Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
консультация

Имамова Гульшат Фановна

Дошкольный возраст - это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребенка наиболее интенсивно развиваются до 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Когалыма «Берёзка»

«Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Подготовила: Имамова Г.Ф.,

                                                                                                                воспитатель

Дошкольный возраст - это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребенка наиболее интенсивно развиваются до 6-7 лет.

Известно, что в раннем возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует. Все дети рождаются с преобладанием развития правого полушария мозга, которое отвечает за чувственное, образное и целостное восприятие мира. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Функцию правого полушария ребенка можно определить, как "творческую", а левого - как "вычислительную".

Для построения точных движений человек пользуется правой рукой (если он не левша, "подведомственной" левому полушарию, что требует постоянного анализа информации управления мышцами. И чем тоньше движение, тем больше объем подобной работы.

Главная цель педагога – научить детей рационально использовать возможности, как левого, так и правого полушария мозга. Любые задатки, которые генетически заложены в маленьком человеке, благодаря этому обучению, получают активное развитие. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом.

Абакус или абак (с греческого – счетная доска) – это специальные счёты, применяемые для арифметических вычислений.

Именно японцы разработали целую технологию тренировки интеллекта с помощью абакуса — технологию «Ментальная арифметика». Сегодня по данной технологии обучаются дети более в 50 странах мира. В нашей стране эта технология появилась совсем недавно.

В основе методики лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счёту и смена типа нагрузок с логических на творческие. Стоит отметить, что быстрый счёт «в уме» является не самоцелью, а лишь инструментом, который позволяет ребёнку задействовать свой интеллект с бОльшей эффективностью, чем в других методиках подсчёта.

Основной вид деятельности в ментальной арифметике — счет на абакусе.

Абакус представляет собой рамку, в которую вставлены спицы, поделенные поперек продольной планкой. На каждом ряду спиц нанизаны косточки, которые позволяют ребенку визуализировать базовую десятичную систему. Манипулируя этими косточками, ребенок производит сложные арифметические действия. На каждой спице всего пять косточек в одном ряду. Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5». Такое расположение (4+5=9) дает возможность представить на линейке все цифры от 0 до 9.

Значащим считаются косточки, придвинутые к средней разделительной планке. Линейки расположены не горизонтально, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это имеет важное значение, так как соответствует форме записи чисел слева направо, и вычисления на абакусе тоже ведутся слева направо. Абакус является самым доступным для человеческого зрительного восприятия.

1. Каждая косточка на абакусе что-то значит. Рассмотрим нижние косточки. Счёт начинается тогда, когда мы прибавляем косточки к ПЛАНКЕ. Если у планки косточек нет – это значит ноль (поднимаем косточки поочередно 1, 2, 3, 4. Опускаем косточки – ноль). Пример, 1+2=3, 3+1=4, 4-1=3, 2-1=1. Примеры постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

2. С нижними косточками мы познакомились. Дальше переходим к знакомству с верхней косточкой, которая означает 5. Важный момент: если ребенок ещё не знаком с числами, ему важно объяснить, что верхняя косточка означает не просто число 5, а число 5, в котором состоят ещё маленькие косточки 1, 2, 3, 4, 5.

3. Давайте рассмотрим все числа, которые находятся на спИце от 0 до 9. Если к планке не прибавлено ни одной косточки – это ноль. Начнём с 5. (5+1=6, ещё +1=7 ещё +1=8 ещё +1=9. Минус 1= 8-1=7-1=6-1=5 (поднять верхнюю косточку)-5=0.

Если нам нужно получить число 6, мы работаем «ТЕХНИКОЙ КРАБИК». Ставим пальцы вот в такое положение (показать) как клешня у крабика и прибавляем число (6   ------). В счёте ментальной арифметики это важно. Мы не прибавляем по отдельности, если нам нужно число 6. По отдельности прибавляем косточки, если у нас пример 5+1=6.  Но если наш пример начинается с числа 6, то это мы делаем одноврЕменно (показ примера – 6+1=7). У вас на столах есть задание на закрепление темы. Выполняем его.

Этапы обучения:

- Подсчёт результата вычислений с помощью абакуса;

- Дети учатся воспроизводить действия в уме (работа с воображаемым абакусом);

- Отработка навыков, возрастание сложности операций.

Способы счёта:

- на слух, в рабочих тетрадях, на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажёр «Весёлый соробан», с помощью флеш - карт (графическое изображение абакуса).

Ментальная арифметика способствует:

- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;

  • - наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
  • - улучшению внимательности и концентрации;

Изучайте ментальную арифметику – это интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Салфеточная аппликация  как средство развития  мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...