Консультация "Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр"
консультация по математике

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_dlya_detey_st_doshkolnogo_vozrasta.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 36 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК

Тема выступления:

 «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр»

                                                             Выступила: Сафина Р.Р.                        

                                                       воспитатель первой категории

Нефтекамск 2023г

  Слайд №1

  Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии  с  ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу по педагогике, я  пришла  к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Слайд №2

 Работая по данной теме, я поставила  перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием занимательных  игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Слайд №3

Для достижения поставленной цели поставила  следующие задачи:

-развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста; расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП.

    - Формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;

-способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.)

-Формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;

-формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности

Слайд №4

Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей мы выстраиваем с учётом следующих принципов:

1. Доступность — соотнесение содержания учебного материала с уровнем развития детей.

2. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3. Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.                                                                                           4. Научность – сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность.

5. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

6. Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.

Слайд№5

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

 Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Слайд №6

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Хотелось бы раскрыть каждую группу игр подробнее.

Слайд №7

 Игры с цифрами и числами. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, мы знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10. Такие дидактические игры, как "Сколько?", «Найди ошибку», «Изучаем цифры и счет», «Живые числа»  учат детей свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Слайд №8

 Игра «Считай не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. Для подкрепления порядкового счета помогают игры со сказочными героями«Репка»«Заюшкина избушка» «Колобок».

Слайд № 9

 Игры путешествие во времени.

 В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с днями недели. Каждое утро мы с детьми определяем день недели, время суток, месяц, число и какая погода сегодня.

Слайд № 10

 В путешествии во времени можно использовать такие игры как: «Живая неделя»«Дни недели»«Круглый год»«Части суток», «Времена года»

Слайд № 11

Игры на ориентировку в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей«Отгадай, кто где стоит?»«Найди похожую»«Расскажи про свой узор» «Найди игрушку».

Слайд №12 

Благодаря этим играм, дети лучше справляются со всеми заданиями, употребляют в своей речи слова для обозначения положения предметов.

Слайд №13

Игры с геометрическими фигурами. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводятся игры«Лото»«Цвет и форма»«Ассоциации»«Подбери по форме»«Геометрические фигуры». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей.

Слайд №14

Также развивающая игра кубики Дьенеша использую для развития мышления, воображения. Для запоминания математических величин (длинный-короткий,  широкий-узкий, толстый –тонкий, высокий- низкий).

Также эти кубики помогают запоминать  цвет, форму, величину.

 Слайд №15

 Игры на логическое мышление. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей«Шахматы»«Найди лишний предмет», «Тико» .

Слайд №16

Дети нашей группы очень любят конструкторы и крупные и мелкие.  Во время игры они придумывают разные конструкции которые помогают развивать мышление и моторику рук.

 Слайд № 17

Дидактическую игру  «Палочки КЮИЗЕНЕРА» использую для запоминания состава числа. Разноцветные палочки разной длины и цвета без затруднения  помогают детям запоминать состав числа. Такие игры как «Лесенка», «Домики» развивают мышление, внимательность, моторику рук.

Слайд №18

 Занимательные математические вопросы, задачки шутки, ребусы - способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Слайд № 19

Игры пальчиками дают возможность в увлекательной для детей форме развивать математические представления. Они развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений.

Слайд №20

      Через подвижные игры тоже  развиваем математические способности. Дети в нашей группе  подвижные, с удовольствием играют  в подвижные игры . «День и ночь»(ориентировка во времени, части суток), «Совушка»(ориентировка во времени, в пространстве)

Слайд № 21

  Важную роль в нашей работе по обучению наших воспитанников по ФЭМП играет взаимодействие с родителями.

 Многие родители желают, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи. Совместно с родителями мы выпустили стенгазету «Игры по математике дома».

Слайд № 22

Использование различных дидактических игр, физкультминуток, пальчиковых игр в работе с детьми способствует лучшему усвоению программного материала по математике, повышает эффективность педагогического процесса. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игры  перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Слайд № 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей 4-5 лет»

  Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейше...

Консультация для родителей (законных представителей) «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей 6-7 лет».

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность ...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей 6-7 лет».

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения....