Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «В поисках профессора Треугольникова»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ковалева Марина Алексеевна

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие.

 

Задачи:

Обучающие задачи:

• продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20;

• упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку;

• упражнять в счёте в пределах 20;

• учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения;

• закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче.

Развивающие задачи:

• создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

• развивать смекалку, зрительную память, воображение;

• способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

• воспитывать интерес к математическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_konspekt_v_poiskah_professora_treugolnikova.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 37"

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию ФЭМП 

в подготовительной группе

Тема: «В поисках профессора Треугольникова»

Используемые образовательные технологии: 

• технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

 игровые технологии;

информационно – коммуникативные технологии;

• здоровьесберегающие образовательные технологии;

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие.

Задачи:

Обучающие задачи:

• продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20;

• упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку;

• упражнять в счёте в пределах 20;

• учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения;

• закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче.

Развивающие задачи:

• создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

• развивать смекалку, зрительную память, воображение;

• способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

• воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа:

отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Материал и оборудование: 

Карта с островами, аудиозапись, музыкальная колонка, доска, мольберт, мел, пронумерованные конверты с заданиями, толковый словарь, картинки архипелага, билеты – карточки с точками, рисунки по точкам по количеству детей, карандаши, цифры от 11 до 20 – 4 комплекта, карточки с заданиями для физ. минутки, схемы для составления арифметических задач, маркер, листы бумаги в крупную клетку, линейки, красные круги.

  1. Организационная часть

Ребята, давайте поприветствуем друг друга и гостей.

Встанем рядышком в кругу,

Скажем «здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется, утро доброе начнется!

Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем.

Сегодня утром мне пришло необычное сообщение от профессора Треугольникова, он просит вашей помощи.  Вам интересно послушать? (ответы детей)

(звучит аудиозапись «Входящее сообщение»).

«Здравствуйте, ребята! Это я - профессор Треугольников. Я отправился в путешествие на математические острова 2-го десятка, для новых открытий, но меня схватили аборигены и закрыли на одном из островов архипелага. Помогите мне освободиться. Ключ от темницы — это ваши знания. Знания — это ключ ко всему.  Выполняйте задания на каждом острове архипелага - так вы покажите свои знания и откроете темницу. Помогите мне, пожалуйста, иначе я не смогу попасть в свою лабораторию и прислать новые задания для юных исследователей».

- Поможем профессору Треугольникову? (ответы детей)

- А как мы сможем ему помочь? (ответы детей)

- Как вы думаете, кто такие аборигены и что такое архипелаг? (ответы детей)

- Где мы можем найти ответы на эти вопросы? (ответы детей) 

Есть замечательная книга - «Толковый словарь», там есть ответы на эти вопросы. (Ищем ответ в словаре, показ картинок архипелага) 

Сейчас я раздам вам карточки с точками — это ваши билеты для путешествия. Сосчитайте количество точек и найдите соответствующее число на столе — это ваше место. (дети садятся на свои места)

Как вы думаете, на чем же можно добраться до архипелага? А еще на каком виде транспорта? (ответы детей) 

Для того чтобы узнать, на каком транспорте мы будем путешествовать вам нужно соединить в правильном порядке цифры от 1 до 20.

(раздать листы с рисунком по точкам. Дети выполняют задания)

Что у вас получилось? Мы поплывем на корабле, а капитаном буду я.

  1. Практическая часть

Ребята! Прежде чем начнем наше путешествие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

- За столом сиди ты стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

- Стол – это не кровать и на нём нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

Работа с картой:

Посмотрите, у нас есть карта математических островов второго десятка.

Нам нужно отправиться на архипелаг, какие это острова? Назовите цифры.

(11,12,13,14,15)

Ну что, начинаем наше путешествие?

Чтобы нам не скучно было плыть, поиграем в игру

 «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Посчитай от 3 до 9, от 4 до 8, от 10 до 15.

2. Назови соседей чисел 9, числа 4, числа 11

3. Угадай число, живущее между числами 5 и 7.

4. Назовите предыдущее число к числу 8,14, 7

5. Назовите последующее число к числу 2.

6. Назовите одного соседа числа 6,  16,  10

7. Назови число на один больше, чем 12.

8. назови число на один меньше, чем 19

Остановка остров № 11

Взять конверт с заданием № 11

В конверте лежат 5 комплектов карточек с цифрами от 11 до 20

Этот остров называется «Числовой».

Аборигены так развеселились на этом острове, что перепутали все числа, нужно поставить их на свои места.

(работа за столами по 4 человека, расставить цифры от 11, 12, 14, 13, 15, 16, 18, 17, 19, 20 по порядку)

(фронтальная проверка: проговорить порядковые числа 1 человеку)

Ребята, у всех также? Молодцы, справились с заданием, показали свои знания, а это значит, что у вас есть первый ключ от темницы.

(Имя), открывай темницу на острове №11. Профессора здесь нет, значит, нужно плыть на следующий остров.

А пока плывем, давайте поиграем в игру:

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче)

Если стол выше стула, то стул? (Ниже)

Если река шире, то ручеек? (Уже)

Если сестра старше брата, то брат? (Младше)

Если днем светло, то ночью…? ( Темно)

Если черепаха идет медленно, то лошадь бежит…? (Быстро)

Если в озере воды много, то в луже…? (Мало)

Если гиря тяжелая, то перышко…? (Легкое)

Если мороженое холодное, то чай…? ( Горячий)

Если стул твердый, то диван…? ( Мягкий)

Остановка остров № 12

Взять конверт с заданием № 12

(заранее написать числа на мольберте)

Остров называется «Сравнительный»

На этом острове аборигены похожи на числа и совсем рассорились, спорят, кто из них больше, а кто меньше? Их нужно срочно помирить. Для этого нужно сравнить цифры и правильно написать математические знаки ><=

(один ребёнок выполняет задание на мольберте)

11 < 15

17 > 14

18 = 18

20 > 17

16 > 11

13 < 19

15 = 15

Посмотрите, что получилось у… (имя ребёнка, который у мольберта).

(попросить прочитать полученные выражение других детей.)

Молодцы, вы выполнили задания. у вас есть второй ключ от темницы.

(Имя), открывай темницу на острове №12. Профессора здесь тоже нет плывем на следующий остров.

А пока мы плывем на следующий остров, отгадайте загадки.

1. Он бывает баскетбольный,

Волейбольный и футбольный.

С ним играют во дворе,

Интересно с ним в игре.

Скачет, скачет, скачет, скачет!

Ну конечно, это… (мячик)

2. Воздух режет ловко-ловко,

Палка справа, слева палка,

Ну а между них веревка.

Это длинная… (скакалка)

Остановка остров № 13

Взять конверт №13, там написано «ФИЗМИНУТКА»

Карточки с заданиями расположены на магнитной стороне мольберта.

Это остров «Математической физ. минутки»

(Дети выходят на ковер. Текст произносится до начала упражнений. Взрослый указывает, дети считают и выполняют задания)

Сколько точек будет в круге,

столько раз поднимем руки.  5 раз

Сколько елочек зеленых,

столько выполним наклонов. 7

Ты подпрыгни столько раз,

сколько бабочек у нас. 8

Сколько палочек до точки,

столько встанем на носочки 11

Ягоды считаем,

дружно приседаем. 6

Наклонились столько раз,

сколько уточек у нас. 9

Садитесь на свои места. Выполнили задания? А это значит, что с помощью знаний мы можем открыть следующую темницу. (Имя), открывай. Темница пустая. Поплыли дальше? (да) На какой остров теперь? (на 14-й)

Игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай».

Будьте внимательны, это задания на логику.

  1. У бабушки Даши внучка Маша, Кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)
  2. Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 6 кг. Сколько будет она весить, если встанет на обе ноги? (Ее вес не изменится).
  3. На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш на иве? (На иве груши не растут).
  4. На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока. Сколько стаканов осталось? (3).
  5. Сколько хвостов у трех ослов (3)
  6. Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Сколько предметов сдавала дама в багаж? (7)

Остановка остров № 14

Взять конверт №14

Прикрепить схемы с примерами на обратную сторону доски.

Подготовить маркер.

Это остров «Задач»

Аборигены такие незнайки, у них есть схемы, но они не знают, что с ними делать и совсем не умеют решать задачки. Давайте им поможем.

Прежде чем мы будем решать задачи, давайте вспомним:

- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)

- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)

  1. 12 малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит.

Сколько же всего котят?» (13). Молодцы! Как получилось число 13? 

(к 12 прибавить один будет 13).

(Имя), запиши пример на схеме.

2)  15 овечек на травке лежали,

      Потом три овечки домой убежали.

      А ну-ка, скажите скорей:

      Сколько овечек теперь?» (12) Как получилось число 12?

       (Имя), запиши пример на схеме.

  1. Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Семь румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?  (10) Как получилось число 10?

      (Имя), запиши пример на схеме.

  1. У пенёчка шесть грибочков

И под ёлкой три.

Сколько будет всех грибочков?

Ну-ка говори! (9) Как получилось число 9?

(Имя), запиши пример на схеме.

Молодцы, вы умеете решать задачи.

У нас есть ещё один ключ — это ваши правильно решённые задачи. Открываем темницу? (в темнице находим профессора Треугольникова) 

(звучит аудиозапись голосового сообщения)

«Ребята, спасибо вам большое! Я освобождён, теперь отправляюсь к себе в лабораторию. Вы справились с заданиями, но вам необходимо посетить последний остров архипелага. Там то, что поможет вам вернуться домой. А от меня ждите новых заданий для юных исследователей. До свидания». 

Ну что, ребята мы с вами большие молодцы, но нам нужно узнать, что же на последнем острове. Хотите? (да) Тогда поплыли?

Последняя остановка - остров № 15

Взять конверт № 15

Это остров «Измерительный»

(листы бумаги в крупную клетку с рисунком) 

Нам нужно узнать, хватит ли топлива, чтобы добраться в детский сад. У нас осталось 9 единиц, для этого нужно измерить расстояние между островом № 16 и детским садом на ваших листочках.

Как это будем делать? (ответы детей)

1. Ставим точки начала и конца пути.

2. Проводим отрезок с помощью линейки.

3. Отсчитываем количество клеток.

Сколько клеток у вас получилось? (8)

Каждая клетка — это единица топлива. Сколько у нас единиц топлива осталось? (9)

Сколько нам необходимо? (8)  Хватит?

Тогда отправляемся в детский сад, поможете мне управлять кораблем? (ответы детей)

Возьмите листы бумаги и красный круг — это ваш пульт управления.

Ставим на середину листа- поплыли.

Впереди рифы- перевести пульт в верхний правый угол.

Обходим рифы- перевести пульт в верхний левый угол.

Впереди маяк- переводим пульт в нижний левый угол.

Обходим маяк- переводим пульт в нижний правый угол.

Мы приплыли – ставим пульт на середину листа.

Ну вот, ребята, мы и в садике, покидаем корабль.

3.        Подведение итогов

Здравствуйте, ребята. Я корреспондент журнала «Мир детских открытий». Вы сегодня совершили путешествие, где же вы были?

- Зачем вы туда отправились?

- Спасли?

- Как вы его спасали?

- Что вам помогло?

- Как назывались острова?

- Что вы на них делали?

- Вам было сложно или легко?

- Вам понравилось путешествие?

А теперь становимся вместе я вас тоже сфотографирую для нашего журнала. (фотографирую)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Веселые матрешки" Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе.

ull; Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.• Уточнить представления о значении слов далеко – близко.• Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убываю...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в младшей группе на тему "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК".

.ИГРОВЫЕ  ПРИЁМЫ:1.Начинается  занятие  с  сюрпризного  момента :  превращение  воспитателя  в  "ВОЛШЕБНИКА".2.Игра "Возьми  себе...

План - конспект открытого занятия по познавательной деятельности (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «Весёлые котята»

Цель: Продолжать развивать навыки ориентировки на листе бумаги.Задачи:  закреплять умения ориентироваться на плоскости, совершенствать счетные навыки, уточнить знания о геометрических фигурах...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе "Гостинцы для зайчиков"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной логопедической группе «Образование числа 12».

Цели:Познакомить с образованием числа 12 и новой счётной единицей – десятком. Программные задачи Познакомить детей с числом 12;Учить считать до 12;Познакомить с счетной едини...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе Тема: «В поисках колобка »

Цель: продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине, по длине, различать и называть геометрические фигуры, один-много.Задачи :-Закреплять  умение воспроизводить заданное количество ...