«Деление квадрата на 2-4 равные части»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Недряга Марина Александровна

Занятие по математике в старшей группе на тему:

«Деление квадрата на 2-4 равные части»

 

Программные задачи:

  1. Формировать понятие о том, что квадрат можно разделить на несколько равных частей (на 2.4). Учить называть части, сравнивать целое и части, понимать, что целое больше каждой части, а часть меньше целого.
  2. Учить порядковому счету в пределах 10, различать вопросы «сколько», «который», «какой» и правильно отвечать на них. Учить уравнивать числа 9 и 10. Учить уравнивать предметы из большего количества по заданному числу (в пределах 10).
  3. Закрепить знание цифр, умению называть цифры «соседи». В счете называть цифру на один больше названного числа или на один меньше названного числа.
  4. Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма, развивать пространственное воображение.
  5. Закреплять умение выкладывать из восьми треугольников четыре маленьких треугольника, два больших треугольника.
  6. Задачки – развивать мыслительные способности детей.

Материал:

  • Демонстрационный материал – игрушки разного размера (25 штук), два квадрата разного цвета.
  • Детям – карточки, пеналы с геометрическими формами, по 2 квадрата разного цвета, ножницы для каждого ребенка.
  • Для игр – мяч резиновый, карточки с цифрами до 10, набор геометрических форм треугольники – 100 штук.
  • Игра с обручами – четыре круга (по два цвета), бумажные коврики с узорами из геометрических фигур.

 

Предварительная работа:

  • Счет предметов до 10, деление круга пополам (на занятии по математике, конструирование с бумагой «тележка», «коляска»).
  • Игры «Назови цифру», «Чей сосед».
  • Игры с ориентировкой в пространстве, закрепление правой, левой руки. «Назови, кто сидит слева, справа от тебя».
  • Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих цифр. Цифры. Дети подготавливают рабочее место – несут себе пенал, карточки.

 

  1. Сегодня мы будем делить квадрат на равные части на 2, на 4.

- Какого цвета у меня квадрат?

- Как можно разделить квадрат на две части?

Внимательно посмотрите и послушайте, как это буду делать я (показ). Сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки квадрата, проглажу линию сгиба. Разрежу ножницами.

- На сколько частей я разделила квадрат?

- Равны ли части?

- Сколько всего частей?

- Какой формы?

Покажите одну часть, две части. Что больше – одна часть или целая часть квадрата?

- Давайте разделим синий квадрат пополам (работа детей за столами).

- Сколько квадратов получилось? (два)

- Что нужно сделать, чтобы разделить квадрат на 4 части? (каждый прямоугольник разделить еще раз пополам, получится 4 квадрата).

Предложить сложить из 4 квадратов 1 квадрат.

- Покажите 1 часть квадрата, 2, 3 части.

- На сколько частей мы разделили квадрат?

- А сейчас я покажу вам, как разделить квадрат по-другому на 2, 4 равные части. Возьмите квадрат зеленого цвета. Вместе со мной сложите противоположные углы, прогладьте сторону, разрежьте ножницами.

- Что у вас получилось? Какой формы части? (2 треугольника).

- Равны ли эти части?

- Сколько всего частей?

Покажите одну часть, 2 части. Предложить разделить каждую часть еще раз пополам, соединяя уголки у треугольника. Сколько маленьких треугольников получилось (4). (Аналогичные вопросы).

Сегодня мы научились делить квадрат пополам на 2, 4 равные части разными способами. У нас получилось 4 маленьких квадрата, 4 маленьких треугольника.

ФИЗМИНУТКА

  1. Мы научились считать до 10.

- Ваня, поставь на верхнюю полочку 9 машин.

- Сколько машин ты поставил?

- На котором месте по счету красная машина?

- Какая по счету красная машина?

- Сколько всего ты поставил машин?

- Оля, поставь пожалуйста на вторую полочку 10 игрушек.

- На сколько игрушек ты поставила больше, чем Ваня?

- Что нужно сделать, чтобы игрушек было поровну?

Аналогичная работа проводится за столами с пеналами. На верхнюю полоску слева направо отложить 9 кружков.

- Сколько кружков на верхней полоске?

- На нижней полоске на 1 больше или меньше?

- Что нужно сделать, чтобы предметов стало поровну?

  1. Воспитатель предлагает закрыть пеналы, подойти и встать в круг на ковер. Игра с мячом: воспитатель называет число, ребенок продолжает называть число на 1 больше, потом называет на 1 меньше.
  2. Показ цифр воспитателем. Ребенок называет цифры-соседи в пределах 10.
  3. Воспитатель предлагает за столом каждому отсчитать 8 треугольников.

- сложить 4 маленьких треугольника

- сложить 2 больших треугольника

    VI.     Игра с кругами. Из двух кругов сделать 3 домика.

Задание: внутри красного круга живут все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. Вопрос – какие фигуры живут внутри красного круга? А внутри зеленого? Внутри третьего домика – цвет красный, форма круглая (общие признаки).

     VII.   Задачки детям:

  1. У Маши было 4 яблока. Все яблоки она отдала сестре. Сколько яблок осталось у Маши?
  2. Ежик по грибы пошел,

10 рыжиков нашел,

9 положил в корзину,

Остальные все на спинке.

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж?

  1. Сколько ушек у трех старушек?
  2. Котик с мышкою дружил,

Мышке тапочки купил,

И на все 4 лапки

Натянула мышка тапки.

Побежала по тропинке,

Да споткнулась о травинку.

С лапки тапочек упал

И куда-то запропал.

Тапок мышка не нашла

И без тапочек ушла.

Сколько тапочек осталось у мышки?

Анализ проведенного занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деление квадрата на 2-4 равные части

Программные задачи: 1. Формировать понятие о том, что квадрат можно разделить на несколько равных частей (на 2.4). Учить называть части, сравнивать целое и части, понимать, что целое больше каждой ча...

НОД по ФЭМП в старшей группе.Тема: «Деление круга и квадрата на 4 равные части»

НОД по ФЭМПТема: «Деление круга и квадрата на 4 равные части»Занятие разработано в соответствии с ФГОС.Цель: делить круг и квадрат путем сгибания на четыре равные части.Задачи:Образовательная: по...

Занятия по ФЭМП «Деление квадрата на 4 равные части» ст.гр.

Занятия по ФЭМП «Деление квадрата на 4 равные части» ст.гр.Программное содержание• Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть....

Методическая разработка по ФЭМП «Помощники королевы Математики. Деление квадрата на равные части»

Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи: Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и ча...

Презентация "Деление квадрата на 4 равные части" для старшей группы

Образовательные задачи: познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть часть и сравнивать целое и часть; закреплять навыки деления квадрата на две равные части; продолжать учить сра...

Занятие по ФЭМП "Деление квадрата на 4 равные части" для старшей группы.

Программное содержание: 1) Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части части, сравнивая целое и часть. 2) Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью...