Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"
статья на тему
У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в создании коррекционно-развивающей программы для данной категории детей. Статья написана по первым полученным результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_leonovoy_o.a.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
| Педагог-психолог МБОУ «Школа № 69» Леонова О.А. |
Тема: «Развитие аналитико-синтетической деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР с использованием элементов ментальной арифметики»
В нашей стране изучение детей с задержкой психического развития началось в 50-е годы XX века. У истоков стояли исследователи Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, В.Ф. Мачихина; М.С. Певзнер и др. Термин ЗПР (задержка психического развития) был предложен Г.Е. Сухаревой. В конце 60-х начале 70-х годов широко развернулось изучение психологических особенностей детей с ЗПР.
Вопросам аналитико-синтетической деятельности посвящены исследования Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выготского, З. И. Калмыковой, В. А. Крутецкого и др.
Л. С. Выготский определяет аналитико-синтетическую деятельность как способ познания мира, при котором сначала «разлагают воспринимаемый мир на отдельные элементы, а затем строят из этих элементов новые образования, помогающие лучше разобраться в окружающем».
Основу аналитико-синтетической деятельности составляют такие мыслительные операции как анализ и синтез, присутствующие в основе всех процессов познания. С их помощью человек усваивает содержание обучения – воспринимает, осмысливает, запоминает, применяет, обобщает и систематизирует получаемую извне информацию.
Л. И. Анцыферова отмечает, что аналитико-синтетическая деятельность с точки зрения психических процессов представляет собой способ познания объектов. В соотношении с умственной деятельностью аналитико-синтетическая мыслительная деятельность приводит к новым знаниям и одновременно к формированию все более обобщенных и эффективных приемов мышления.
У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. Дети с ЗПР часто не понимают условности ситуаций. Особая трудность – сравнение предметов, с которыми нет возможности непосредственно действовать, то дети с ЗПР сравнение проводят бессистемно. Наблюдается недостаточность наглядно-образного мышления, испытывают затруднения в переключении с одного предмета классификации на другой. У младших школьников с ЗПР преобладает практически-действенное обобщение, трудно производят обобщение вообще, так как не всегда могут выделить общие существенные признаки. Процесс обобщения родовых понятий существенно зависит от объема конкретного материала, которым оперирует ребенок.
Таким образом, учителя начальных классов сталкиваются с тем, что дети не усваивают элементарный программный материал, они не могут проанализировать свои действия при выполнении заданий, увидеть причинно-следственные связи, детям с ЗПР трудно выполнять действия без внешней помощи, так как самоконтроль отсутствует.
При своевременной коррекции симптоматики ЗПР у детей младшего школьного возраста с легкой степенью возможна относительная обратимость некоторых трудностей связанных с обучением, так как многие причины проблем учебной деятельности связаны с функционированием мозга, с развитием правого и левого полушария. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. И практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. При включении в коррекционную работу элементов ментальной арифметики, позволит улучшить самостоятельность и инициативность, концентрацию внимания, пространственное мышление, логику и уверенность в себе.
Методика ментального счета имеет древние корни. Разработана она сравнительно недавно ученым из Турции Халитом Шеном. Он использовал для своей системы счеты - абакус, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. В 16-м веке из Китая он попал в Японию. Японцы создали счеты соробан, которые и до сегодняшнего дня используются для обучения детей в начальной школе. Всем известен тот факт, что у людей правое полушарие головного мозга отвечает за творческий процесс, создание и принятие образов, а левое полушарие отвечает за логику. Двигая левой рукой, как-бы «включаем» правое полушарие, а двигая правой рукой - левое полушарие. И таким образом одновременно-синхронная деятельность сразу двух полушарий мозга предоставляет большой потенциал для интеллектуального развития детей. Ну, а непосредственной задачей ментальной математики (иначе – арифметики) является задействование ею в образовательном процессе всего мозга. Одновременная работа обеими руками на абукусе не только оказывает помощь детям в освоении быстрых вычислений, но и также крайне благотворно сказывается на развитии способностей к аналитической деятельности.
Учебно-познавательная деятельность детей с ЗПР должна быть направлена не только на понимание и запоминание, но и на осознание ими методов и способов рассуждений, которые лежат в основе особых образовательных потребностей. Наибольший успех в формировании учебной мотивации и познавательной активности может быть достигнут в случае, когда учебная и коррекционная деятельность, в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, является аналитико-синтетической.
В экспериментальном исследовании, для изучения актуального уровня развития детей с ЗПР на начальном этапе и учетом замедленного психического развития, которые привели к задержке психического развития детей (изучение медицинских карт и заключений ТПМПК), использовались следующие методики: «Четвертый лишний» (см. Приложение 2), «Сравнение двух понятий» (см. Приложение 3), «Разрезные картинки» (см. Приложение 4), «Лабиринт» (см. Приложение 5). В группу испытуемых вошли 8 детей с ЗПР обучающихся в 1 классе (см. Таблица 1).
В результате исследования уровня аналитико-синтетической деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития обучающихся в 1 классе, по 4 методикам, были получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Сводная таблица результатов диагностического исследования обучающихся с ЗПР в 1 классе.
№ п/п | Имя Фамилия | Методики | |||||||
Четвертый лишний | Сравнение двух понятий | Разрезные картинки | Лабиринт | ||||||
Уровень развития | Баллы | Уровень развития | Баллы | Уровень развития | Баллы | Уровень развития | Баллы | ||
1 | Никита Д. | низкий | 0 б. | низкий | средний | 3 б. | низкий | 20 б. | |
2 | Данил Ш. | низкий | 0 б. | низкий | высокий | 4 б. | средний | 25 б. | |
3 | Артемий К. | средний | 5 б. | низкий | средний | 3 б. | низкий | 20 б. | |
4 | Иван Г. | средний | 6 б. | низкий | средний | 3 б. | низкий | 23 б. | |
5 | Максим П. | низкий | 1 б. | низкий | низкий | 3 б. | средний | 25 б. | |
6 | Иван Н. | низкий | 0 б. | низкий | средний | 4 б. | средний | 25 б. | |
7 | Никита А. | средний | 4 б. | средний | низкий | 2 б. | низкий | 20 б. | |
8 | Света К. | средний | 6 б. | средний | высокий | 4 б. | низкий | 23 б. | |
9. | Саша К. | низкий | 0 б. | низкий | низкий | 2 б. | низкий | 20 б. | |
10. | Егор П. | средний | 6 б. | средний | средний | 3 б. | средний | 25 б. | |
11. | Мигель Б. | высокий | 10 б. | средний | высокий | 4 б. | средний | 25 б. | |
12. | Максим Д. | средний | 4 б. | низкий | высокий | 4 б. | средний | 25 б. |
Исходя из общих результатов обследования, было выявлено, что есть качественный разброс результатов по развитию аналитико-синтетической деятельности у учащихся из одной и той же возрастной группы: с высоким уровнем – 10%; с средним уровнем – 44%, с низким уровнем – 46%, еще раз подтверждая факт о том, что категория детей с ЗПР весьма разнообразна, так как различны причины и степень повреждения, которые привели к задержке психического развития обучающихся.
Данная группа детей была разделена на подгруппы – контрольную и экспериментальную. В течение нескольких месяцев в экспериментальной группе, в которую вошли следующие учащиеся: Никита Д., Данил Ш., Артемий К., Иван Г., Максим П., Иван Н., Никита А., Света К. проводились занятия по развитию познавательной сферы, межполушарного взаимодействия, с использованием элементов ментального счета.
По результатам диагностики были поставлены следующие цели и задачи:
- Формирование аналитико-синтетической деятельности у детей с ЗПР по средствам межполушарного взаимодействия с использованием элементов ментальной арифметики.
Задачи:
- Развитие концентрации внимания, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.
- Развитие координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
- Развитие саморегуляции и произвольности поведения.
И были определены направления работы:
- Ознакомление с ментальной арифметикой
- Знакомство с счетами-абакус
- Создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности
- Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов)
- Формирование моторики с использованием кинесиологических программ для синхронизации межполушарного взаимодействия
- Организация взаимодействия со сверстниками для создания положительной мотивации к обучению
Занятия в экспериментальной группе по развитию аналитико-синтетической деятельности проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 40 минут (1 урок).
Был подобран наглядный материал - с использованием наглядных пособий, план – схем, слайд –презентаций; раздаточный материал – счеты-абакус; и практический материал – показ алгоритма действий; использование игровых приемов.
Задачей первого этапа стало знакомство с ментальной арифметикой, с абукусом.
На данном этапе были использованы в основном следующие приемы: тактильное знакомство с счетами, показ слайдов по ментальной арифметике, знакомство с помощником по занятиям – Андреем. Учащимся было рассказано из чего состоят счеты: 1) внешняя рама
2) верхний ряд бусинок (братья): значение 5
3) нижний ряд бусинок (друзья): значение 1
4) расчетная (разделительная) линейка
С особым интересом и вниманием к знакомству со счетами отнеслись дети, у которых вторичным дефектом к задержке психического развития есть в анамнезе расстройство аутистического спектра, Артем К., Данил Ш. и Никита Д. Они долго и пристально осматривали абакус, гладили косточки на счетах, что затруднило их дальнейшее переключение внимания по теме.
На втором этапе по формирование общеинтеллектуальных умений и развитию моторики использовались следующие приемы: Работа на листочках из рабочей тетради по ментальной арифметике, тренировка на абукусе, работа на листочках по материалам Трясоруковой Т.П.
Использовали следующие игры и упражнения направленные на развитие аналитико-синтетической деятельности:
- «Зеркальное рисование». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Взять в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку. - "Кулак – ребро – ладонь"
Цель: для развития синхронизации работы полушарий. - «Продолжи закономерность». Цель: развитие способности анализировать простые закономерности.
- «Сходство и различие». Цель: умение выделять в явлении разные особенности.
Наибольший интерес и затруднения у учащихся вызвали такие задания, как "Зеркальное рисование", потому что основной состав учащихся это левополушарные дети, для которых характерно оперирование словами и условными знаками, изложение материала в абстрактном линейном стиле изложения, тогда как правое полушарие, которое отвечает за образ и за синтез полученной информации, не работает. Поэтому необходимость в выполнении заданий на межполушарное развитие стала так необходима для учащихся с ЗПР. Успешность протекания аналитико-синтетической деятельности учащихся с задержкой психического развития является важным условием полноты и адекватности познания школьниками окружающего мира.
На последующих этапах занятий проводится формирование моторики с использованием кинесиологических программ для синхронизации межполушарного взаимодействия и организация взаимодействия со сверстниками для создания положительной мотивации к обучению. Труднее всего по развитию межполушарного взаимодействия дались комплексы кинесиологических упражнений: «Кошки», «Тигры», «Листочки», «Воздушный шарик» и т.п. Особенно учащимся, имеющим в анамнезе вторичным составляющим СДВГ: Света К., Никита А., Иван Н., что необходимо для обеспечения гармонизации мыслительной деятельности учащихся в соответствии с типом асимметрии полушарий.
В январе 2018 была проведена промежуточная диагностика у учащихся в экспериментальной группе по развитию аналитико-синтетической деятельности:
№ п/п | Имя Фамилия | Методики | |||||||
Четвертый лишний | Сравнение двух понятий | Разрезные картинки | Лабиринт | ||||||
Уровень развития | Баллы | Уровень развития | Баллы | Уровень развития | Баллы | Уровень развития | Баллы | ||
1 | Никита Д. | низкий | 0 б. | низкий | средний | 3 б. | низкий | 20 б. | |
2 | Данил Ш. | средний | 0 б. | низкий | высокий | 4 б. | средний | 25 б. | |
3 | Артемий К. | высокий | 5 б. | средний | средний | 3 б. | низкий | 20 б. | |
4 | Иван Г. | средний | 6 б. | средний | средний | 3 б. | средний | 23 б. | |
5 | Максим П. | низкий | 1 б. | низкий | средний | 3 б. | средний | 25 б. | |
6 | Иван Н. | низкий | 0 б. | средний | средний | 4 б. | средний | 25 б. | |
7 | Никита А. | средний | 4 б. | средний | средний | 2 б. | средний | 20 б. | |
8 | Света К. | средний | 6 б. | средний | высокий | 4 б. | средний | 23 б. |
Были получены следующие результаты:
- Количество учащихся с высоким уровнем снизилось до 9 %, что свидетельствует о более качественном развитии у обучающихся качественных характеристик аналитико-синтетической деятельности;
- Количество детей среднего уровня развития увеличилось до 65 % за счёт перехода детей с низкого на средний уровень.
- Снизился низкий уровень развития детей до 25%.
На основании проделанной работы в короткие сроки по результатам в экспериментальной группе можно сделать следующие вывод:
Развитию аналитико-синтетической деятельности у учащихся с ЗПР способствуют занятия с использованием ментальной арифметики и развитию межполушарного взаимодействия.
Занятия по данной программе способствуют:
- Развитию способности к обобщению;
- Развитию способности к соотнесению частей и целого и их пространственной координации, то есть синтезу на предметном уровне;
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитию операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении у учащихся.
Таким образом, проведение коррекционно-развивающей программы с использованием ментальной арифметики и межполушарного взаимодейстия для учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития благоприятно сказывается на развитии аналитико - синтетической деятельности у учащихся с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...
Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения учащихся младшего школьного возраста.
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их «одним махом» невозмо...
Формирования элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием наглядности.
Использование наглядности в обучении учащихся с ОВЗ имеет особое место для успешного формирования математических представлений....
Конспект занятия по математике с использованием ментальной арифметики
«В гости к Маше и Медведю»...
Проектно - исследовательская деятельность с учащимися младшего школьного возраста на занятиях хореографией
Поддержание интереса обучающихся к освоению программы дополнительного образования – одна из основных задач педагогов Губкинской школы хореографического искусства. Инновационные подходы к р...
Статья " Использование приемов АДК в игровой деятельности с невербальными детьми младшего школьного возраста"
Альтернативная дополнительная коммуникация, как способ общения с детьми. Организация игровой деятельности детей с помощью АДК....
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....