Конспект занятия по ФЭМП в средней группе
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)

Пливанюк Наталья Михайловна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Путешествие в сказку" для участия в конкурсе "Мой лучший урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка

 Данное занятие проводится в средней группе. Цель занятия - в игровой форме организовать деятельность детей по формированию математических представлений.

Представленный конспект  - является авторской разработкой , построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

- Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

- Принцип психологической комфортности.

Занятие проведено в едином игровом сюжете - по сказке «Заюшкина избушка». Лиса забрала домик у Зайчика и поставила ловушки вокруг домика. Ребята согласились помочь Зайчику вернуть домик. Для этого ребятам нужно было пройти все ловушки с математическими заданиями. Детям было дано 5 заданий. Занятие проводилось с использованием интерактивной доски, показ слайдов. Была проведена работа в парах с использованием развивающих игр Кубики Никитина «Собери зайку», подгрупповая работа, с использованием игры «Четвёртый лишний».

В ходе всего занятия привлекались все дети к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию детей по содержанию обсуждаемой темы. Форма организации детей на занятии различна: малыши сидят у доски, за столом или стоят на ковре, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Такой подход позволяет стимулировать математическую деятельность воспитанников.

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по ФЭМП с  для детей средней группы «Путешествие в сказку»

Цель: Учить сравнивать предметы. Развитие элементарных математических навыков.

Задачи:

1. Обучающие: Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

2. Развивающие:

- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к математике;

- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, маркеры, магнитофон, кубики Никитина, карточки с изображением геометрических фигур, белые карточки.

Демонстрационный: презентация слайдов 

Предварительная работа:

-дидактические игры, упражнения с математическими заданиями;

-заучивание считалок, стихотворений;

-показ слайдов, просмотр наглядного материала;

Словарная работа: активизировать в речи детей употребления названия составных частей одного целого. 

Индивидуальная работа: оказать помощь детям в выполнении заданий.

Ход занятия

Мотивация

Звучит музыка «Приход сказки». Дети входят на ковёр. Располагаются в кругу.

На экране доски появляется изображение сказки «Заюшкина избушка». Воспитатель начинает рассказ:

«Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна красна - у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.   Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала. (На экране доски появляется изображение «Зайчик плачет») Расплакался заяц. Как же ему теперь дом вернуть свой? А лиса – хитрая – вокруг дома ловушки поставила, да не простые, а с математическими заданиями. Стал заяц думать, как ловушки разгадать?»

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Зайке?(дети садятся на стульчики у доски)

А вот и первое задание (на доске)

Основная часть.

Задание 1. «Группировка.»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отобрать фигуры определённой формы (например, только круг или только квадрат и т.д.). Далее игру можно усложнить - расположить геометрические фигуры по форме, цвету и размеру.

Воспитатель: Ребята, с  помощью маркера нужно обвести предметы линиями по группам. (К доске дети выходят поочереди. Объясняют свои действия).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно отобрали геометрические фигуры. Мы выручим зайчика из беды и постараемся решить все задачки лисы. А вот и следующее задание (на доске)

Задание 2. «Паспорт фигуры»

 На доске изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и объёмные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, конус).

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на экран. Что вы видите?

Дети: геометрические фигуры.

Воспитатель: Назовите эти фигуры.(Ответы детей)

На какие группы мы можем разделить эти фигуры?

Дети: Плоские и объёмные.

Воспитатель: А теперь подберите для каждой геометрической фигуры ту объёмную фигуру, на которую он похож, определите паспорт фигуры. ( Круг - шар, квадрат - куб, прямоугольник - цилиндр, треугольник - конус).

 Воспитатель предлагает детям вручить паспорта всем жителям страны геометрических фигур. (Дети по очереди выходят к доске, находят объёмную фигуру и с помощью маркера соединяют её с соответствующей геометрической фигурой (паспортом), объясняют свой выбор).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы с вами уже много заданий выполнили и уже немного ближе к домику подходим. Давайте немного отдохнём. (Дети встают около стульчиков).

Физкультминутка

Воспитатель: Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой и гладкий. (Дети «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.)

А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.

 Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.

 Цилиндр стал маленькой подарочной коробкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю на кнопочку и ... сюрприз выскакивает из коробочки!

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю пройти за столы. (Дети проходят за столы)

Задание 3. «Собери зайку» (развивающие игры Кубики Никитина)

(На столах лежат большие карточки с изображением (образец), набор геометрических фигур из кубиков (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы)).

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлено изображение на образце?».Затем дети определяют какого цвета фигуры и где они расположены. После этого дети выбирают нужные геометрические фигуры и выкладывают точно такую же картинку.

Воспитатель: Молодцы! Ну вот почти со всеми заданиями справились. Осталось уже немного. Но что то Зайчик наш загрустил. (На доске изображение грустного зайчика). Давайте с ним поиграем? Встаём в кружок на ковре.

Физкультминутка

Раз - мы встали

Раз - мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место сесть опять.

Воспитатель: Вот Зайка развеселился.(На доске изображение весёлого зайчика). И нас ждёт следующее задание.

 Задание 4. «Четвёртый лишний»

(Дети проходят за столы. Работа по подгруппам.)

На столах разложены карточки с изображением четырёх геометрических фигур разной конфигурации.

Ход игры: Задача детей при помощи белой карточки закрыть лишнюю, ориентируясь на цвет и геометрическую фигуру. Входе работы, ребёнок должен сказать почему он закрыл именно эту фигуру.

Воспитатель рассказывает правила игры, дети выполняют и по очереди объясняют свои действия.

Тем детям, которые плохо справляются с данными задачами, можно предложить поиграть дома вместе с родителями.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы и легко справляетесь со всеми заданиями лисички. А сейчас мы с вами немного поиграем!

                  Пальчиковая гимнастика « Зайчики»

Жили - были зайчики на лесной опушке,

(3 пальца в кулак, указательный и средний - ушки. Хлопают в ладоши.)

Жили - были зайчики в беленькой избушке,

(Показывают уши. Показывают домик.)

Мыли свои ушки, мыли свои лапочки,

(Трут уши.Моющие движения ладонями рук.)

Наряжались зайчики, надевали тапочки.

(Движение ладоней сверху вниз по туловищу. Показывают.)

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы весело поиграли!

У нас осталось последнее задание и наш Зайчик вернётся в свой домик.

Заключительная часть (рефлексия)

 Задание 5. «Лабиринт.»

На доске изображение лабиринта, Зайчик и домик.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто не успел дойти до своего дома, кто заблудился? (ответы детей) Что же делать? Как же быть?

Дети: Надо помочь Зайчику пройти лабиринт.

Воспитатель: Вы на стрелочку смотрите,

И с дороги не сверните,

До конца пути дойдите,

Заиньке вы помогите!

(Дети по очереди выходят к доске и с помощью маркера рисуют путь домой Зайчику).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, Зайчик говорит вам спасибо!

(На доске появляется изображение «Зайчик и лиса в домике»)

Воспитатель: Подошёл Зайчик к своему домику, а там лиса. Предложил лисе  Зайчик жить вместе и дружить, дом побольше построить. Согласилась лиса, прощения попросила и стали они жить поживать и добра наживать.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. В какой сказке мы сегодня побывали? Вам понравилось? Кому мы помогли? Что мы с вами делали? Какие задания понравились больше? Почему?А какое задание было самым сложным? (Ответы детей). Вы все молодцы! Спасибо вам за старания!

Рецензия

Вид занятия: познавательное развитие (ФЭМП).

Возрастная группа: средняя группа.

На занятии обучение строилось как увлекательная игровая деятельность: проведено в едином игровом сюжете - по сказке «Заюшкина избушка», дети выполняли различные задания. Такая деятельность создавала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность и сохранила интерес на протяжении всего занятия. В процессе занятия воспитателем были продуманы разнообразные методы и приёмы привлечения внимания детей: проводила игры «Группировка», «Паспорт фигуры», «Собери зайку», «Четвёртый лишний», «Лабиринт» с использованием показа слайдов, направленные на ФЭМП, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование.

Использование интерактивной доски на занятии позволило перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельности, при которой ребёнок становился активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия - это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Детям была дана индивидуальная работа с раздаточным материалом, где каждый самостоятельно выполнял работу. Было дано задание, где они должны были определить из каких фигур и какого цвета состоит «зайчик». На занятии была работа с карточками, где дети должны были определить, какая картинка лишняя.

Во время занятия воспитатель старалась обращаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали своё мнение, эмоциональные реакции были положительными. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны.

Замысел занятия реализован, задачи выполнены.

Заведующий МБДОУ №35______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (ориентировка во времени)

Занятие по математике в средней группе на расширение представлений о частях суток...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе детского сада

Занятие по ФЭМП всредней группе детского сада. Знакомство с планом (картой), закрепление пройденного материала....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Конспект занятие по ФЭМП в средней группе. «Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте»

Конспект занятие по ФЭМП в средней группе. «Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте»...

КОНСПЕКТ Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»

КОНСПЕКТКонспект занятия по ФЭМП в средней группе«Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Щенячий патруль" набирает в группу "Спасатель"

Конспект занятия по математике в средней группе: «Щенячий Патруль» набирает группу «Спасатель» Цель: Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошко...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение двух групп предметов»

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар; закреплять умение различать и называть плоские геометрические фиг...