Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Огород. Овощи" (по Нищевой)
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Антропянская Александра Михайловна

Образовательные задачи. Формирование навыков количе­ственного и порядкового счета в пределах десяти с участием слу­хового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепление и речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?» Совершенство­вание навыка сравнения множеств. Формирование представле­ния о такой геометрической фигуре, как цилиндр. Совершенст­вование умения узнавать и различать плоские и объемные гео­метрические фигуры {круг, овал, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Формирование навыка сравнения трех предметов по длине на глаз; умения пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче); временных представлений (времена года), знакомство с моделью года.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительных операций и речевой деятельности, воображения и творческих способностей, тонкой моторики и координации речи с дви­жением.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект97.51 КБ
Файл демонстрационный материал2.3 МБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОГОРОД. ОВОЩИ»

ЗАНЯТИЕ 2

Образовательные задачи. Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепление и речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?» Совершенствование навыка сравнения множеств. Формирование представления о такой геометрической фигуре, как цилиндр. Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры {круг, овал, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Формирование навыка сравнения трех предметов по длине на глаз; умения пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче); временных представлений (времена года), знакомство с моделью года.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительных операций и речевой деятельности, воображения и творческих способностей, тонкой моторики и координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Коврограф, плоскостные изображения овощей, контейнеры в форме куба и цилиндра, конверты с игрой «Волшебный круг» по числу детей, фигурки героев сказки «Репка», репка, разделочная доска, нож, рабочие тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, картинки и разноцветные сектора для игры «Огород круглый год», лист ватмана с игрой-загадкой, фломастеры, плоскостное изображение клетчатой рубашки и несколько заплаток к ней.

Предварительная работа. Игра «Волшебный круг»1 в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики

1 Математика до школы / Сост.: Михайлова 3. А., Непомнящая Р. Л.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

207

«Хозяйка однажды с базара пришла». Знакомство с цифрами от «1» до «9» и с числом «10» в игровой и совместной деятельности.

Ход занятия

1.        Организационный момент. Упражнение «Разложи овощи». Формирование представления о такой геометрической фигуре, как цилиндр. Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.

(Педагог сообщает детям о начале занятия и помещает на коврограф плоскостные изображения овощей. Дети встают полукругом перед коврографом.)

Педагог. Сегодня мы продолжим разговор об овощах. Я прочитаю вам стихотворение. Постарайтесь запомнить, о каких овощах говорится в нем.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры, кабачок,

Горький репчатый лучок.

Есть лиловый баклажан —

Это гость из дальних стран.

Есть редиска, репа, свекла

Из семян от тети Феклы.

Вот как много овощей

Для салатов и борщей.

Какие овощи выросли на нашей грядке? Перечислите.

Дети. Помидор, огурец, редиска, свекла, кабачок, баклажан, репчатый лук, репка.

(Педагог ставит на стол возле коврографа два контейнера. Один в форме куба, другой в форме цилиндра.)

Педагог. Сейчас вы разложите овощи в эти контейнеры. Какой формы контейнер, который стоит слева?

Дети. Это куб.

Педагог. А контейнер, который стоит справа, — цилиндр. Повторите, как он называется.

Дети. Цилиндр.

(Педагог снимает крышки с контейнеров.)

Педагог. В контейнер-куб положите круглые овощи, а в контейнер-цилиндр — овальные.

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Какие овощи вы положили в контейнер-куб?

Дети. Мы положили в куб помидор, редиску, свеклу, репчатый лук и репку.

Педагог. Какие овощи вы положили в контейнер-цилиндр?

Д е т и. В цилиндр мы положили огурец, кабачок и баклажан.

Педагог. Отлично! Вы справились с первым заданием.

(Педагог убирает контейнеры.)

2.        Упражнение «Чего больше?» Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств разными способами.

(Педагог помещает на коврограф в свободном порядке восемь плоскостных изображений огурцов и шесть плоскостных изображений помидоров. Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом.)

Педагог. Можете ли вы, не считая, сказать, чего у меня больше — огурцов или помидоров? Что для этого нужно сделать?

Дети. Нужно разложить огурцы и помидоры парами.

Педагог. Разложите.

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Что вы можете сказать о количестве огурцов и помидоров?

Дети. Огурцов больше на два, а помидоров меньше на два.

Педагог. Верно. Сосчитайте огурцы.

Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Всего восемь огурцов.

Педагог. Сосчитайте помидоры.

Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Всего шесть помидоров.

Педагог. Так на сколько восемь больше, чем шесть?

 (Педагог показывает указкой два лишних огурца.)

Дети. Восемь больше, чем шесть, на два.

Педагог. Как сделать так, чтобы огурцов и помидоров стало поровну?

Дети. Нужно добавить два помидора.

(Педагог добавляет два плоскостных изображения помидоров.)

Педагог. Сколько стало помидоров? Сосчитайте.

Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Всего восемь помидоров.

Педагог. Что теперь можно сказать о количестве огурцов и помидоров?

Дети. Их поровну, одинаковое количество.

Педагог. По сколько огурцов и помидоров?

Дети. Их по восемь.

(Педагог убирает два плоскостных изображения помидоров.)

Педагог. Как можно уравнять количество огурцов и помидоров по-другому?

Дети. Нужно убрать два огурца.

(Педагог убирает два плоскостных изображения огурцов.)

Педагог. Сколько стало огурцов? Сосчитайте.

Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Всего шесть огурцов.

Педагог. Что можно теперь сказать о количестве огурцов и помидоров?

Дети. Их поровну, одинаковое количество.

Педагог. По сколько огурцов и помидоров?

Дети. По шесть.

Педагог. Верно.

(Педагог убирает плоскостные изображения с коврографа.)

3.        Игра «Репка». Формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части.

(Педагог ставит в ряд на столе фигурки деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки.)

Педагог. Герои какой сказки пришли к нам сегодня?

Дети. Это герои сказки «Репка».

Педагог. Они пришли к нам с просьбой разделить репку на две равные части, чтобы одна часть досталась людям, а другая такая же часть — животным. Как мы будем делить репку?

Дети. Нужно разрезать репку.

Педагог. На сколько кусочков нужно разрезать репку?

Дети. На два.

Педагог. Почему?

Дети. Репку нужно разрезать на два одинаковых кусочка, потому что один достанется деду, бабке и внучке, а другой — животным.

Педагог. Правильно. Посмотрите, как я это сделаю.

(Педагог достает репу, нож и разделочную доску, режет репу и комментирует свои действия.)

Педагог. Я разрежу репку пополам, на две равные части. Вот так. Сколько равных частей получилось?

Дети. Получились две равные части.

П е даго г. Раздайте их героям сказки.

(Дети кладут одну часть репы перед дедом, бабкой, внучкой, а другую — перед животными.)

Педагог. Какие части репки получили герои сказки?

Дети. Они получили одинаковые, равные части.

Педагог. Какие это части?

Дети. Это вторые части репки, половины.

Педагог. Скажите, что больше — целая репка или одна вторая часть?

Дети. Целая репка больше, чем вторая часть.

Педагог. Правильно. Целая репка состоит из двух половин, двух вторых частей. Молодцы!

(Педагог убирает кусочки репы.)

4.        Игра-головоломка «Волшебный круг». Развитие конструктивных навыков, мыслительной деятельности, творческого воображения.

(Педагог раздает детям конверты с игрой «Волшебный круг» (рис. 29).)

Педагог. А теперь попробуйте сложить силуэты героев сказки «Репка» — из частей волшебного круга. Посмотрите

на фигурки героев, вам будет легче выкладывать изображения.

(Каждый ребенок говорит о том, кого из героев он будет выкладывать и приступает к работе. Дети заканчивают работу и рассматривают фигурки, составленные другими детьми. Педагог оценивает работу детей. Можно предложить детям выбрать самую интересную и сложную фигурку. Затем дети складывают пособие в конверты.)

5.        Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». Развитие координации речи с движением, развитие тонкой моторики, чувства ритма. Формирование навыков порядкового счета в пределах десяти. Закрепление в речи порядковых числительных, ответов на вопрос «Который по счету?»

(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла Картошку,        Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле — Картошка?

Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

 И ножиком этим крошить начала

Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и свеклу.

 Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, Капуста, Морковка, Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!

И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим

Дети «шагают» пальцами по столу.

Загибают по одному пальцу на название на обеих руках

Делают хлопок.

Совершают удары кулаками и хлопки попеременно.

Загибают по одному пальцу на строку с названием овощей на обеих руках.

Делают хлопок.

Стучат ребром ладоней по столу.

Загибают по одному пальцу на название на обеих руках.

Делают хлопок.

Складывают руки накрест на столе.

Загибают по одному пальцу на название на обеих руках.

Делают хлопок.

Показывают, как едят суп

Педагог. О скольких овощах говорится в стихотворении?

Дети. О шести.

Педагог. Перечислите их названия по порядку.

Дети. Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свекла.

(Педагог помещает плоскостные изображения овощей на наборное полотно.)

Педагог. Которым по счету было название картошки?

Дети. Первым.

Педагог. А название морковки?

Дети. Третьим.

Педагог. И наконец, которым по счету звучало название петрушки?

Дети. Пятым.

Педагог. Молодцы! Я вами горжусь!

6.        Игра «Огород круглый год». Формирование временных представлений (времена года), ознакомление с моделью года. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

(Педагог предлагает детям сесть на ковер и ставит на наборное полотно перед детьми четыре картинки, на которых изображены люди, работающие в огороде в разные сезоны (весной сеют семена, летом поливают красные помидоры, осенью таскают морковку, зимой сгребают снег к стволам деревьев). Рядом на магнитную доску он помещает цветные части круга.)

Педагог. Когда собирают основной урожай в саду и огороде?

Дети. Осенью.

Педагог. После какого времени года наступает осень?

Дети. После лета.

Педагог. А перед летом какое время года было?

Дети. Весна.

Педагог. А какое же время года предшествует весне?

Дети. Зима.

Педагог. Очень хорошо. Возьмите разноцветные части круга и составьте из них круг так, чтобы правильно показать

214

чередование времен года. Объясните, какую часть круга вы выбрали для каждого времени года.

C:\Users\Admin-pc\Desktop\Безымянный.png

 (Дети выполняют задание и комментируют свои действия.) Дети. Белую часть мы возьмем для зимы, зеленую — для весны, красную часть — для лета, а желтую — для осени.

Педагог. Отлично! Теперь я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать их и подбирать картинки к каждой из частей круга. Слушайте первую загадку.

Белый снег одел поля,

Стала белою земля.

Папа снег к стволам сгребает.

Это все когда бывает?

Дети. Зимой.

Педагог. Верно. Слушайте вторую загадку.

В огороде у забора

Созревают помидоры

И редиска подрастает.

Это все когда бывает?

Дети. Летом.

Педагог. Правильно. А вот и третья загадка.

В огород пойдем,

Весь горох соберем

 И морковки натаскаем.

Это все когда бывает?

Дети. Осенью.

Педагог. Точно. И наконец, последняя загадка.

Я посеяла редис

Под своим окошком,

А наш дедушка Борис

Посадил картошку.

В небе солнышко сияет.

Это все когда бывает?

Дети. Весной.

Педагог. Верно. Прикрепите картинки на соответствующие части круга.

(Дети выполняют задание и комментируют его выполнение по предложению педагога. Педагог оценивает работу детей.)

7.        Работа в тетради. Упражнение «Вот так урожай!» Формирование навыка сравнения трех предметов по длине на глаз, умения пользоваться сравнительными прилагательными длиннее, короче. Развитие тонкой моторики.

E:\Старшая группа Золотой Ключик 23-24 уч год\старшая группа книга ФЭМП нищева\media\image3.jpeg

(Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых лежат тетради и приготовлены восковые мелки.)

Педагог. Отгадайте загадку.

Длинным носом в грядку влезла.

Удивительно полезна.

Любопытная плутовка.

А зовут ее...

Дети. Морковка.

Педагог. Верно. Откройте тетради. Вот какую морковку нарисовал для вас художник. Наверное, она очень вкусная. Видите, как смотрит на нее зайчик? Где она нарисована?

Дети. Посередине листа, в центре.

Педагог. Точно. Нарисуйте справа морковку, которая будет короче ее, а слева — морковку, которая будет длиннее ее.

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Какая по длине морковка нарисована слева?

Дети. Самая длинная.

Педагог. Сравните ее по длине с той морковкой, которую нарисовал художник.

Дети. Морковка слева длиннее, чем морковка посередине листа. Морковка посередине листа короче, чем морковка слева.

Педагог. Какая морковка нарисована справа?

Дети. Самая короткая.

Педагог. Сравните ее по длине с той морковкой, которую нарисовал художник.

Дети. Морковка справа короче, чем морковка посередине листа. Морковка посередине листа длиннее, чем морковка справа.

(Педагог оценивает работу детей. Дети закрывают тетради. Педагог убирает тетради и карандаши.)

8.        Игра «Кого не хватает?» Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и внимания.

(Педагог предлагает детям подойти к магнитной доске.)

Педагог.

Все лето оно огород сторожит,

А лютой зимою под снегом дрожит.

Раскинуло руки, приветствуя нас.

Рубаха и шляпа, на ниточке глаз.

Кто это?

Дети. Это огородное пугало.

Педагог. Как вы догадались?

Дети. Пугало сторожит огород, отпугивает птиц. Вместо рук у него палка, как будто оно раскинуло руки. Обычно на пугале есть рубаха и шляпа. А на тряпичной голове — пуговицы-глаза.

Педагог. Отлично. Мне понравились ваши объяснения.

(Педагог помещает на магнитную доску лист ватмана, на котором нарисован квадрат, состоящий из девяти квадратиков (три ряда по три) (рис. 30, см. цветную вкладку).)

Педагог. Какого пугала не хватает во втором ряду? Как вы думаете?

(Дети объясняют, почему во втором ряду не хватает пугала в клетчатой рубашке и с горшком на голове. Педагог предлагает им нарисовать это пугало. Несколько человек принимают участие в этой работе.)

9.        Игра «Подбери заплатку». Развитие мыслительных операций, зрительного внимания и восприятия. Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности.

(Педагог помещает на магнитную доску большое плоскостное изображение пугала в рубахе с дырой и несколько заплаток, из которых подходит только одна (рис. 31).)

Рис. 31

Педагог. А вот и последнее задание. Нужно подобрать подходящую заплатку к рубашке нашего пугала. Попробуйте сделать это все вместе.

(Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.)

10.        Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

{Педагог предлагает детям вспомнить, чему они научились на занятии, с какой новой фигурой познакомились, больше или меньше часть, чем целое число. В завершение педагог оценивает деятельность каждого ребенка.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по аппликации в старшей группе Овощи

Конспект занятия в старшей группе на тему Овощи...

Конспект занятия по развитию в старшей группе "Овощи и фрукты полезные продукты"

Занятие по развитию речи в старшей группе  "Овощи и фрукты полезные продукты"...

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Овощи»

Цели: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходим...

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Овощи»

Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание. Задачи:1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер особенности;2) Раз...

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Овощи и фрукты для игры в магазин»

Цель: закреплять приёмы лепки: сплющивание, скатывание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сглаживание.Задачи:Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей, фруктов, передав...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему "Овощи"

Конспект занятия по ФЭМП старшая группа Лексическая тема «Овощи»Образовательные. Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Закреплять в речи количественных и по...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Овощи на тарелке»

Содание композиции из овощей на тапелке посредством аппликации...