Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Познакомить детей с понятием ментальная арифметика

  • Познакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)
  • Учить детей писать числа на абакусе
  • Познакомить с флеш-картами
  • Учить решать простые примеры
  • Развивать внимание, память

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnoe_zanyatie.doc75.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Вводное занятие по ментальной арифметике

 «Счет в воображении»

 «Счет в воображении»

Цель: Познакомить детей с понятием ментальная арифметика.

Задачи:

  • Познакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)
  • Учить детей писать числа на абакусе
  • Познакомить с флеш-картами
  • Учить решать простые примеры
  • Развивать внимание, память

Возраст детей 5 -6 лет

Оборудование и материалы:

                                                             -абакус для педагога демонстрационны

        -абакус на каждого ребенка

        -ПК, призентация

        -демонстрационные флеш-карты

        --шаблоны для рисования двумя руками

        -игра-коврик «Абакус»

Организация детей:

        -Группа 6 человек

        -расположение детей: столы стоят полукругом,

        дети сидят по двое, во время выполнения

        нерогимнастического упражнения, физминутки-

        врассыпную в кабинете.

                       

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Николаевна, я ваш педагог, буду вас обучать очень интересной и увлекательной математике. Вы познакомитесь с новым предметом, научитесь с помощью его выкладывать числа, считать примеры и решать задачки.

Для этого мы с вами отправляемся в путешествие в далекую страну Японию, чтобы туда добраться нужно быть очень внимательными. Давайте вместе со мной поиграем в игру

« Ухо-нос». Левой рукой беремся за нос. Правой рукой  за правое ухо. Хлопаем в ладоши и меняем местами. Сначала, выполняем медленно, потом быстрее. Молодцы! Отлично!  Давайте поплывем в Японию на корабле, и волны будут рассекать наш корабль, с двух сторон. Вам нужно нарисовать волны сразу двумя руками, попробуйте.( дети подходят к столам, на которых лежат на каждого ребенка  рисунок корабля, и выполняют работу) Молодцы, получилось. Вот мы и в Японии( Слайд 1) А зачем мы туда отправились?

( Ответы детей)  Да, именно в японии и находится этот замечательный предмет с интересным названием-Абакус и на нем японские дети обучаются счету, работе с цыфрами, играют.(Слайд 2)

 Во и вы сейчас поиграете, я показываю вам число ,а вы прыгаете столько раз, сколько оно обозначает.( дети выполняют прыжки по количеству) Молодцы, вы справились и знаете все цыфры.

Ребята, посмотрите на экран( слайд3),теперь подойдите к столам и посмотрите, у нас появился удивительный предмет-Абакус.Как вы думаете, что это?( ответы детей)  Абакус придумали в Китае, а в Японии убрали одну лишнюю косточку и  и назвали «Соробаном» -это вычислительная доска, а это значит с ее помощью можно считать.( 4 слайд)

Знакомство с абакусом ( 5 слайд)

 Возьмите в руки эти счеты. Это и есть «Абакус»

Давайте их рассмотрим. Какой они формы? Из чего состоит «Абакус»? Что еще на нем есть? Спицы, косточки, перекладина, которая разделяет верхние и нижние косточки.

Посмотрите, как правильно положить абакус( слайд 6).А чтобы не путаться, им придумали название: небесные косточки( они ближе к небу) и земные( они ближе к земле)

Давайте поиграем: сейчас возьмите в руки абакус и стряхните. Смотрите. Косточки разбежались.Чтобы земные вернуть на землю, а небесные на небо, нужно ущипнуть планку и провести по ней рукой, как будто паровозик едет. Чтобы на абакусе хорошо считать, нам  понадобится всего два пальца: большой и указательный. А чтобы записывать еще и ответ, который у нас получится при счете, вам нужно будет всегда держать карандаш в руках. Посмотрите, вот так мы будем держать пальцы и карандаш. Давайте попробуем вместе, но для начала покажите мне все, как курочка клюет зернышки ( дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Чтобы вы запомнили, как работать пальчиками , я расскажу вам сказку.

     Жили-были два брата: Большой. Так его звали, потому, что он был большой и толще других детей, и Указательный, потому, что он был очень умный, отчего любил всех учить и всем указывал, как себя вести. Большой был озорник, и поэтому, когда он выходил гулять, то выносил на улицу много игрушек и все их разбрасывал. Вот так. ( педагог поднимает косточки абакуса) При этом сам он никогда игрушки не убирал. Это приходилось делать его брату Указательному. Он хмурил брови и ворчал, но при этом аккуратно ставил все игрушки на место. Вот так ( педагог опускает косточки абакуса)

Давайте поиграем с братьями: Большой вышел на улицу и разбрасывает игрушки. ( дети поднимают ряд косточек  на всех спицах)  А теперь вышел строгий братец Указательный. Он собирает все игрушки. ( дети опускают все косточки) Тоже делаем левой рукой.

Счет на абакусе

С помощью косточек можно считать. Найдите крайнюю спицу справа. На этой спице живут единицы. Одна косточка- это одна единица. Смотрите: поднимаю одну косточку .Это обозначает один. Опускаю. Теперь поднимаю две косточки. Что это значит? Это значит 2. И т.д. до 4-х. Какое число после 4-х? Верно 5 . Смотрите, у нас больше нет косточек, нечего добавить. Где же 5? Число 5 обозначается отдельной косточкой. Вот этой- небесной. Мы ее опускаем вниз, а 4-ре земные возвращаем на место. Попробуйте на своем абакусе. ( дети выполняют задание несколько раз) Хорошо получается, молодцы. Далее 6. Это 5 и 1. А как 7,8,9.

Давайте поиграем в игру «Кто внимательный» ( работа с флеш-картами) : я буду показывать карточку с числом, а вы выкладывайте число на абакусе. А теперь наоборот, я покажу число на абакусе , а вы его назовете. Молодцы! Вы хорошо поработали с абакусом. А у меня есть чудо –коврик, посмотрите. Давайте поиграем с ним. Выходите . Ваша задача встать на то число, которое я назову.( исходное положение: обе ноги стоят на перекладине, например:5-одна нога на небесной косточки, другая на перекладине; 7-одна нога на небесной косточки . другая на вторую сверху земную.)

 Вот так!

Попробуем еще? 4, 2, 9, 5.

Отлично!

Продолжим знакомство с абакусом?

Давайте посчитаем примеры на абакус ( один ребенок у доски)

1+1; 1+2; 1+3; 2+2; 2+1; 5+3; 3+1; 2+5; 1+5; 5+4

На абакусе можно считать любые примеры. Даже зная цифры в пределах 9 ,вы на абакусе можете складывать  и вычитать большие числа! У абакуса есть свои секреты, которые мы с вами узнаем на следующих занятиях. Вы все большие молодцы!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема "Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

При проведении мероприятия с педагогами (деловая игра, семинар-практикум и т.п.) по математическому развитию дошкольников можно познакомить педагогов с данной схемой, обратив внимание воспитателей на ...

Представление опыта работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Представление опыта работы на конкурс по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Педагог года 2013...

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Салфеточная аппликация  как средство развития  мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а ф...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Проект "Быстрый счет"

Базовую проблему внимания и любознательности решает ментальная арифметика, которая развивает умственные и творческие способности детей, учит запоминать, разбираться .Мы применяем методику гармоничного...