«Занимательный материал как средство развития математических представлений у дошкольников»
презентация по математике
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.3 МБ |
![]() | 13.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения
Виды занимательного материала: Развлечения ; Сюжеты для инсценирования должны быть простыми по форме, доступными по содержанию. Подходят сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя»… математические игры и задачи ; Например: составь фигуру или отгадай число… развивающие (дидактические) игры и упражнения ; палочки Кюизенера , игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки….
Например: Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» . И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
«Универсальное лото» Наборы карточек позволят упражнять детей в классификации по разным признакам. Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих исходную форму. Примерный набор: - круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; - квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно; - треугольник - крыша, дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока; - прямоугольник - чемодан, кирпич, дом; - овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.
Какой стакан наполнится первым?
Палочки Кюизенера
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте ( 5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобра-зование одних фигур в другие. Задачи на смекалку
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
Задача на внимание: сколько прямоугольников ты видишь на картинке?
Логические упражнения и задачи это задачи, на нахождение пропущен- ной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры ( нахождение закономер-ностей , лежащих в основе выбора этой фигуры)
Р Какая фигура здесь лишняя и почему?
Раздели эту фигуру на 4 равные части. В каждой части должно быть по 3 целых яблока.
Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчи-вость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Задачи – шутки
Математические задачки Рукавички Едут с горки Три сестрички, На ручонках Рукавички. Подскажите, У сестричек Сколько вместе Рукавичек? (6 рукавичек) Обед Собралась к обеду Вся семья: Папа, Мама, Бабушка И я, И еще сестренка Со щенком, И с котенком Маленький Пахом. А теперь скажите мне, Кто может,- Сколько на столе Должно быть Ложек? (6 ложек) Квадрат Вот посмотрите, Скажите, ребята, Сколько углов У любого квадрата? (4 угла) Расческа Было утром у Сережки Тридцать зубчиков в расческе. Восемь зубчиков сломалось. Сколько их всего осталось? (22 зубчика) Арбузы Шалунишка-карапуз За пять груш продал арбуз. Сколько стоят три арбуза У того же карапуза? (15 груш)
✓ Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.) ✓ У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо) ✓ Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.) ✓ Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.) ✓ Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.) Задачи-загадки
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребёнка знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное – это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Используемая литература: З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Кн. Для воспитателя дет.сада .- 2-е изд., дораб .- М.: Просвещение, 1990 2. В.П. Новикова « Математика в детском саду» М.: Мозаика- Синтез, 2007, издание 2-е, исправленное и дополненное
Предварительный просмотр:
Задачи – шутки
Шуточные задачи по математике для дошкольников
* Как в решете воды принести? ( Воду можно заморозить, на дно положить пакет…)
* Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
* Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
* У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
* Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько) * По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул? (9 акул , только они нырнули )
* В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе?(В вазе было 3 тюльпана)
* 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? ( 7 дорожек)
* Какая птица выводится из яйца, а сама яиц не несет? (Петух) *
* У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
*Задумай число до 5. Прибавь к нему 2, а я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?
* У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно ни одной.)
* Первый Иван шел на базар, второй Иван — с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?
* Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.( 5 птиц)
* Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)
* Сколько концов у палки? У двух палок?
* Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (40)
* Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-545583-1417871509.jpg)
Статья на тему «Занимательный материал как средство развития логического мышления у дошкольников»
Использование занимательных игр для развития логического мышления дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-215970-1700725297.jpg)
Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"
Автором представлены игры для дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/04/picture-846034-1675521813.jpg)
Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.
Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1166078-1572103542.jpg)
Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Даны методические ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1166078-1572103542.jpg)
Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников». Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/21/picture-1268227-1640049086.jpg)
Статья «Использование занимательного материала в процессе развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....