

Дети: Мы построим, мы построим,

Самый лучший звездолёт.

Всё проверим, всё устроим

И отправимся в полёт.

 Та- та- та не страшна нам высота

Ете- ете -ете полетим в ракете,

Ты- ты- ты  всё нам видно с высоты

( Дети берутся за руки, закрывают глаза)

Воспитатель. Открывайте глазки. Мы прилетели. (Слайд 1)

 Я просила вас вместе с родителями понаблюдать за вечерним небом. Что вы увидели на нём?

Дети. Звёзды.

Воспитатель. А сколько их, вы смогли посчитать?

Дети. Нет. Их много.

Воспитатель. Да, их много. Сосчитать звёзды невозможно, их бесчисленное множество, хотя с Земли невооружённым глазом мы видим всего три тысячи звёзд.

 Иногда мы с вами можем увидеть в небе, едва заметную светлую полосу. Что это? (Слайд 2.) (Иллюстрация «млечный путь»)

Дети. Это млечный путь. Его назвали так за молочный цвет. Он состоит из огромного количества звёзд. Они так далеко от Земли, что сливаются в одну полосу.

Воспитатель. Послушайте стихотворение о Млечном пути.

 Млечный Путь прорезал ночь,

Как лыжня в снегу точь-в-точь.

Он искрится и сверкает,

 А под утро в небе тает.

Воспитатель. Для того чтобы ориентироваться в звёздном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звёздам и объединили звёзды в созвездия. (Слайд 3). На этом слайде вы видите созвездие, которое люди назвали Большой Медведицей.

Воспитатель. Послушайте стихотворение об этом созвездии.

Большая Медведица бродит в ночи,

Зовёт медвежонка, ревёт и кричит.

Её медвежонок по небу плутал,

Подрос он и Малой Медведицей стал.

Воспитатель. Созвездие Большой Медведицы похоже на большой ковш, хотя на старинных картах звёздного неба люди вписывали это созвездие в изображение медведицы, потому что в него входят ещё многие звезды, менее яркие и заметные, чем звёзды, образующие ковш. Сколько звёзд образует сам ковш? Сосчитайте.

Дети. Сам ковш образуют четыре звезды.

Воспитатель. А сколько звёзд образует ручку ковша?

Дети. Ручку ковша образуют три звезды.

Воспитатель. Сравните количество звёзд, образующих сам ковш, и количество звёзд, образующих ручку ковша? Каких звёзд больше, а каких меньше?

Дети. Звёзд, образующих сам ковш, на одну звезду больше. Звёзд, образующих ручку ковша, на одну звезду меньше.

Воспитатель. Сколько всего звёзд образуют ковш с ручкой?

Дети. Всего семь звёзд образуют ковш с ручкой.

Воспитатель. Как получилось число «семь»?

Дети. Четыре звезды и три звезды вместе – это семь звёзд.

Воспитатель. Правильно.

 

2. Игра «Математическое домино» (спутники и космические корабли).

Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть»). (Работа  на коврографе)

Воспитатель. Сейчас каждый из вас возьмёт себе одну карточку. Пересчитайте, сколько спутников и космических кораблей у каждого из вас на карточках. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Поставьте карточку под соответствующую цифру. (Дети выполняют задание).

Воспитатель. Очень хорошо. Вы не допустили ошибок.

Воспитатель. Из каких чисел состоит число «пять»?

Дети. Число «пять» состоит из чисел 1 и 4, или 2 и 3, или 3 и 2, или 4 и 1.

Воспитатель. Из каких чисел состоит число «шесть»?

Дети. Число «шесть» состоит из чисел 1 и 5, или 2 и 4, или 3 и 3, или 4 и 2, или 5 и 1.

Воспитатель. Отлично! Это было очень трудное задание. Похлопайте себе.

 

3. Подвижное упражнение «Ракета».

 А  сейчас  мы  с  вами,  дети,              Дети маршируют по кругу.

 Улетаем  на  ракете

На  носки  приподнимись,                   Поднимаются на носки,

                                                                тянут  руки  вверх. Сомкнув их.

 А  потом  руки  вниз.                               Опускают руки.

 Раз,  два, потянись.                             Вновь тянутся вверх

Вот  летит  ракета  ввысь!                   Бегут по кругу на носочках.

 

4. Игра «Ракета».

(Приглашаю за столы)

Воспитатель. Я рассказывала вам, что космические ракеты-носители имеют несколько ступеней. Сейчас вы станете конструкторами и разделите вот эту ракету на четыре одинаковые по размеру ступени (части). Как вы это сделаете?

Дети. Мы сложим ракету пополам так, чтобы получились две одинаковые по размеру части, и фломастером проведём линию по сгибу. (Дети выполняют.)

Дети. Теперь мы перегнём каждую из половин ещё раз пополам, чтобы из каждой половины получились две одинаковые по размеру части, и опять проведём фломастером линии по сгибам. (Дети выполняют.)

Воспитатель. На сколько частей вы разделили ракету?

Дети. Мы разделили ракету на четыре одинаковые части.

Воспитатель. Какой частью ракеты является одна ступень?

 Дети. Одна ступень является четвёртой частью ракеты.

Воспитатель. Что больше – одна четвёртая часть ракеты или целая ракета?

Дети. Целая ракета больше, чем четвёртая её часть.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Вы – классные конструкторы.

 

5. Игра «Конструкторы космических кораблей».

(Работа с геоконтами.)

Воспитатель. Вы остаётесь конструкторами космических кораблей, и сейчас каждый из вас сконструирует свой космический корабль.

(Дети выполняют задание, а потом рассказывают, какие фигуры они использовали для создания изображения космического корабля.)

  

7. Работа в тетради. Упражнение «Раскрась звёзды».

Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

Воспитатель. В тёмном небе звёзды светят,

                        Космонавт летит в ракете. / В.Степанов/

Вот сколько звёзд сверкает в космосе! Раскрасьте звезду в левом верхнем углу картинки голубым карандашом. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Теперь  раскрасьте звезду внизу посередине жёлтым карандашом. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Звезду в правом нижнем углу раскрасьте в голубой цвет. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Звезду наверху посередине раскрасьте в жёлтый цвет. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Все остальные звёзды вы можете раскрасить так, как вам хочется. И ещё не забудьте раскрасить ракету.  (Дети выполняют задание. Оцениваю их работу, собираю тетради.)

 

8. Упражнение «Парад планет».

(Перед детьми манеж с мячами разных размеров.)

Воспитатель. (Слайд 5). Вокруг Солнца вращается девять планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути.

Хоровод планеты водят

В вышине, на небосводе.

Заключили Солнце в круг

И летят за другом друг.

Представьте, что перед нами не мячи, а планеты Солнечной системы. Разложите их по порядку, от самой большой до самой маленькой, и сосчитайте по порядку. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Правильно. Вы знаете, как называется самая большая планета Солнечной системы?

Дети. Да. Это Юпитер. Мы положили её первой.

Воспитатель. Вспомните название самой маленькой планеты.

Дети. Плутон - самая маленькая планета Солнечной системы. Мы положили его последним, девятым.

Воспитатель. Как называется вторая по величине планета Солнечной системы?

Дети. Сатурн – это вторая по величине планета Солнечной системы.

Воспитатель. А которая по счёту в этом ряду Земля?

Дети. Земля – пятая в этом ряду. Она примерно такая же по величине, как и Венера – шестая по величине планета Солнечной системы.

Воспитатель. Молодцы! Вы очень многое знаете о космосе и планетах. Я горжусь вами!

(Дети складывают мячи в манеж.)

 

9. Итог занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель. Расскажите о том, что вы сегодня интересного узнали. Что вас удивило? Что  понравилось?

(Делили ракету на ступени, определяли, сколько звёзд в созвездии Большой Медведицы.)

Воспитатель. А мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Спасибо вам.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Космос»

для детей дошкольного возраста с 5-6 лет

 (ФЭМП)

 

 

 

 

 Составитель:

                                                                                           воспитатель

 Лавринович О.С.

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

• Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти.

• Объединение частей в целое множество.

• Установление зависимости между множеством и его частью.

• Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения.

• Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть»).

• Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию компонентов.

• Совершенствование навыков ориентировки на плоскости, умения определять величину объёмных геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке.

Развивающие задачи:

• Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики.

Воспитательные задачи:

• Воспитание активности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за вечерним небом, звёздами, знакомство с космическими объектами.

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование иллюстраций, мультимедийного оборудования).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Словарные слова: ракето - носитель, космос, созвездия, конструктор.

Оборудование:  мольберт, контейнеры с геометрическими фигурами по числу детей, карточки с картинками и цифрами для игры в математическое домино, плоскостные изображения ракет по числу детей, набор фломастеров, рабочие тетради по числу детей, цветные карандаши, манеж с мячами разных размеров.

Демонстрационный материал: схема космического корабля.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, тетради, карандаши.

Интеграция областей:

Физическая культура – физминутка «Ракета», пальчиковая гимнастика «Космонавт», социализация – игра «Конструкторы», коммуникация – беседа «О планетах и звёздах», художественное творчество – рисование звёздного неба.

                                                  Ход

1. Организационный момент. Упражнение «Большая Медведица».

Воспитатель. Ребята , а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель. Наше сегодняшнее путешествие в страну Математики посвящено космосу, звёздам и планетам . На каком транспорте мы можем попасть в таинственный космос?

Дети: На ракете, звездолёте, космическом корабле.

Воспитатель. Так давайте построим свой звездолёт.

Дети: Мы построим, мы построим,

Самый лучший звездолёт.

Всё проверим, всё устроим

И отправимся в полёт.

 Та- та- та не страшна нам высота

Ете- ете -ете полетим в ракете,

Ты- ты- ты  всё нам видно с высоты

( Дети берутся за руки, закрывают глаза)

Воспитатель. Открывайте глазки. Мы прилетели. (Слайд 1)

 Я просила вас вместе с родителями понаблюдать за вечерним небом. Что вы увидели на нём?

Дети. Звёзды.

Воспитатель. А сколько их, вы смогли посчитать?

Дети. Нет. Их много.

Воспитатель. Да, их много. Сосчитать звёзды невозможно, их бесчисленное множество, хотя с Земли невооружённым глазом мы видим всего три тысячи звёзд.

 Иногда мы с вами можем увидеть в небе, едва заметную светлую полосу. Что это? (Слайд 2.) (Иллюстрация «млечный путь»)

Дети. Это млечный путь. Его назвали так за молочный цвет. Он состоит из огромного количества звёзд. Они так далеко от Земли, что сливаются в одну полосу.

Воспитатель. Послушайте стихотворение о Млечном пути.

 Млечный Путь прорезал ночь,

Как лыжня в снегу точь-в-точь.

Он искрится и сверкает,

 А под утро в небе тает.

Воспитатель. Для того чтобы ориентироваться в звёздном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звёздам и объединили звёзды в созвездия. (Слайд 3). На этом слайде вы видите созвездие, которое люди назвали Большой Медведицей.

Воспитатель. Послушайте стихотворение об этом созвездии.

Большая Медведица бродит в ночи,

Зовёт медвежонка, ревёт и кричит.

Её медвежонок по небу плутал,

Подрос он и Малой Медведицей стал.

Воспитатель. Созвездие Большой Медведицы похоже на большой ковш, хотя на старинных картах звёздного неба люди вписывали это созвездие в изображение медведицы, потому что в него входят ещё многие звезды, менее яркие и заметные, чем звёзды, образующие ковш. Сколько звёзд образует сам ковш? Сосчитайте.

Дети. Сам ковш образуют четыре звезды.

Воспитатель. А сколько звёзд образует ручку ковша?

Дети. Ручку ковша образуют три звезды.

Воспитатель. Сравните количество звёзд, образующих сам ковш, и количество звёзд, образующих ручку ковша? Каких звёзд больше, а каких меньше?

Дети. Звёзд, образующих сам ковш, на одну звезду больше. Звёзд, образующих ручку ковша, на одну звезду меньше.

Воспитатель. Сколько всего звёзд образуют ковш с ручкой?

Дети. Всего семь звёзд образуют ковш с ручкой.

Воспитатель. Как получилось число «семь»?

Дети. Четыре звезды и три звезды вместе – это семь звёзд.

Воспитатель. Правильно.

 

2. Игра «Математическое домино» (спутники и космические корабли).

Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть»). (Работа  на коврографе)

Воспитатель. Сейчас каждый из вас возьмёт себе одну карточку. Пересчитайте, сколько спутников и космических кораблей у каждого из вас на карточках. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Поставьте карточку под соответствующую цифру. (Дети выполняют задание).

Воспитатель. Очень хорошо. Вы не допустили ошибок.

Воспитатель. Из каких чисел состоит число «пять»?

Дети. Число «пять» состоит из чисел 1 и 4, или 2 и 3, или 3 и 2, или 4 и 1.

Воспитатель. Из каких чисел состоит число «шесть»?

Дети. Число «шесть» состоит из чисел 1 и 5, или 2 и 4, или 3 и 3, или 4 и 2, или 5 и 1.

Воспитатель. Отлично! Это было очень трудное задание. Похлопайте себе.

 

3. Подвижное упражнение «Ракета».

 А  сейчас  мы  с  вами,  дети,              Дети маршируют по кругу.

 Улетаем  на  ракете

На  носки  приподнимись,                   Поднимаются на носки,

                                                                тянут  руки  вверх. Сомкнув их.

 А  потом  руки  вниз.                               Опускают руки.

 Раз,  два, потянись.                             Вновь тянутся вверх

Вот  летит  ракета  ввысь!                   Бегут по кругу на носочках.

 

4. Игра «Ракета».

(Приглашаю за столы)

Воспитатель. Я рассказывала вам, что космические ракеты-носители имеют несколько ступеней. Сейчас вы станете конструкторами и разделите вот эту ракету на четыре одинаковые по размеру ступени (части). Как вы это сделаете?

Дети. Мы сложим ракету пополам так, чтобы получились две одинаковые по размеру части, и фломастером проведём линию по сгибу. (Дети выполняют.)

Дети. Теперь мы перегнём каждую из половин ещё раз пополам, чтобы из каждой половины получились две одинаковые по размеру части, и опять проведём фломастером линии по сгибам. (Дети выполняют.)

Воспитатель. На сколько частей вы разделили ракету?

Дети. Мы разделили ракету на четыре одинаковые части.

Воспитатель. Какой частью ракеты является одна ступень?

 Дети. Одна ступень является четвёртой частью ракеты.

Воспитатель. Что больше – одна четвёртая часть ракеты или целая ракета?

Дети. Целая ракета больше, чем четвёртая её часть.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Вы – классные конструкторы.

 

5. Игра «Конструкторы космических кораблей».

(Работа с геоконтами.)

Воспитатель. Вы остаётесь конструкторами космических кораблей, и сейчас каждый из вас сконструирует свой космический корабль.

(Дети выполняют задание, а потом рассказывают, какие фигуры они использовали для создания изображения космического корабля.)

  

7. Работа в тетради. Упражнение «Раскрась звёзды».

Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

Воспитатель. В тёмном небе звёзды светят,

                        Космонавт летит в ракете. / В.Степанов/

Вот сколько звёзд сверкает в космосе! Раскрасьте звезду в левом верхнем углу картинки голубым карандашом. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Теперь  раскрасьте звезду внизу посередине жёлтым карандашом. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Звезду в правом нижнем углу раскрасьте в голубой цвет. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Звезду наверху посередине раскрасьте в жёлтый цвет. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Все остальные звёзды вы можете раскрасить так, как вам хочется. И ещё не забудьте раскрасить ракету.  (Дети выполняют задание. Оцениваю их работу, собираю тетради.)

 

8. Упражнение «Парад планет».

(Перед детьми манеж с мячами разных размеров.)

Воспитатель. (Слайд 5). Вокруг Солнца вращается девять планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути.

Хоровод планеты водят

В вышине, на небосводе.

Заключили Солнце в круг

И летят за другом друг.

Представьте, что перед нами не мячи, а планеты Солнечной системы. Разложите их по порядку, от самой большой до самой маленькой, и сосчитайте по порядку. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Правильно. Вы знаете, как называется самая большая планета Солнечной системы?

Дети. Да. Это Юпитер. Мы положили её первой.

Воспитатель. Вспомните название самой маленькой планеты.

Дети. Плутон - самая маленькая планета Солнечной системы. Мы положили его последним, девятым.

Воспитатель. Как называется вторая по величине планета Солнечной системы?

Дети. Сатурн – это вторая по величине планета Солнечной системы.

Воспитатель. А которая по счёту в этом ряду Земля?

Дети. Земля – пятая в этом ряду. Она примерно такая же по величине, как и Венера – шестая по величине планета Солнечной системы.

Воспитатель. Молодцы! Вы очень многое знаете о космосе и планетах. Я горжусь вами!

(Дети складывают мячи в манеж.)

 

9. Итог занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель. Расскажите о том, что вы сегодня интересного узнали. Что вас удивило? Что  понравилось?

(Делили ракету на ступени, определяли, сколько звёзд в созвездии Большой Медведицы.)

Воспитатель. А мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Спасибо вам.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста на тему: "Радость и грусть"

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «РАДОСТЬ И ГРУСТЬ»   Цель: -   ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; оп...

Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Методическая разработка по обучению детей дошкольного возраста ФЭМП на материале счетных планшетов

В данной статье представлена методическая разработка  по формированию элементарных математических представлений на материале фетрового дидактического пособия Счетные планшеты....

Методическая разработка «Космос» для детей дошкольного возраста с 5-6 лет (ФЭМП)

Программное содержание:Образовательные задачи:• Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти.• Объединение частей в целое множество.• Установление зав...