Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе Тема: Число 5. Цифра 5.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Тимченко Татьяна Гудратовна

НОД по ФЭМП старшей группы ДОУ. На занятиях по математике используются разнообразные методы (словесный,наглядный, игровой) и приемы (рассказ,беседы. объяснение, указание, вопросы к детям, ответы детей. образец, дидактические игры и упражнения, показ предметов,картин).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Городского округа Балашиха

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ОДУВАНЧИК»

143904, Московская область, г. Балашиха, ул. Живописная, д.11

тел/факс: 8-495-521-23-44

http://bal-ds17.edumsko.ru/

e-mail:mbdou17oduvanchik@mail.ru

Конспект

занятия по ФЭМП в старшей группе

Тема: Число 5. Цифра 5.

Воспитатель: Тимченко Татьяна Гудратовна

Балашиха- декабрь 2021

Конспект

занятия по ФЭМП в старшей группе

Тема: Число 5. Цифра 5.

Программное содержание:

-Познакомить с цифрой 5,ее значением, изображением, местом в числовом ряду. Состав числа 5;

-Закрепить знания по установке числового ряда. Определение и нахождение чисел-соседей;

-Учить делить целое на части, поощрять самостоятельный поиск решения поставленной задачи ;

-Формировать временные и пространственные отношения (год, неделя, месяц);

-Развивать мыслительную деятельность, понимать учебную задачу и точное ее выполнение.

Материал для занятия.

Демонстрационный: письмо лесных зверей; снеговики; Зайцы плоскостные по 5 штук; яблоки-5 шт.; круг плоскостной; колокольчик- новогодняя игрушка.

Раздаточный: Тетрадь «Занимательная математика», фломастеры, простой карандаш, ручка.

Ход занятия.

Дети собраны в круг. Учитель предлагает им отгадать загадку, которая подскажет им тему нового урока.

Загадка:

Если звезды сияют ярко,

Если детям дарят подарки,

Если елка огнями цветет,

Значит это пришел…

Все: Новый год!!!

-Мы все с вами любим новый год и с нетерпением его ждем. Скоро и к нам в школу придет Новый год с подарками, шутками и , конечно, с Дедом Морозом. А у меня есть колокольчик-игрушка на елку. Сейчас он пойдет по кругу и будет задавать вопросы:

-Когда к нам приходит Новый год?

-Какие месяцы считаются зимними?

-Какой первый, второй, третий месяцы зимы?

-Сколько дней бывает в месяце?

-Сколько дней бывает в году?

-Сколько дней в неделе?

-Назовите их по порядку.

-Какой день недели по счету четверг, суббота и т.д.?

-Какие дни называют выходными?

-Какой ваш самый любимый праздник в году?

-В какое время и какого числа наступает Новый год?

-Весело звенит колокольчик. Скоро, совсем скоро Новый год! Вы все загадаете желание. Придет дед Мороз и … начнут происходить удивительные чудеса… (раздается шорох)

Дети и учитель поворачиваются на шум. Неужели чудеса уже начались? Дети осматривают группу и находят письмо.


Письмо:

Дорогие дети!

Мы никогда не видели елку с шариками и Деда Мороза с подарками. Мы ничего не знаем про Новый год и совершенно не знаем как и где его найти.

Помогите нам! Лесные звери.

-Интересно. Кто же доставил это письмо нам в класс? Ах. вот они -наши почтальоны! (вынимает из тайничка одного за другим зайцев, выставляет их в ряд) Мы с ребятами согласны помочь вам , зайчата. Но у нас есть одно условие: мы вам поможем найти Деда Мороза, а вы нам поможете провести занятие. Итак, всем занять свои места… Зайчата нам помогут познакомиться с числом 5.

-Кто из вас догадается, где мы каждый день встречаем число 5? ( пальцы рук,ног)

-В каких явлениях или предметах мы встречаем число 5? (5 лучей у звезды, 5 лучей у листа клена, 5 лепестков у цветов)

-Число 5 обозначается цифрой 5. В числовом ряду цифра 5 идет после 4 (выставляются цифры на доске 1,2,3,4,5)

А потом пошла плясать

По бумаге цифра «пять».

Руку вправо потянула,

Ножку круто изогнула.

Число пять состоит из пяти единиц: 1+1+1+1+1=5. Давайте посмотрим , из каких еще чисел можно сложить число 5. Посмотрите на доску.

-Сколько перед вами зайцев? (5)

- Сколько зайцев слева? (4)

-Сколько зайцев справа? (1)

-Сколько всего зайцев? (5)

-Составим выражение : 4+1=5. Теперь переставим одного зайца слева направо.

-Сколько зайцев слева? (3)

-Сколько зайцев справа? (2)

-Сколько всего зайцев? (5) Составим выражение : 3+2=5. Переставим еще одного зайца слева направо.

-Сколько зайцев слева? (2)

-Сколько зайцев справа? (3)

-Сколько всего зайцев? (5) Составим выражение : 2+3=5. Опять переставим еще одного зайца слева направо.

-Сколько зайцев слева? (1)

-Сколько зайцев справа? (4)

-Сколько всего зайцев? (5) . Составим выражение : 1+4=5.

Учитель обращает внимание детей на все возможные варианты образования числа 5.

______5______

4+1

3+2

2+3

1+4

-Какую закономерность вы заметили? (Числа при сложении меняются местами, но результат дают один и тот же)

-Ребята, а вы знаете , что число 5- это любимое число приподы. Оно символизирует движение – жизнь. Поэтому наше число пять поможет нам оживить снеговиков в ваших тетрадях.

Задание 1. Тетрадь «Занимательная математика». 

Составь число 5 из двух меньших чисел.

На доске появляется 5 «оживших» снеговиков.

-Сколько снеговиков перед вами?

-Сколько всего друзей отправляет в путь на поиски деда Мороза? (10). Посмотрите ребята число 5 и 5 вместе дают число 10. (5 пальцев одной руки + пять пальцев другой руки=10)

-Посчитайте прямым счетом до 10.

-Посчитайте пятерками до 10

-Посчитайте обратным счетом до10.

-Покажите , кто стоит пятым , седьмым, вторым и т.д. по счету?

-Кто по счету стоит перед вторым, пятым, седьмым и т.д.?

-Кто по счету стоит после первого, четвертого, девятого и т.д.?

С доски убирается пособие. Учитель предлагает детям удержать в голове весь числовой ряд от 1 до 10.

-Какое число идет после шести, трех и т.д.?

-Какое число идет перед семеркой, двойкой и т.д.?

-Какое число стоит между пятеркой и семеркой и т.д.?

-Какие числа стоят рядом с числом три, шесть, девять и т.д.?

-Числа , которые стоят перед заданным числом и после заданного числа называются соседями.

Например:

Числами-соседями числа 7 являются числа 6 и 8.

-Назовите числа-соседи числу 2, 5 и т.д.

Задание 2. Тетрадь «Занимательная математика». 

Найди числа соседи.

-Ну что ж, ребята, пора наших друзей отправлять в дальнюю дорогу. (Выставляет вновь зайцев и снеговиков). Надо бы нам дать друзьям что-нибудь скушать в дорогу. У меня есть 5 яблок.

-Хватит ли яблок на всех?

-Если не хватит, то что же делать?

-Разделить- это как?

-Как мы назовем части от яблока? (половинки) Пол яблока и еще пол яблока будет целое яблоко.

Дети помогают учителю делить яблоки.

-Хватит ли теперь на всех яблок?

-Как мы можем это проверить?

-Пока друзья подкрепляются перед дальней дорогой , мы с вами попробуем разделить яблоко не на две , а на большее количество частей. (Предлагает детям подумать, как разделить яблоко на 4 , 8 частей)

-На какую геометрическую фигуру похоже яблоко?

-Попробуйте поделить круг на равные части по разному. У кого как получится.


Задание 3. Тетрадь «Занимательная математика». 

Раздели круг на любое количество равных частей.

-Наши друзья готовы отправляться в путь . А вот что произойдет с ними дальше, мы узнаем на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Число 8.Цифра 8 «Путешествие в страну знаний »

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Число 8.Цифра 8  «Путешествие  в страну знаний »Задачи:Образовательные:1.     Закрепить п...

ЗАНЯТИЕ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЧИСЛО И ЦИФРА 0».

Материал, представленный в конспекте в игровой и занимательной форме знакомит детей с цифрой 0. Практика показывает, что эффективным способом сделать информацию интересной для ребенка этого возраста, ...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе.ТЕМА: Число 0. Цифра 0

Основная образовательная цельСформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.Новое знание (детское «открытие...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Число и цифра 8».

Цель: - учить отгадывать математическую загадку;- познакомить с цифрой 8;- учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?;- учить преобразовывать квад...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Число 8. Цифра 8»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Число 8. Цифра 8»Тема: «Число 8. Цифра 8»Программное содержание.Задачи:Образовательные:1. Продолжать учить ...