«Занимательный материал как средство развития математических представлений у дошкольников»
презентация по математике

Горлова Шахноза Ибрагимовна

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_material.pptx2.3 МБ
Файл zanimat_material.docx13.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Занимательный материал как средство развития математических представлений у дошкольников»

Слайд 2

«А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов

Слайд 3

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения

Слайд 4

Виды занимательного материала: Развлечения ; Сюжеты для инсценирования должны быть простыми по форме, доступными по содержанию. Подходят сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя»… математические игры и задачи ; Например: составь фигуру или отгадай число… развивающие (дидактические) игры и упражнения ; палочки Кюизенера , игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки….

Слайд 5

Например: Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

Слайд 6

Сказка «Три медведя» . И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

Слайд 7

«Универсальное лото» Наборы карточек позволят упражнять детей в классификации по разным признакам. Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих исходную форму. Примерный набор: - круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; - квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно; - треугольник - крыша, дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока; - прямоугольник - чемодан, кирпич, дом; - овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

Слайд 8

Какой стакан наполнится первым?

Слайд 9

Палочки Кюизенера

Слайд 10

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте ( 5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобра-зование одних фигур в другие. Задачи на смекалку

Слайд 11

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Слайд 12

Задача на внимание: сколько прямоугольников ты видишь на картинке?

Слайд 13

Логические упражнения и задачи это задачи, на нахождение пропущен- ной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры ( нахождение закономер-ностей , лежащих в основе выбора этой фигуры)

Слайд 14

Р Какая фигура здесь лишняя и почему?

Слайд 15

Раздели эту фигуру на 4 равные части. В каждой части должно быть по 3 целых яблока.

Слайд 16

Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчи-вость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Задачи – шутки

Слайд 17

Математические задачки Рукавички Едут с горки Три сестрички, На ручонках Рукавички. Подскажите, У сестричек Сколько вместе Рукавичек? (6 рукавичек) Обед Собралась к обеду Вся семья: Папа, Мама, Бабушка И я, И еще сестренка Со щенком, И с котенком Маленький Пахом. А теперь скажите мне, Кто может,- Сколько на столе Должно быть Ложек? (6 ложек) Квадрат Вот посмотрите, Скажите, ребята, Сколько углов У любого квадрата? (4 угла) Расческа Было утром у Сережки Тридцать зубчиков в расческе. Восемь зубчиков сломалось. Сколько их всего осталось? (22 зубчика) Арбузы Шалунишка-карапуз За пять груш продал арбуз. Сколько стоят три арбуза У того же карапуза? (15 груш)

Слайд 18

✓ Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.) ✓ У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо) ✓ Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.) ✓ Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.) ✓ Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.) Задачи-загадки

Слайд 19

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребёнка знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное – это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Слайд 20

Используемая литература: З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Кн. Для воспитателя дет.сада .- 2-е изд., дораб .- М.: Просвещение, 1990 2. В.П. Новикова « Математика в детском саду» М.: Мозаика- Синтез, 2007, издание 2-е, исправленное и дополненное



Предварительный просмотр:

Задачи – шутки

Шуточные задачи по математике для дошкольников

  * Как в решете воды принести? ( Воду можно заморозить, на дно положить пакет…)

 * Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)  

* Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

 * У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?  

* Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)  * По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул? (9   акул , только они нырнули )  

* В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе?(В вазе было 3 тюльпана)

 * 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? ( 7 дорожек)

 * Какая птица выводится из яйца, а сама яиц не несет? (Петух) *  

* У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?  

*Задумай число до 5. Прибавь к нему 2, а я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?  

* У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно ни одной.)

 * Первый Иван шел на базар, второй Иван — с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?  

* Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.( 5 птиц)

 * Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)  

* Сколько концов у палки? У двух палок?  

* Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (40)  

* Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Занимательный материал как средство развития логического мышления у дошкольников»

Использование занимательных игр для развития логического мышления дошкольников....

Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"

Автором представлены игры для  дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений....

Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.

Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....

Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.  Даны методические ...

Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...

Статья «Использование занимательного материала в процессе развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....