Ментальная арифметика
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Амержанова Гулнаш Мухажановна

Знакомство с цифрой 8 на абакусе.

Цель: продолжить знакомство детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом и набором цифр на нём; мотивировать детей к занятиям ментальной арифметикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx143.07 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЛоготип2

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

629721, ЯНАО с. Мыс Каменный, ул. Минская, 42, тел/ факс (34996) 28-6-91

Ментальная арифметика.

 Составитель: Амержанова Г.М

с. Мыс-каменный 2023г.

 

Знакомство с цифрой 8 на абакусе.

Цель: продолжить знакомство детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом и набором цифр на нём; мотивировать детей к занятиям ментальной арифметикой.

Задачи:

Обучающие задачи:

·                     – Дать представление о работе на абакусе.

·                     – Познакомить с цифрой 8, как она выглядит на абакусе.

·                     – Учить составлять на абакусе числа в пределах первого десятка.

Развивающие задачи:

·                     Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.

·                      Развивать зрительное и слуховое восприятие.

·                      Развивать мелкую моторику и межполушарные связи

Воспитательные задачи:

·                     Воспитывать самостоятельность, активность.

·                      Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней.

·                     Способствовать формированию коммуникативной культуры.

Планируемые результаты

1. личностные: - формировать стойкий интерес к ментальной арифметике;

- формирование положительного отношения к полученным знаниям;

2.                 познавательные: - совершенствовать счёт в уме (ментально); - умения ориентироваться в системе знаний, умения сравнивать, мыслить, применять и преобразовывать модели, схемы и формулы для решения образовательных задач;

3. коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

4. регулятивные: - умение определять цели и сформировывать план действий, умение развивать мотивы и интересы к своей познавательной деятельности, умение понимать свои интересы, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющийся ситуацией.

Тип занятия: комбинированное.

Оборудование: интерактивная доска, абакус, ученические абакусы, магнитная доска и магнитные цифры, карточки с заданиями, карандаши, ПК, презентация.

Методические приемы:

Деятельностный (тема занятия)

Практический (действия с абакусом)

Игровой (игры с абакусом и флэш-картами, зарядка для рук).

Наглядный (видео и иллюстрации цифр на абакусе).

Словесный (повествование, вопросы, индивидуальные ответы детей, рефлексия)

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами научимся набирать цифру 8 на абакусе, и научимся вычислять примеры с 8.

II. Основная часть

1. Ребята, кто мне скажет, как по-другому называется абакус? (Соробан)

2.  Почему линейка называется расчетной? (В расчет берутся только те бусины, которые прилегают к этой линейке)

3. Как еще называются верхние и нижние косточки? (Бусины, братья и друзья, небесные и земные косточки)

Молодцы, вы все правильно ответили. Ребята, как вы думаете, что могли использовать древние люди для счета? (ответы детей).

Итак, начинаем наше знакомство с цифрой 8.

Как вы думаете, как выглядит цифра восемь на абакусе? (ответы детей)

Молодцы. Вы правильно догадались.

Цифра 8 на абакусе состоит из 4 бусин. Это верхняя пятерка и три нижних единицы. (Педагог показывает флеш-карту с цифрой 8)

Ребята открываем наши рабочие тетради на странице 15 смотрим внимательно на картинку. Что мы на ней видим? Правильно мы видим, как на абакусе выглядит цифра 8 и как правильно её набирать. И так смотрим

https://documents.infourok.ru/c6265b6c-32ac-4762-be6a-d118121d3733/0/image001.png

 

Чтобы набрать цифру 8 нам надо одновременно верхнюю косточку опустить к расчетной линейке и три нижние косточки поднять. А если нам надо отнять, то мы так же одновременно их убираем верхнюю (небесную) в верх и три нижние (земные) вниз.

III. Практическая часть

Итак, давайте возьмём наш соробан и потренируемся набирать цифру 8. Получилось, хорошо.

 Давайте выполним следующее занятие в ваших тетрадях. Смотрим внимательно. Вам надо обвести соробан по точкам и раскрасить косточки. Рядом на пустой спице, вам нужно нарисовать такое количество косточек, чтоб получилась цифра 8.  (Выполнили)

А теперь давайте посмотрим внимательно как пишется цифра 8.

(Педагог демонстрирует на доске, как правильно пишется цифра).

Всем понятно. (Ответы детей)

Тогда давайте выполним следующее задание и обведём по точкам цифру 8. (Выполнили)

 

Мы помним, что существуют правила работы на соробане. Сегодня мы продолжим с ними знакомиться, только частично.

Мы знаем что:

- Соробан должен лежать на плоской поверхности.

- Держим его левой рукой 3 пальцами (большим, мизинцем и безымянным).

- В правой руке ручка и два свободных пальца (большой и указательный).

- Что бы приготовить соробан к работе или обнулить его, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине.

Итак,  мы подготовили наши соробан. Давайте теперь с вами выполним задание в тетради нам нужно посчитать примеры с помощью соробан. (Посчитали)

IV. Физминутка

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

V. Новые знания

Это наглядность карточек.

      

Карточки (педагог называет цифру - дети вместе с педагогом ищут нужную карточку и вписывают цифры)

https://documents.infourok.ru/c6265b6c-32ac-4762-be6a-d118121d3733/0/image002.jpg

Игра «Набираем числа». Дети набирают на большом соробане – педагог читает.

VI. Рефлексия

А кто вспомнит, как называется инструмент, на котором мы с вами сегодня работали? (ответы детей).

 Ребята, вам понравилось работать с соробаном ?

Что было сложнее всего для вас? (ответы детей). 

А с чем вы справились легко? (ответы детей).

Ребята, а хотели бы вы заниматься ментальной арифметикой дальше?

Давайте на большом соробане поднимем 1 косточку - если нет, и 5 -  если да. Выполняем по очереди.            

VII. Подведениеитогов                                                                                                                        Анализрезультата рефлексии.                                                                                                                  

На этом занятие закончено. Мне очень приятно было с вами работать и жду вас на занятиях по ментальной

арифметике.                                                                                                                          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.....

Ментальная арифметика "Абакус"

Абак - счётная доска, применявшаяся для  арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...

Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду» Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.

МБДОУ «Детский сад №25 «Золушка»»Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.    Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду&r...

Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"

У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...