Математическое представление
план-конспект занятия по математике

Васильева Марина Борисовна

Предварительный просмотр:

Конспект  

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Образовательная деятельность: Математическое представление

Возраст детей: от 3 до 4 лет

Тема: «Город геометрических фигур»

Подготовила:

Васильева Марина Борисовна,

воспитатель МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»,

г. Нижневартовск 

Цели: Организовать деятельность детей по формированию представлений о том, что такое квадрат, круг, треугольник, и умению отличать друг от друга эти геометрические фигуры. Развивать внимание, мышление, память, воображение.

Задачи:

  • закреплять знания детей о геометрических фигурах;
  • совершенствовать умение называть их ;
  • упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами «впереди - сзади (позади)», «вверху-внизу», «справа-слева»;
  • отвечать на разнообразные вопросы воспитателя; расширение и активизация словарного запаса детей;
  • формирование у детей потребности в двигательной активности;

развитие игровой деятельности детей; формирование уважительного отношения к окружающим.

Дидактический наглядный материал:

Демонстративный материал: Карточки: домики геометрической формы, сказочные и обычные геометрические фигуры, река, предметы различной геометрической формы, Принц Фигурикус (персонаж нарисованный с помощью геометрических фигур).

Раздаточный материал: Коробочки квадратной, круглой и треугольной формы, карточки с изображением предметов квадратной и треугольной формы.

Ход занятия.

Воспитатель:

Мы сначала будем хлопать:

Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп!

А затем мы будем топать:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

А сейчас мы повернемся

И друг - другу улыбнемся.

Воспитатель: Посмотрите к нам в гости пришел принц Фигурикус. Он приглашает нас в гости в свое королевство геометрических фигур. Пойдем в гости? (Дети отвечают: «Да!») Впереди - речка. Как пройти через нее?

Дети: Нужно сделать мостик.

Воспитатель: Да тут у речки лежат мостики. Какие необычные! На что они похожи?

Дети: На круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Какой из этих мостиков мы возьмем?

Дети: Квадратный.

Воспитатель: Скажите, где находится квадратный мостик? Покажите правую руку, левую руку. (Квадратный мостик находится слева).

Воспитатель: А вот и домики. Где они находятся? (вверху.) Кто в этих домиках живет?

Отгадайте загадку:

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо. Что же это? (круг)

Каждый угол мой прямой,

Все четыре стороны Одинаковой длины.

Вам себя представить рад! А зовут меня? (квадрат)

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

 Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам (треугольник)

Воспитатель:Мы встречаем их везде –

На земле и на воде,

В небесах и под землей

Нам они нужны с тобой!

Будем их мы называть,

В окружении искать.

Треугольник, круг, квадрат,

Тем фигурам каждый рад.

Различить их с вами сможем.

Мы без них никак не можем!

Игра «Наполни корзинки». (На столах находятся картинки предметов квадратной и треугольной формы, коробочки квадратные и треугольные). Ребята, Фигурикус просит помочь друзьям. Вчера был сильный уроган и все, что лежало у его друзей в домиках – рассыпалось и перепуталось.

На столике корзинки Квадратная и Треугольная. Положите в квадратную корзинку карточки с предметами квадратной формы, а в треугольную – треугольной формы.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте).

Мы во двор идем гулять. (Ходьба на месте).

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями).

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения пальцами).

С горки мы катались, (Взмах руками сверху вниз).

А еще в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки).

Все в снегу домой пришли (Руки к щекам – покачиваем головой).

Съели суп, и спать легли. (Движения «ложкой»,руки под щеки).

Воспитатель: Отдохнули? Сил набрались? Продолжаем.

Дети: Да!

.Игра «Поможем кругу». (На магнитной доске рисунки различной геометрической формы.)

Воспитатель: Ребята, ураган не только раздул вещи друзей Фигурикуса, но и унес корзинку Круга, давайте сделаем ему подарок: соберем все, что ему принадлежит (Дети выбирают предметы круглой формы и складывают в корзинку.)

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня славно потрудились, помогали фигурам, выполняли сложные задания. Давайте попрощаемся с Фигурикусом, его друзьями – геометрическими фигурами. До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Образовательная деятельность: Математическое представление

Возраст детей: от 4 до 5 лет

Тема: «Угостим зайчика морковкой»

Подготовила:

Васильева Марина Борисовна,

воспитатель МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»,

г. Нижневартовск

  • Цель: формировать элементарные математические представления у детей раннего дошкольного возраста через выполнение игровых заданий и упражнений.
    Задачи:
    тренировать детей в сравнении предметов по величине и обозначать в словесной форме: большая елочка – маленькая елочка, большой зайчик – маленький зайчик; учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; закреплять понятия «один» и «много».
  •  развивать речь детей: понимать и употреблять слова: много, одна, по одной.
  • Воспитывать умение сопереживать, желание оказывать посильную помощь.

Оборудование: елки высокая и низкая, игрушки зайчиков большой и маленький, раздаточный материал «морковка».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, к нам с вами сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, скажем «Здравствуйте!».

Ребята, я вам предлагаю отправиться в лес, погулять. Идите за мной.

На деревья и на ели

Снег летит муки белее,

Легкий – легкий, чистый - чистый,

Мягкий, хрупкий и пушистый.

Ребята, вот мы и пришли в лес, посмотрите, как здесь красиво! Что в лесу растет?
Дети: Ёлочки.

Воспитатель: Ёлочки какого цвета?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: Ребята, ёлочки разные, ЭТА ёлочка большая. Скажем хором «большая»! А ЭТА ёлочка маленькая. Скажем хором «маленькая»! Молодцы!

Ой, а кто же это у нас под ёлочкой спрятался? (Достаю Зайчика)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Трусишка по лесу бежал,
К нам в лесок забежал.
Морковку нашел.
Сидит, грызет.
АЙ, кто-то идет.
Зайку кто-то испугал.
Зайка прыг и убежал. (Сажу Зайчика под ёлочку, он теряет морковку)

Где Зайчик?

Дети: Нет, убежал.

Воспитатель: Убежал, спрятался. Сейчас я его найду. Вот он зайчик
Воспитатель: Зайчик плачет. Зайчик потерял морковку, кушать хочет. Жалко Зайчика?  Как же ему помочь? 
(Выслушать ответы детей.) 
Давайте заиньку накормим! Что любит зайчик кушать? 
(Морковку, капусту.)

Давайте посадим Зайчика под ёлочку, а сами пойдем за морковкой.
(Подвести детей к столу, на котором стоит раздаточный материал – блюдо с морковками под платочком.) Снять платочек.

Воспитатель: Посмотрите, как МНОГО у меня морковок. Сколько морковок? Много! Тимур, сколько у меня морковок? Много! Полина, сколько у меня морковок? Много! Правильно, много морковок!

Предложить детям взять по одной морковке.

Воспитатель: Ребята, возьмите по одной морковке.

Спросить у каждого: «Сколько морковок ты взял?» (одну)

У Вани одна морковка, у Алисы одна морковка, у Дианы одна морковка.

У всех ребят по одной морковке.
Пойдемте к зайчику, угостим его морковкой.

Беленький комочек

Прячется под ёлкой

Только куцый хвостик,

Чуть дрожит легонько.

Ты не бойся, зайчик,

Не тряси иголки,

На, возьми в подарок

Сладкие морковки.

Дети кормят зайчика морковкой.

Вот какие молодцы, угостили зайчика морковкой. Давайте положим морковку в корзинку.
(Спросить каждого, сколько морковок он положил)
Сколько у Зайчика морковок? (Много.)

Посмотрите, у зайчика МНОГО морковок.
Воспитатель:

Покушал Зайчик. Сытый, довольный. Зовет нас играть.

Физминутка «Зайчик и ветерок»

Ой, ребята, а под ёлочкой еще кто-то спрятался, пойдемте посмотрим.

Зайка маленький сидит и ушами шевелит. Посмотрите, какой маленький зайчик. Какой зайчик? Маленький.

Ребята, а зайчику одному грустно в лесу. Давайте отнесем его к большому зайчику в гости. Где спрятался у нас большой зайчик? БОЛЬШОЙ зайчик спрятался под БОЛЬШОЙ ёлкой. Давайте МАЛЕНЬКОГО зайчика посадим под МАЛЕНЬКУЮ ёлку.

Покажите мне, где большой зайчик? Под какой ёлочкой сидит БОЛЬШОЙ зайчик? Под БОЛЬШОЙ ёлочкой. Под какой ёлочкой сидит МАЛЕНЬКИЙ зайчик? Под МАЛЕНЬКОЙ ёлочкой.

У большого зайчика сколько морковок? МНОГО. Давайте поделимся с маленьким зайчиком и тоже угостим морковкой.

А нам с вами пора возвращаться в детский сад.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Вот так! Вот так! Шагают наши ножки!

Вот и вернулись мы в детский сад. Скажем гостям «До свидания!»



Предварительный просмотр:

Конспект

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Образовательная деятельность: Математическое представление

Возраст детей: от 5 до 6 лет

Тема: «Путешествие по математическим тропинкам»

Подготовила:

Васильева Марина Борисовна,

воспитатель МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»,

г. Нижневартовск

Цели:

- закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный);

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

Задачи:

- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

- развивать мелкую моторику рук.

-- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях

- воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: картина с изображением восьми бабочек и девяти цветочков изображение цифр с 1 до 10 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, наборное полотно, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и зеленые яблоки из картона, плакат с рисунком яблони.

Раздаточный материал - карточки-цифры с 1 до 10; наборы геометрических плоскостных фигур, альбомные листы по количеству детей.

ХОД НОД

- Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропинкам. С нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропинки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.

. Основная часть.

А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки».

- На привале посидим, и задачки все решим.

- Сколько пальцев на одной руке?

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

- Назовите времена года. (Весна, лето, осень и зима).

- Сколько концов у двух палок?

- У бабушки Даши был внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?

- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

- На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

- Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.

А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались.

- Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!

(Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10). Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке.

- А сейчас Старичок - лесовичок предлагает нам поиграть в игру «Угадай - ка».

Воспитатель называет число, дети находят и показывают соответствующую карточку с цифрой. (Самое маленькое число (1, самое большое число (10, число 3, число 5; число, живущее между числами: 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9; соседи чисел 4, 8, 3 и т. д.)

- Молодцы, ребята! Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропиночке дальше.

Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Загадки».

- Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка - лесовичка?

1) Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо. (Круг.)

2)Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я? (Треугольник.)

3) С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня … (Квадрат.)

4) Нет углов у меня,

Нет сторон у меня.

И похож на дыню я.

Ну и кто же отгадал,

Что зовут меня … (Овал.)

5) Есть четыре стороны -

Противоположные равны.

Еще четыре прямых угла

Похож на холодильник я.

Ну, подумайте, друзья

Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)

- Ну, как Старичок – лесовичок, ребята всё правильно отгадали? Идем дальше?

- Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и четвертый привал впереди. А называется он «Прятки». Старичок – лесовичок и его друзья геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки.

(Воспитатель прикрепляет на магнитную доску геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, показывает их, а дети называютгеометрические фигуры.Затем воспитатель говорит«Ночь». Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру.Педагог говорит«День». Дети открывают глаза и показывают геометрическую фигуру, которой нет. И тогда воспитатель, возвращает фигуру на место. Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также воспитатель может просто поменять фигурки местами, не убирая их.)

- Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и пятый привал впереди. А называется он «Физкультминутка». Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев. А ветер, какой поднялся, деревья качает, листочки срывает.

Старичок – лесовичок хочет с вами поиграть.

Физкультминутка «Ветер с листьями играет…»

«Ветер с листьями играет,

То поднимет, то бросает.

Кружит в вальсе листопад.

Поздней осени наряд.

На ветвях берёзки белой

7(3,9,4,6) листочков уцелело».

Дети бегут к той цифре, которую называет воспитатель.

- А теперь идем мы дальше по математической тропинке. Долго-долго мы шли и на шестой привал пришли. Привал называется «Художники-аппликаторы».

Старичок – лесовичок хочет, чтобы каждый из вас придумал картинку и на альбомном листочке составил ее из геометрических фигур.

Дети выполняют задание самостоятельно.

- А теперь расскажите Старичку – лесовичку, из каких геометрических фигур вы сделали свои фигурки: кораблик, рыбку, флажок, дерево и т. д.

- Молодцы, а теперь Старичок – лесовичок ведет нас по математической тропиночке дальше и вот наш последний привал «Счетная полянка».

- Вы попали на прекрасную полянку, где растет много красивых цветов и порхает много разноцветных бабочек.

Педагог показывает картину с изображением цветов и бабочек.

- Сколько бабочек?

- Сколько цветочков?

- Чего больше? Чего меньше? На сколько?

- Молодцы, ребята, все числа вы вернули на свои места, наше путешествие закончилось. Все тропинки одолели без запинки.

Подведение итогов:

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Что вас удивило?

-Что запомнилось?

- А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красное яблоко на подносе и наклейте его на яблоню на плакате, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте зеленое яблоко. (Дети оценивают свою работу.)

- Занятие закончилось, спасибо Старичку – лесовичку за наше сказочное путешествие! Скажем ему до свидания, ему пора отправляться в свои лесные владения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...