Выступление на конференции. Из опыта работы "Использование ковролинографии в познавательном развитии детей дошкольного возраста" - 2023
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая группа)

Ковролинография – развивающая технология с использованием  развивающих игр на ковролинографе (ковролине).                                                                                                                                                                                                                                                     Цель данной технологии - организация занятий, занятий – игр, занятий - путешествий  с детьми  дошкольного  возраста по  познавательному, речевому, социально – коммуникативному, художественно – эстетическому   развитию детей, развитию пальчиковой моторики...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Сказка» с. Становое

        

Воспитатель высшей  квалификационной категории:

Лаухина Валентина Николаевна

С. Становое

Апрель  2023 г.

  

Слайд 1

Слайд -2.   Добрый         день, уважаемые коллеги!  Сегодня я хочу поделиться с вами  опытом работы по технологии В. В. Воскобовича  - ковролинография.                       Своё выступление хочу начать словами  В. А. Сухомлинского                        

Люби, цени свое призванье

                                                                          И назначением своим гордись.

                                                                          Педагог, ведь это звание,

                                                                          Через него проходит чья-то

                                                                          маленькая жизнь.

В.А. Сухомлинский.

Слайд 3. Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Что такое наставничество? А. М. Горький говорил: «Наставничество похоже на отцовство. Наставник вкладывает свою жизнь, свой опыт в ученика, воспитывает его». И еще: «Самое главное в наставничестве — это не просто воспитатьребенка,  ученика, но и помочь ему стать наставником для других людей».

В настоящее время в связи с требованиями ФГОС  ДОперед нами поставлена основная цель - воспитание деятельной, любознательной,  всесторонне развитой   личности.                                                                                                

Познавательный интерес и любознательность – важнейший элемент формирования личности ребёнка. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у детей наблюдается:  недостаточный уровень мотивации к образовательной деятельности, все чаще дети не активны  на занятиях, не развито интеллектуальное мышление, любознательность, пытливость. Это  проблема, с которой рано или поздно сталкивается воспитатель.                        

Как же  можно заинтересовать ребёнка?

Слайд 4. За основу своей работы я взяла одно из направлений методики В. В. Воскобовича–ковролинография.  Ковролинография – развивающая технология с использованием  развивающих игр на ковролинографе (ковролине).                                                                                 Цель данной технологии - организация занятий, занятий – игр, занятий - путешествий  с детьми  дошкольного  возраста по  познавательному, речевому, социально – коммуникативному, художественно – эстетическому   развитию детей, развитию пальчиковой моторики и др.

Данная методика  предлагает малышам увлекательные путешествия с приключениями в мир развивающих сказок, в мир природы, окружающий мир с использованием коврографа или мини – коврографа. Это небольшие демонстрационные и раздаточные коврики из ковролина или фетра. Они  могут быть любого размера. Они очень удобны в работе с детьми. Ребёнок может играть и заниматься, как индивидуально, так и вместе с небольшой группой детей. Я их использую, как в организованной деятельности, так и в свободное от занятий время, в ходе режимных моментов. Игровой материал может быть из фетра или из бумаги, который  крепится к ковролину или фетру на липучки.

Комплекс удобендля раскладывания героев сказок. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пытаются пересказывать текст с использованием картинок. Ясчитаю, что данная технология продиктована самим временем.

Методика Воскобовича основана на трех основных принципах: познание, интерес, творчество.

Слайд 5. Работу по данной технологии  я начала вести  с 2017 года.                                  Изучила литературу и опыт педагогов по данному направлению, составила план использования метода ковролинографии.

Слайд 6.Следующим этапом стала подготовка дидактического материала, изготовление ковролиновой стены, мини – коврографовнебольших ковриков из ковролина или фетра для каждого ребёнка.

Изготовила и подобрала  дидактические материалы: геометрические фигурки из фетра разного цвета, персонажи сказок, фетровые, бумажные плоскостные игрушки для театрализованной деятельности, дидактические игры, в которые можно играть на ковролине  и др. Очень интересными, необычными  оказались в применении элементы из пособия В. В.  Воскобовича  - разноцветные верёвочки (проложить дорожку, измерить величину,  сложить геометрическую фигуру, солнышко, домик и т. д.); разноцветные круги и квадраты на липучках  («Укрась варежку, платочек», «Найди такой же», «Найди лишний» и т. д.).

Слайд 7. Одно из главных пособий Воскобовича  для детей среднего и старшего возраста  -  коврограф  «Ларчик».  Это также игровое поле из ковролина, но оно разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение.  Дети  учатся ориентироваться на плоскости. Мини – коврографы и коврограф «Ларчик» относятся к универсальным пособиям.

К коврографу «Ларчик» создала    развивающую среду  в виде Фиолетового леса - развивающая среда в виде сказок.                                                                                                                   Сказки Фиолетового леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей (Долька, Фифа, Лопушок, Павлин, Мальчик Гео, Незримка…) и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.

Слайд 8. На последнем, завершающем этапе предполагалось выявить результативность работы.

На последнем, завершающем этапе предполагалось выявить результативность работы.

Подготовив раздаточный и демонстрационный материал, создав преметно – развивающую среду:

-  Провела с детьми открытое занятие «Путешествие по сказке «Теремок»,

- Познакомила педагогов ДОУ с данной технологией: провела мастер – класс с педагогами детского сада.

Слайд 9.Подготовила и провела с родителями семинар – практикум по ковролинографии.

Слайд 10.На муниципальном уровне показала мастер- класс по использованию ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд 11.В 2022 году приняла участие в конкурсе «Педагогический дебют – 2022» в номинации «Педагог – наставник», показав мастер – класс по ковролинографии.

Слайд 12.Данная технология заинтересовала мою коллегу Соломатину Е. В. Она провела ООД с использованием коврографов и продолжает работать по данной технологии.

Слайд  13 - 14.Преимуществами ковролинового полотна являются:

  • Новые элементы (кармашки, прищепки, кружки и веревочки) обеспечивают разнообразие, наглядность и динамизм занятий, упражнений.
  • В отличие от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для проявления творчества педагога и детей где угодно: за столом, на полу, на стуле и т.д. И учебно-познавательная, игровая зона располагается от желания и настроения ребенка. Таким образом варьируется место игрового действия.
  • Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.
  • Современные материалы используются(ковролин и липучка)  и др.
  • Прочность прикрепления. Эти материалы имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна.
  • Изготовление и использование в условиях семьи. Все используемые материалы легко доступны для применения их в домашних условиях, что обеспечивает взаимодействие с семьей.
  • Прост в изготовлении и не требует больших затрат. Игрушка легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо приложить усилия.

Слайд 15-16.                                                                                                                                    Новизна.  Коврографпозволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру. Создает условия для проявления творчества педагога и  детей.

Оригинальность данной технологии состоит в том, что можно наглядно проводить игры и занятия  по  всем образовательным областям  ООП,  а также использовать ковролинограф в разных видах  деятельности детей: игровой, познавательной, коммуникативной, художественно – эстетической, продуктивной, двигательной, а также при ознакомлении малышей со сказкой.

С ним удобно проводить   работу по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;  совершенствовать  пальчиковую моторику, зрительное восприятие дошкольников.

Слайд 17-18.Ковролиновый комплекс - это современный вариант школьной доски, фланелеграфа, содержащий в себе неограниченные возможности.

Пособие – ковролинограф  является для меня отличным подспорьем и эффективным средством познавательного и интеллектуального развития, повышения мотивации у детей к играм - занятиям в моей  группе.   Это огромный простор для творчества детей, для решения    образовательных и воспитательных задач.Метод – ковролинографии актуален на современном этапе развития детей

  Он позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Использование данной технологии в  педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность в ДОУ от авторитарной обучающей к познавательной игровой деятельности, развивающей , организованной взрослыми и детьми самостоятельно.

Слайд 19. Практическая значимость

        Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение технологии ковролинография активизирует познавательную активность и способствует речевому развитию  детей дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижений, обеспечивает  развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание, расширяет рамки человеческого общения.

        Я считаю, что систематическое использование данной технологии позволяет детям проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе обучения, учиться устанавливать взаимосвязи, сопереживать, позволяет разнообразить и сделать эмоционально окрашенным, привлекательным, интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием, помогаетреализовать принципы наглядности, способствует развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Игровая технология В. В. Воскобовича-ковролинография-многофункциональна и может использоваться разными специалистами ДОУ: педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором ФК, музыкальным руководителем, а также родителями.

Слайд 20.Результативность  опыта. Систематическая работа с детьми по применению технологии - ковролинография  и анализ практической деятельности позволяет сделать вывод:

У детей совершенствуются интеллектуальные способности  (логическое и творческое мышление, внимание, воображение, память и речь);

Развиваются творческие способности детей;  координация движений, общей и мелкой моторики, ориентация в пространстве и в собственном теле.

Развивается зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п. );

Происходит формирование  мотивационной сферы к учебному процессу; сплочение группы,  умение взаимодействовать со сверстниками.

Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны и  проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам. Они с удовольствием включаются в игровую деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность. Стремятся передавать отношение цвета, размера и форм в разных видах деятельности. Таким образом, использование  методаковролинографии позволяет  обеспечить решение образовательных  и воспитательных задач по познавательному развитию.

Я  планирую  и дальше использовать метод – ковролинографии  в работе с детьми дошкольного возраста.

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В. А. Сухомлинский        

Слайд 21.Закончить свое выступление я хочу словами древнего философа Мишель де Монтень, потому что считаю, что они очень верно обрисовывают роль наставника в современном мире «…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; нужно, чтоб он тоже слушал своего питомца».

Слайд 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...

Тема опыта: «Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность».

Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.Государственные требования подчёркивают, что процессы обучения и воспитан...

«Использование игровой технологии В. В. Воскобовича-ковролинография в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Мастер- класс на тему: «Использование  игровой технологии В. В. Воскобовича-ковролинография в познавательном  развитии детей дошкольного возраста».Познавательное развитие пр...

Выступление перед педагогами "Основы познавательного развития детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Выступление разработано для участия в районном семинаре для педагогов ДОУ "Создание условий для развития познавательной активности детей дошокльного возраста в соответствии с требованиями совреме...

Выступление на семинаре по теме "Моделирование - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Использование моделирования в детской деятельности и во всех образовательных областях....